КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теплый асфальтобетон. Материалы для его приготовления. Свойства
В теплом асфальтобетоне применяют битумы с меньшей вязкостью, чем в горячих асфальтобетонных смесях. Если теплый асфальтобетон приготавливают на битумах марок БНД 130/200, БНД 200/300, БНД 40/60 и БНД 60/90,смешанных с тяжелыми разжижителями нефтяного или каменноугольного происхождения, формирование структуры происходит за счет упрочнения микроструктурных связей при уплотнении и охлаждении материала в покрытии. Асфальтобетон после уплотнения и охлаждения обладает проектной плотностью и прочностью. Если же теплый асфальтобетон приготавливают на битумах марок С Г 130/200. БНД 40/60 и БНД 60/90, смешанных с легкими разжижителями (начало кипения 160... 180°С, конец кипения 260... 300°С) до глубины проникания иглы при 25°С 300... 400°, происходит относительно длительное формирование структуры асфальтобетона. Асфальтобетон после уплотнения и охлаждения смеси набирает до 80 % проектной плотности и прочности. Испарение легких фракций с одновременным доуплотнением транспортными средствами при водит к окончательному формированию покрытия. Минеральные материалы для теплого асфальтобетона должны быть чистыми, зерна угловатыми и шероховатыми. Прочность при сжатии исходной горной породы должна быть не ниже 100... 120 МПа. Осадочные карбонатные породы и металлургические шлаки могут быть использованы с прочностью не ниже 80...100 МПа. В теплом асфальтобетоне не рекомендуется применять природный, песок и гравий. В крайнем случае содержание крупнозернистого окатанного песка может быть не более 30 % массы дробленого песка. Искусственный песок, получаемый при дроблении магматических горных пород и металлургических шлаков, должен содержать зерен фракции 5... 1,25 мм не менее 25 %. Применение в теплом асфальтобетоне битумов с меньшей вязкостью определяет особенности структурообразования и структурно-механические свойства материала — способность смесей приобретать плотность в покрытии при более низких температурах воздуха по сравнению с горячими смесями. Теплый асфальтобетон обладает большей трещиностойкостью при низких отрицательных температурах. Адгезионная и когезионная прочности битума в общем случае понижаются с понижением вязкости битума. Поэтому подо- и морозостойкость теплого асфальтобетона приготовленного на обычных материалах по принятой технологии, в начальный период эксплуатации ниже, чем у горячего асфальтобетона. Следовательно, для повышения долговечности теплого асфальтобетона необходимы специальные мероприятия, заключающиеся во введении в смесь поверхностно-активных веществ и активаторов, в активации минеральных материалов и др. Процессы структурообразования в смесях, приготовленных на битумах марок БНД 130/200 и БНД 200/300, протекают так же, как и в горячих смесях, но с некоторым замедлением. Изменяя порядок введения минеральных материалов, разжижителя и битума, можно направленно регулировать структурообразование. Введение в мешалку пластификатора с ПАВ непосредственно после минеральных материалов обеспечивает предварительную гидрофобизацию зерен, что создает условия для более равномерного распределения вяжущего по поверхности минеральных материалов, снижает работу перемешивания. При введении пластификатора с ПАВ в смесь после битума размягчается внешняя оболочка битумной пленки на минеральных зернах, снижается вязкость свободного битума, уменьшается вероятность самослипания покрытых вяжущим зерен при снижении температуры смеси. Такой порядок введения материалов наиболее целесообразен для работ в осенне-зимний период При формировании структуры теплого асфальтобетона на битумах марок СГ 130/200 и БНД 40/60, БНД 60/90, смешанных с легкими разжижителями (лигроин, сланцевое масло, каменноугольное масло), процессы структурообразования протекают по типу формирования структуры холодного асфальтобетона, но за гораздо меньший период (до 20сут). Сдвигоустойчивость. Главным сдерживающим началом широкого применения теплого асфальтобетона для автомобильных дорог является возможность образования наплывов и сдвигов при движении автомобилей в летнее время. Наибольшей прочностью при сдвиге обладает асфальтовяжущее, наименьшей - асфальтобетон. По мере насыщения асфальтового раствора щебнем (до 20 %) прочность при сдвиге понижается. Дальнейшее насыщение смеси щебнем приводит к формированию пространственного каркаса, вследствие чего максимальная прочность при сдвиге теплого асфальтобетона достигается при 40 % щебня, а горячего - при 50 %. Такое различие объясняется тем, что вязкий битум образует на щебенках пленку большей толщины, чем менее вязкий битум. При этом увеличивается вероятность образования плоскостей скольжения по толстым пленкам и для создания сдвигоустойчивого каркаса в горячем асфальтобетоне требуется повышенное содержание щебня. Для асфальтобетона с неизменным гранулометрическим составом минеральной части прочность при сдвиге закономерно понижается с понижением вязкости битума. Однако при переходе к асфальтобетонам, приготовленным на битумах той же вязкости, но оптимальной структуры, эта закономерность нарушается. Теплый и горячий асфальтобетоны оптимальных структур имеют практически одинаковые значения предельного сопротивления сдвигу. Это объясняется тем, что падение сдвигоустойчивости асфальтобетона, которое неизбежно происходит за счет снижения вязкости применяемого битума, компенсируется изменением в гранулометрии асфальтобетона, в результате чего не наблюдается общего падения прочности при сдвиге. Трещиностойкость. Теплый асфальтобетон более пластичен при отрицательных температурах, чем горячий. Участок стабилизации прочности, характеризующий переход теплого асфальтобетона в хрупкое состояние, смещается в область низких температур. У теплого асфальтобетона переход в хрупкое состояние происходит при температуре — 40... —25 С, у горячего - при - 10...—20° С (см. рис. 11.12). Прочность теплого асфальтобетона на растяжение при изгибе при 0°С ниже (Rизг - 3,5 МПа), чем горячего (Rкзг — 5 МПа), но горячий асфальтобетон разрушается практически как хрупкое тело (е = 0,007), теплый — как упруг овязкое теле (е = 0,025). Ползучесть. При нагружении теплого асфальтобетона, постоянной нагрузкой в нем возникают обратимые и необратимые деформации, значения которых связаны с уровнем напряжения. При напряжениях, не превышающих 0,03 Rразр, теплый асфальтобетон работает в упругой стадии, при напряжениях до 0,4 Rразр - в упруговязкой стадии, при этом часть деформации после снятия нагрузки не восстанавливается; в асфальтобетоне накапливаются остаточные деформации. В материале устанавливается стационарное течение. При напряжениях, превышающих 0,4 Rразр, деформация асфальтобетона возрастает и приводит через некоторое время к его разрушению. Релаксация напряжений. Релаксационная способность теплого асфальтобетона так же, как и горячего, взаимосвязана с вязкостью битума и размером минеральных зерен. Теплый асфальтобетон на битуме БНД 200/300 в наименьшей степени релаксирует напряжения при предельной крупности зерен 1,25 мм, на битуме БНД 130/200 - при 5 мм. При температуре 0°С теплые асфальтобетоны релаксируют 6... 7 % первоначального напряжения, в то время как горячий асфальтобетон при этой температуре практически не релаксирует напряжение. Поэтому температурные напряжения при понижении температуры в теплом асфальтобетоне быстрее рассасываются, чем в горячем. Отсюда большая трещиностойкость теплых асфальтобетонов. Расчет состава теплого асфальтобетона. Состав рассчитывают так же, как и горячего. Однако максимальное содержание щебня в мелкозернистом асфальтобетоне не должно превышать 60 %. Минерального порошка необходимо брать от его количества больше на 15... 20 %, чем для соответствующего типа горячего асфальтобетона. Теплый асфальтобетон с оптимальным гранулометрическим составом минеральной части по прочности не уступает горячему асфальтобетону. В обычных условиях при температуре воздуха выше 10 °С структура горячего асфальтобетона в покрытии формируется относительно быстро. При температуре воздуха ниже 10 °С расчетная плотность горячего асфальтобетона, как правило, не достигается, поэтому применяют теплые асфальтобетоны.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |