КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства асфальтобетонной смеси
Для получение плотного, прочного асфальтобетона необходимо затратить определенную работу при укладке, разравнивании и уплотнении смеси. Асфальтобетонные смеси подразделяют на литые, пластичные и жесткие. Литые смеси обладают значительной подвижностью; при укладке их разравнивают ручным валком и заглаживают. Пластичные смеси обладают сравнительно невысокой подвижностью частиц и уплотняют их катками. Необходимая плотность достигается при уплотнении в процессе устройства покрытия. Жесткие смеси обладают повышенным внутренним трением и малой подвижностью. К ним можно отнести горячие и теплые асфальтобетонные смеси с повышенным содержанием щебня (50... 65 %) и холодные смеси. Необходимая подвижность асфальтобетонной смеси, приготовляемой кг вязких битумах, достигается в основном за счет повышения температуры, снижающей вязкость битума, а смесей, применяемых без подогрева, - за счет использования жидких битумов или битумных эмульсий. Подвижность и рыхлость асфальтобетонной смеси зависит от ее структуры, количества битума и качества минерального порошка. Зернистые смеси с применением дробленых минеральных материалов имеют меньшую подвижность, чем смеси с применением гравия и природного песка. Смеси с повышенным содержанием минерального порошка обладают большей жесткостью. Непросушенный минеральный порошок понижает подвижность смеси. Избыток битума понижает рыхлость смеси. Такая смесь слеживается при перевозке, растекается по кузову автомобиля-самосвала и с трудом выгружается. Образующиеся плотные комья трудно рыхлить и укладывать в покрытие. На подвижность асфальтобетонной смеси оказывают влияние характер и качество перемешивания в смесителях; при этом смеси, приготовленные в лопастных мешалках, более уд об о обрабатываемые, чем смеси, приготовленные в мешалках со свободным перемешиванием.
Введение в смесь некоторых поверхностно-активных добавок, пластифицирующих битум, увеличивает ее подвижность. Уплотняемость смесей зависит в основном от тех же факторов, что и подвижность. Однако имеется и некоторое различие. Так, подвижность и рыхлость смеси понижаются с избытком битума, в то же время увеличение содержания битума на 10... 15 % выше оптимального улучшает уплотняемость смесей. В значительной мере на прочность и устойчивость асфальтобетона при данном составе и качестве исходных материалов влияет степень уплотнения смеси. В дорожных покрытиях после уплотнения смеси катками и последующего доуплотнения автомобилями плотность асфальтобетона соответствует примерно плотности образцов, уплотненных стати ческой нагрузкой 40 МПа в течение 3 мин при рабочей температуре смеси. Уплотняемость асфальтобетонной смеси можно определить с помощью прибора И. В. Королева. За показатель степени уплотняемости смеси принимается число нагружений N, необходимых для получения образца смеси с заданной средней плотностью. С помощью этого прибора и разработанной методики установлены критические (минимальные) температуры эффективного уплотнения асфальтобетонных смесей при устройстве покрытий в зависимости от марки применяемого битума к гранулометрического состава минеральной смеси. Снижение минимальной температуры конца уплотнения смесей, подобранных по коэффициенту сбега 0.90, связано с уменьшением внутреннего трения смеси. Уплотнение жестких смесей горячего типа, содержащих повышенное количество щебня, необходимо начинать при температуре 120... 130° С. Уплотнение предпочтительно начинать виброкатками или на пневматических шинах. Минералогический состав и "пористость материалов определяют шероховатость и форму минеральных зерен, что в свою очередь отражается на внутреннем трении и сцеплении частиц, а следовательно, и на уплотняемости смесей.
Структура и размер пор влияют на степень отсоса жидких компонентов битума и способствуют повышению вязкости битумных прослоек и вязкого сопротивления смесей при уплотнении. Так, асфальтобетонные смеси, приготовленные на металлургических шлаках, отличаются меньшей уплотняемостью, чем смеси на щебне из природных горных пород. Асфальтобетонные смеси из пористых известняков более жесткие, чем из плотных известняков, вследствие значительной диффузии наиболее подвижного компонента (масел) ** битума. Поэтому смеси на щебне из плотных известняков обладает лучшей уплотняемостью по сравнению со смесями на щебне из пористых известняков. 29. Производство асфальтобетонных смесей. Асфальтобетонные смеси (горячие, теплые и холодные) изготавливают на стационарных или передвижных асфальтобетонных заводах (АБЗ). Первые строятся там, где имеется постоянная потребность в асфальтобетонных смесях - в городах, у крупных транспортных узлов. Передвижные (временные) АБЗ создают при строительстве или реконструкции магистральных автомобильных дорог. Удаленность завода от места укладки горячей или теплой смеси определяют продолжительность ее транспортирования, которая не должна превышать 1,5 ч. Целесообразный радиус обслуживания строящихся автомобильных дорог с одного АБЗ составляет 60... 80 км. Расстояние транспортирования холодной асфальтобетонной смеси не имеет ограничения и определяется технико-экономическими расчетами. Выбор площадки для АБЗ определяют из условий наименьшего расстояния транспортирования готовой смеси и исходных материалов, наличия железнодорожных и водных путей, энерго-, водоканализационного хозяйства и других местных условий. Наилучшее место для размещения АБЗ выбирают на основе технико-экономических изысканий. Современный уровень развития техники позволяет полностью механизировать и автоматизировать производство асфальтобетонных смесей на АБЗ.
В зависимости от принятой схемы организации работ АБЗ могут быть с производством асфальтобетонной смеси на привозных, готовых к применению фракционированных материалах и минеральном порошке, на материалах, приготовленных здесь же, на заводе. Опыт доказал преимущества централизованной переработки каменных материалов и доставки на АБЗ фракционированного щебня и готового минерального порошка. В состав АБЗ входят: смесительный цех, состоящий из машин и агрегатов, предназначенных для приготовления асфальтобетонной смеси из подготовленных соответствующим образом материалов; битумное хозяйство, включающее битумохранилище, битумоплавильные котлы „ насосные станции, битумопроводы; помольная установка, перерабатывающая минеральные материалы (известняк, доломит, доменные шлаки) в минеральный порошок; склады щебня, песка и минерального порошка; лаборатория, контролирующая качество материалов, технологию производства и качество выпускаемой продукции;.энерго- и паросиловое хозяйства; средства для внутризаводского транспортирования материалов и др. Поступающие на завод минеральные материалы выгружают на специальные площадки, которые должны иметь твердое покрытие. Рекомендуется устраивать крытые склады или навесы для хранения 10... 15-дневного запаса щебня мельче 20 мм и песка. Каменный материал для производства минерального порошка после просушки во вращающемся барабане размалывают в шаровых или трубных мельницах. Хранят минеральный порошок в закрытых помещениях бункерного типа или в силосах. Для механизации складских операций обычно применяют автопогрузчики, ленточные конвейеры, транспортные эстакады и другие машины и механизмы. Битум поступает на АБЗ в бункерных полувагонах или цистернах и сливается в хранилища. При расположении нефтеперерабатывающего завода на расстоянии до 300 км битум можно доставлять на АБЗ автобитумовозами. Асфальтобетонную смесь приготовляют, как правило, одним из следующих способов:
1) в асфальтосмесителях принудительного перемешивания периодического действия с предварительным просушиванием, нагревом и дозированием минеральных материалов. Ввиду наиболее широкого распространения этой технологии она названа традиционной', 2) в асфальтосхмесителях принудительного действия, в которых отдозированные холодные влажные минеральные материалы перемешивают с горячим битумом, а затем они поступают в сушильный барабан, где их нагревают до заданной температуры. Такая технология названа беспыльной; 3) в асфальтосмесителях свободного перемешивания барабанного типа, в которых отдозированные минеральные материалы просушиваются, нагреваются и смешиваются с битумом. Такая технология названа турбулентной. B барабане песок и щебень высушивают и нагревают до рабочей температуры. Нагрев материала осуществляется вследствие сжигания жидкого или газообразного топлива в топках сушильных агрегатов. Газы и пыль, образующиеся при сжигании топлива и просушивании материала, поступают в пылеулавливающее устройство, состоящее из блока циклонов 2, в котором пыль осаждается. Не осажденная тонкая пыль улавливается мокрым пылеуловителем 1 и удаляется в виде шлама. Нагретые до рабочей температуры песок и щебень поступают из сушильного барабана на элеватор, который подает их в сортировочное устройство смесительного агрегата 8. Сортировочное устройство разделяет материалы на фракции по размерам зерен и подает их в бункеры для горячего материала. Из этих бункеров песок и щебень различных фракций поступают в дозаторы, а оттуда в смеситель 5. Минеральный порошок поступает из агрегата минерального порошка 7, в состав которого входит оборудование для хранения и транспортирования этого материала. С помощью дозатора, установленного на агрегате минерального порошка, обеспечивается заданное содержание порошка в смеси. Из дозатора порошок подается в смеситель шнеком. Битум, разогретый в хранилище до жидкотекучего состояния, с помощью нагревательно-перекачивающего агрегата подается в нагреватель 4 битума, в котором обезвоживается и нагревается до рабочей температуры. Битум из нагревателя битумопроводом поступает к смесительному агрегату, дозируется и вводится в смеситель. Все компоненты, поданные в смеситель, перемешиваются. Затем готовая продукция выгружается в автомобили-самосвалы или направляется с помощью подъемников в бункеры для готовой смеси 5. Управление асфальтосмесительными установками осуществляется го кабины 3. К асфальтосмесительным установкам такого типа относят ДС-158 производительностью 50 т/ч, ДС-84-2 производительностью 200 т/ч и др, Асфальтосмесители, работающие по такой технологической схеме, служат надежно и дают высокое качество продукции. Асфальтосмесительные установки традиционной технологии с приготовлением смеси в смесителях непрерывного действия изготавливают главным образом в нашей стране. Установки Д-645-3 и ДС-118-4 с производительностью 100 т/ч при непрерывной работе обеспечивают получение продукции заданного качества. К недостаткам смесителей традиционной технологии относят их большую металлоемкость, энергоемкость и пылимость. Для уменьшения образования пыли при производстве асфальтобетонной смеси используют асфальтосмесители, работающие по беспыльной технологии. Влажный щебень н песок из бункеров агрегата питания 7, отдозировакные дозаторами порционного действия 2, подаются ленточным конвейером 3 в приемный бункер 4 смесителя 8. Минеральный порошок из силосной банки 5 подается на дозатор 6. В смеситель 8 выгружаются все холодные минеральные материалы и под давлением впрыскивается отдозированный горячий битум, поступающий по линии 7 из нагревательного агрегата. Смесь перемешивается, выгружается в бункер 9 и подается ленточным конвейером 10 в сушильный барабан 11. Смесь минеральных материалов с равномерно распределенными капельками битума нагревается. Вода испаряется, битум обволакивает минеральные зерна. Экран 12 предохраняет смесь от перегрева. Готовая смесь попадает в бункер 13 и ковшом 14 скипового подъемника подается в бункер-накопитель 15. Эта технология может быть двух-стадийной. На первой стадии на стационарном АБЗ готовят холодную смесь, в которой вязкий битум находится в виде капелек. Такая смесь может длительное время храниться на складе. На второй стадии готовят асфальтобетонную смесь путем нагрева холодной смеси в передвижной установке на месте производства работ. Асфальтосмесительная установка фирмы "Машинери" (Финляндия) имеет микропроцессорную систему управления в памяти компьютера может храниться до 200 рецептов смесей. Переналадка на новый рецепт занимает 1.... 2 с. С помощью дисплея производится динамический контроль процессов дозирования, взвешивания и смешивания. На печатающем устройстве (принтере) фиксируются составы и отклонения от нормы по каждому замесу. Масса одного замеса составляет 1,5 т, производительность установки 120 т/ч. Получаемая смесь имеет весьма высокую однородность, однако вследствие того, что влажность материалов может колебаться, не исключена передозировка тех или иных компонентов, не исключено также понижение водостойкости асфальтобетона. Асфальтобетоносмесители, работающие по беспыльной технологии, менее металлоемки, в работе более экономичны и экологичны, чем традиционные. В последние годы нашли применение турбулентные барабанные асфальтосмесительные установки непрерывного действия свободного перемешивания. Фракции щебня и песка, отдозированные дозаторами непрерывного действия, из агрегата питания 1 подаются транспортерной лентой в барабанный смеситель. Минеральный порошок из силосной банки 3 дозатором непрерывного действия подается на общий транспортер 2 и совместно со щебнем и песком поступает в барабанный смеситель. Битум подается битумопроводом 4. В барабанном смесителе происходит высушивание и нагрев минеральной смеси, вбрызгивание вяжущего. Выгрузка готовой смеси осуществляется скиповым подъемником 6 в раздаточный термос-бункер 7, а затем е автомобиль-самосвал. Производительность установок такого типа от 60 до 600 г/ч. Барабанный смеситель по виду и объему подобен сушильному барабану асфальтосмесительной установки периодического действия. Смеситель — это вращающаяся печь, работающая по прямотоку. Форсунка 5 установлена в том торце барабана, в который поступает холодная минеральная смесь. Такая схема защищает вяжущее от перегрева. Внутри барабанного асфальтосмесителя выделяют четыре рабочие зоны: А - зона просушивания и нагрева минеральных смесей открытым пламенем. Б -зона смешения минеральных материалов с вяжущим. Вяжущее разбрызгивается из сопел, расположенных по длине этого участка. в — зона обволакивания минеральных частиц вяжущим. Г - зона окончательного смешения минеральных частиц с вяжущим, удаления пара и выгрузки смеси в ковш скипового подъемника 6. Изготовление асфальтобетонных и других смесей в этих смесителях по сравнению с традиционными имеет ряд экономических и экологических преимуществ. Стоимость установки из-за ее меньшей металлоемкости и простоты значительно ниже обычных. Установка потребляет электроэнергии на 40 % меньше, чем традиционные установки равной производительности. Установки данного типа требуют при обслуживании высокой технологической дисциплины и интенсивного контроля выпускаемой продукции. Это объясняется следующим: дозирование в установке непрерывное; при дозировании необходимо учитывать влажность минеральных материалов; небольшое отклонение от оптимального режима приводит к выпуску брака. Двухступенчатая технология, включающая приготовление асфальтового вяжущего в специальном смесителе, позволяет получать асфальтобетоны более высокого качества, чем по традиционной технологии. В смесителях для асфальтовяжущего достигается полная дезагрегация порошка, образование "свежих" поверхностей, наиболее активно взаимодействующих с битумом. В этих смесителях можно приготавливать модифицированное связующее, вводить добавки, придающие эластичные свойства связующему, микроармировать его и др. Эта технология позволяет избирательно обрабатывать различными вяжущими мелко- и грубодисперсные минеральные-материалы. Так, для повышения долговечности асфальтобетона щебень и песок из кислых горных пород обрабатывают в асфальтосмесителе поверхностно-активными веществами катионного, типа или смолами твердых топлив, а на них выгружают асфальтовяжущее с ПАВ анионного типа и смешивают. Можно также щебень и песок обрабатывать одним вяжущим (например, каменноугольным дегтем), а минеральный порошок другим (например, битумом). Это позволит расширить ресурсы органических вяжущих и решить ряд экономических и экологических задач. Оптимальное количество битума по этой технологии уменьшается на 10... 15 % массы битума. Двухступенчатая технология может быть реализована в асфальтосмесигелях турбулентного действия. Это, несомненно, повысит качество продукции за счет повышения ее однородности. Реализация данного предложения не вызывает технических трудностей. 30. Укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси в дорожной конструкции. Перед укладкой асфальтобетонной смеси основание должно быть тщательно подготовлено. Подготовка включает: проверку качества основания и устранение дефектов; очистку поверхности от пыли и грязи; обработку основания вяжущим в целях обеспечения надлежащего сцепления с покрытием. Наибольший размер неровностей основания при проверке 3-метровой рейкой не должен превышать 6... 8 мм. Хорошее сцепление покрытия с основанием, а также между слоями покрытия обеспечивается за счет обработки основания или нижнего слоя покрытия битумом или битумными эмульсиями. Для получения ровного асфальтобетонного дорожного покрытия и обеспечения высокопроизводительной работы по его устройству организуется непрерывное и равномерное поступление асфальтобетонной смеси с температурой не ниже указанной в табл. При температуре воздуха 10° С скорость охлаждения асфальтобетонной смеси, уложенной при температуре 160°С, зависит от толщины укладываемого слоя. Покрытие строит механизированное звено в составе: самоходный асфальтоукладчик (один или два), один легкий и два тяжелых катка на каждый укладчик. Асфальтоукладчик (например, марки Д-150Б) состоит из приемного бункера, шнека, распределяющего смесь по ширине укладываемой полосы, трамбующего бруса выглаживающей плиты t ходовой части, двигателя. Самоходные асфальтоукладчики одновременно с укладкой предварительно уплотняют смесь. Поверхность слоя после прохода укладчика перед уплотнением должна быть ровной, однородной, без разрывов и раковин. Асфальтобетонную смесь уплотняют гладковальцовыми катками массой 6... 8 10..,13 и 11... 13 т, катками на пневматических шинах массой 16 т и вибрационными катками массой 6... 8 т. Гладковальцовым катком массой 6..,8т покрытие уплотняют непосредственно после укладки смеси, затем катком на пневматических шинах массой 16 т (6... 10 проходов) и заканчивают уплотнение гладковальцовым катком массой 11... 18 т (4... 8 проходов). Количество проходов катка (энергоемкость уплотнения), необходимое для уплотнения асфальтобетонной смеси, взаимосвязано с составом следующим образом: удваивается при замене в смеси природного песка на дробленый; возрастает на 50 % при переходе от малощебенистых (20... 35 % щебня) к много-щебенистым (50... 65%) смесям; возрастает на 30... 40 % при применении высокопористых асфальтобетонных смесей с пониженным количеством битума. Контроль качества асфальтобетона. При приготовлении асфальтобетонной смеси контролируют: качество исходных материалов, точность дозирования минеральных материалов и битума, продолжительность перемешивания минеральных материалов с битумом, температуру смеси на выходе, соответствие смеси заданному составу. Для контрольных испытаний по ГОСТ 9128 - 84 отбирают три пробы от каждой партии (партией считают количество смеси одного состава, выпускаемой на одной установке в течение смены, но не более 400 т) непосредственно из кузовов автомобилей. Определяют следующие показатели: температуру готовой смеси; зерновой состав и содержание битума; пористость минерального остова и остаточную пористость; водонасыщение; предел прочности при сжатии при температурах 50, 20 и 0°С; набухание; коэффициент водостойкости. В процессе строительства асфальтобетонных покрытий систематически контролируют температуру и однородность смеси, укладываемой з покрытие, проектную толщину и профиль покрытия, качество уплотнения. Наиболее важная часть контроля — проверка степени уплотнения покрытия. Для этой цели берут пробы из покрытия вырубкой или высверливанием и определяют среднюю плотность и водонасыщение образцов. Из части взятой пробы изготавливают образцы так же, как и при испытании асфальтобетонных смесей. По отклонению средней плотности образцов с ненарушенной структурой от средней плотности образцов, стандартно уплотненных, и их водонасыщению судят о качестве уплотнения дорожных покрытий. Вырубки или керны отбирают в слоях из горячих и теплых асфальтобетонов через 1... 3 сут после их уплотнения, а из холодного через 15... 30 сут на расстоянии не менее 1 м от края покрытия. Отбор проб производится из расчета не менее трех на 7000 м2 покрытия. Инструментальная проверка качества асфальтобетона в покрытии заключается в определении коэффициента сцепления шины автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия лабораторной установкой ПРК-2 по длине тормозного пути или по значению замедления автомобиля "Волга" модели М-21 или М-24, а также прибором маятникового типа МП-3.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |