Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозная оценка воздействия объекта на особоохраняемые природные территории




 

К особо охраняемым природным территориям (ООПТ) относятся: участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Официальными решениями и постановлениями органов государственной власти такие территории полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны. ООПТ являются объектами национального достояния.

С учетом особенностей охранного режима ООПТ в Российской Федерации разделены на следующие категории: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В целях защиты ООПТ от неблагоприятного воздействия при строительстве и эксплуатации промышленных объектов на прилегающих к границам ООПТ землях и водном пространстве обязательно создаются охранные (буферные) зоны и округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Вся их совокупность образует природно-заповедный фонд России. Режим и статус этих территорий закрепляется специальными положениями о конкретных ООПТ, утверждаемыми органами, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации. Организация ООПТ является одним из обязательных условий устойчивого развития (Указ Президента России «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04 февраля 1994 г., № 236).

При выборе места размещения промышленного объекта и при проведении оценки воздействия при его строительстве и эксплуатации необходимо с особой тщательностью оценивать допустимое воздействие на природные комплексы ООПТ и следующие ограничения:

1. Для локальных промышленных объектов расстояние от ООПТ до внешней границы СЗЗ объекта должно быть не менее 10 км. Для линейных сооружений - не менее 2 км до ООПТ зоологического и гидрологического профиля, не менее 1 км до ООПТ ландшафтного, ботанического и геологического профиля.

2. При размещении объекта при прогнозе необходимо учитывать возможность влияния на ООПТ шлейфа атмосферных выбросов в соответствии с розой ветров и при аварийных ситуациях, а также вероятность стока загрязняющих веществ от объекта по рельефу до территории ООПТ.

3. Любые работы вблизи ООПТ зоологического профиля можно проводить только по согласованию с их руководством, региональными органами по охране окружающей природной среды и Управлением охотничьими ресурсами (Исключается из режима работы на объекте время гнездования, массового выведения потомства, линьки водоплавающих птиц, весенних и осенних пролетов).

4. При строительстве новых трасс дорожно-транспортной сети вблизи ООПТ при прогнозировании следует учитывать, что в этом случае увеличивается доступность к охраняемым объектам. Поэтому в программу природоохранных мероприятий дополнительно включается установка по периметру границ ООПТ специальных информационных и запретных знаков, щитов и плакатов, извещающих о строгом режиме природопользования на данной территории.

5. Используемые в процессе строительства и эксплуатации дороги на участках, примыкающих к ООПТ, изолируются от них лесополосами шириной 20-30 м из деревьев и кустарников, дренажными канавами ц земляными валами.

В процессе строительства, эксплуатации и ликвидации промышленного объекта, находящегося вблизи ООПТ, должна действовать наблюдательная система комплексного промышленного экологического контроля, которая должна своевременно установить возможное отрицательное воздействие на ООПТ, для принятия необходимых оперативных мер по локализации и устранению данного воздействия от объекта на экосистему.

 

 

Вопросы для самоконтроля по лекции 2.7

1. Как и на каких этапах ОВОС заказчик должен информировать общественность о результатах проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду?

2. Для чего необходимо выявление общественного мнения на различных стадиях оценки воздействия?

3. Какие социально-экономические характеристики состояния населения обязательно должны учитываться в процессе разработки ОВОС?

4. Какие демографические показатели, используемые при оценке и прогнозе изменения социально-экономической обстановки?

5. Что должен содержать прогноз изменения социально-бытовых условий района размещения проектируемого объекта?

6. Какие территории относятся к особо охраняемым природным территориям?

7. Какие ограничения действуют при размещении проектируемых объектов вблизи от особо охраняемых природных территорий?

Список литературы по лекции 2.7:

а) основная литература

1а. Кочнов Ю.М. Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация: Курс лекций, М.: МИСиС, №1596, 2002, - 126 с

2а. Карабасов Ю.С., Чижикова В.М. Экология и управление: Учебник для вузов, - М.: МИСиС, 2006. – 712 с.

б) дополнительная литература

1б. Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Принят Государственной Думой РФ от 19.07.95 г./ Российская газета, 1995, 30 ноября.

2б. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Парламентская газета, 12.01.2002, № 9, Стр. 2;

3б. Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утв. Приказом Госкомприроды РФ № 372 от 16.05.2000 г. Зарег. Минюстом РФ 04.07.2000 г. № 2302

 


[1] Реймерс Н.Ф. Методология научной (эколого-социально-экономической) экспертизы проектов и хозяйственных начинаний (общие принципы). – М.: Экологический союз СССР, 1990

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.