КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие основы технологии асфальтобетона
Теоретические положения. Технология — совокупность методов обработки, изготовления, изменения свойств исходных материалов, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции. Технология — наука о способах воздействия на сырье и материалы соответствующими орудиями производства. Технология асфальтобетона — совокупность методов подготовки щебня, песка, минерального порошка и битума, их смешения, укладки и уплотнения до заданной плотности. Цель технологии асфальтобетона — получение материала с теми свойствами, которые были запроектированы, т. е. с заданными свойствами. Поставленная цель достигается направленным структурообразованием асфальтобетона на всех периодах технологического процесса: подготовительном, когда происходит выбор и подготовка компонентов и проектирование состава асфальтобетона; основном — при производстве на асфальтобетонном заводе, когда происходит формирование микроструктурных связей; завершающемпри строительстве, когда формируется макроструктура; эксплуатационном, при котором происходитстабилизации структуры и свойств асфальтобетона в покрытии под движением автомобилей. Каждыйпериод структурообразования влияет на комплекс свойств системы. Однако принимая какое-либо решение, следует учитывать не только прямое, но и обратное влияние проектируемых свойств материала на выбор того или иного технологического параметра. Следовательно, чтобы получить материал с заданными свойствами, необходимо прогнозировать поведение сложной системы, управлять технологией. Первый (основной) период технологического процесса охватывает подогрев материала до заданной температуры, дозирование, смешение компонентов и транспортирование смеси к месту укладки. В этот период основная задача технологии заключается в разрушении первичных точечных контактов между частицами, равномерном распределении всех компонентов в смеси и обволакивании минеральных зерен битумом. Нормальное протекание процесса структурообразования обусловливается прежде всего хорошим смачиванием битумом минерального материала. Ухудшает смачивание наличие на поверхности минерального материала воды, адсорбируемой из воздуха, водной пленки вследствие плохого просушивания минерального материала, загрязнения пылью зерен щебня. Улучшение смачивания битумом минерального материала достигается предварительной обработкой его углеводородной жидкостью или активацией. Хорошее смачивание минеральных материалов — необходимое условие для получения материала с заданными свойствами, но недостаточное. Смачивание лишь обеспечивает полное обволакивание минеральных зерен битумом, в результате чего формируется ориентированный слой битума и происходит химическое взаимодействие битума с минеральным материалом. При транспортировании смеси происходит дальнейшее распределение битума в асфальтобетонной смеси, а при длительной перевозке возможно расслоение. Во второй (завершающий) период, который охватывает укладку и уплотнение асфальтобетонной смеси, происходит дальнейшее формирование микроструктурных связей и вследствие приложения нагрузки - сближение зерен до максимальной плотности. При сближении частиц происходят физические процессы в пленке битума, приводящие к выжиманию ее из зон повышенного напряжения. Свободный битум заполняет межзерновое пространство, на частицах остается пленка ориентированного битума, при этом коагуляционные связи в асфальтобетоне упрочняются, прочность всей системы возрастает. В асфальтобетоне с содержанием щебня более 50 % при уплотнении жестко барабанным и тяжелыми катками происходит частичное вырождение коагуляционных контактов в конденсационные. Ориентированный слой битума не выдавливается, а продавливается с разрушением контактной зоны зерен щебня. Во избежание этого необходимо уплотнять асфальтобетонные смеси пневматическими вибрационными катками. Процесс уплотнения можно регулировать за счет изменения температуры асфальтобетонной смеси. В общем случае повышение температуры влечет за собой снижение работы уплотнения. Однако недостаток когезионной прочности битума при высокой температуре может снизить способность к уплотнению асфальтобетона, так как когезионная прочность битума связана с температурой: чем выше температура, тем ниже когезионная прочность. Поэтому уплотнение необходимо производить не при максимальной температуре асфальтобетонной смеси, а при оптимальной. Естественно, что оптимальная температура смеси связана с вязкостью битума, типом смеси и уплотняющими средствами. Наличие в отряде пневмо- и виброкатков позволяет вести уплотнение при более низких температурах смеси. Прочность и долговечность асфальтобетона, уплотненного до проектной плотности при невысоких температурах, как правило, выше, чем бетона с той же плотностью, но уплотненного при высокой температуре. Выбор уплотняющих средств зависит от типа макроструктуры асфальтобетона. При базальной макроструктуре уплотнение требует меньше энергии, чем при поровой и контактной. С увеличением крупности щебня затраты работы на уплотнение возрастают, так как увеличивается толщина слоя свободного битума на щебне и внутреннее трение смеси. Следовательно, при уплотнении асфальтобетонных смесей необходимо стремиться к тому, чтобы когезионная прочности слоя адсорбированного битума была достаточно велика, а вязкость наружного слоя свободного битума минимальна. Увеличение вязкости адсорбированного слоя можно достигнуть за счет двойней обработки минеральных материалов битумом. Вначале минеральный материал в мешалке смесителя обрабатывается вязким битумом, после полного обволакивания частиц вводится пластификатор (полувязкий или жидкий битум). Действие пластификатора сводится к размягчению поверхности слоя битума, повышению его "смазывающего" действия при уплотнении. У плотня см ость связана с природой каменного материала и битума. Хорошее взаимодействие между каменным материалом и битумом, образующими асфальтобетонную смесь, в большей мере способствует получению монолита из смеси. Так, например, уплотняемость асфальтобетона на известняковом материале лучше, чем на материалах из песчаника. Кроме того, уплотняемость асфальтобетонных смесей связана с формой частиц. Наличие природного окатанного песка в смеси снижает работу уплотнения. Песчинки служат шарнирами, по которым перекатываются более крупные шероховатые и угловатые частицы. Поэтому чем больше в смеси окатанных зерен, тем быстрее и при меньшей затрате работы можно их уплотнять. Если для первого периода (основного) главным условием получения высококачественной смеси является применение битума с предельно разрушенной структурой, то для второго (завершающего) - оптимальная вязкость битума, функционально обусловливаемая видомасфальтобетона и уплотняющими средствами. В конце сближения структурныхэлементов горячий асфальтобетон должен обладать проектной прочностью и плотностью. При эксплуатации асфальтобетона в дорожном покрытии проектная плотность в полосе наката достигается за 2... 3 мес, а у бортовых камней к по оси дороги при благоприятных условиях — за 4... 5 лет. При неблаголриятныхусловиях асфальтобетон в этих местах шелушится и выкрашивается. Поэтому, применяя горячий асфальтобетон, необходимо уплотнять смесь до проектной плотности, что обеспечивает равнопрочность покрытия и повышает прочность конструкции в целом. Третий (эксплуатационный) период характеризуется дальнейшим формированием структуры асфальтобетона под движением автомобилей, при котором происходит доуплотнение покрытия в результате увеличения вязкости битума за счет внутренних необратимых процессов и упрочнения связей на границе раздела минеральный материал — вяжущее; происходит дальнейшая стабилизация ориентированного слоя битума или появление новообразований в зоне контакта. В зависимости от условий среды, а также свойств минерального материала и битума эти процессы проходят одновременно или возможно преобладание одного из них. Так, в асфальтобетоне на известняковом щебне вязкость вяжущего за счет окисления последнего изменяется незначительно. Минеральный материал из кислых горных пород не вызывает активной сорбции вяжущего, которое, находясь в свободном состоянии, будет интенсивно изменяться под влиянием атмосферных факторов. Если правильно выбраны составы смесей и все режимы технологических процессов выдержаны, то асфальтобетон в покрытии под воздействием автомобилей лишь упрочняется. Если же на каком-либо этапе допущено отклонение от заданного режима, то в этот заключительный период происходит разупрочнение структуры асфальтобетона. Наиболее распространенным отступлением является недоуплотнение. Массовые разрушения асфальтобетона в начальный период эксплуатации связаны с малыми водо- и морозостойкостью пористого асфальтобетона. Даже незначительное недоуплотнение асфальтобетонной смеси, приготовленной на гидрофильных минеральных материалах, приводит к резкому снижению водо- и морозостойкости. Свойства стабилизируются на протяжении всего жизненного цикла асфальтобетона в покрытии или в другом конструктивном слое в зависимости от изменений свойств вяжущего под воздействием атмосферных факторов и структуры минерального материала. Повышение прочности асфальтобетона, характер которого одинаков для всех типовасфальтобетонов, на первом этапе третьего периода структурообразования определяется скоростью изменения вязкости битума при охлаждении. После охлаждения асфальтобетона формирование его структуры характеризуется более равномерным нарастанием прочности, обусловленным двумя факторами: повышением вязкости битума за счет улетучивания легких углеводородов; упрочнением связей на границе минеральная часть — вяжущее в результате полной стабилизации ориентированных молекул битума или появления их новообразования в зоне контакта. В зависимости от условий среды, а также свойств минеральных материалов и битума эти процессы могут проходить одновременно, но чаще преобладает один из них. Так, в асфальтобетоне на минеральном материале из плотного известняка вязкость битума за счет окисления изменяется незначительно, поскольку наиболее реакционно способные компоненты вяжущего химически взаимодействуют с подложкой. Гранитные и кварцевые материалы не вступают в химическое взаимодействие с битумом, поэтому вязкость битума в этом случае более интенсивно изменяется под воздействием атмосферных факторов Если правильно рассчитаны составы асфальтобетонных смесей и конструкция дорожной одежды соответствует движущимся транспортным средствам, то продолжительность третьего периода — периода эксплуатации асфальтобетонного покрытия - превышает 30 лет. Падение устойчивости материала (отказ) объясняется только необратимыми изменениями, происходящими в битумной пленке на зернах минерального материала.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |