КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.7. ЭВС. Характер
1. Эмоционально-волевая сфера. Высшие чувства. 2. Характер. Физиологическая основа характера.
1. Эмоционально-волевая сфера. Высшие чувства. Все с чем человек сталкивается в своей жизни, вызывает у него какое-то отношение. Одни явления нас радуют, др. печалят, третьи возмущают. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Т.О. источником эмоций и чувств является объективная действительность. Наиболее существенной чертой является субъективность и носит личностный характер. В них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации и тесно связаны с потребностями личности. Т.О. эмоции и чувства – особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Основными чертами эмоций и чувств является их полярность, интегральность и связь с жизнедеятельностью: Ø Полярность – присутствует как в простых переживаниях (удовольствие = неудовольствие), так и в более сложных (любовь = ненависть). Ø Интегральность – эмоции и чувства охватывают весь организм и передают состояниям человека определенный тип переживания. Ø Связь с жизнедеятельностью – под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека (психосоматика) Эмоции и чувства исторически и социально обусловлены, т.е. они по-разному проявляются у разных народов, различны в разные исторические периоды. Изменяются с развитием общества. Выполняют целый ряд специфических функций: 1) Отражательная – выражается в обобщенной оценке событий, благодаря ей человек может ориентироваться в окружающей действительности, может оценить окружающие предметы и явления с т. зр. их желательности. 2) Побудительная – стимулирующая к активным действиям. 3) Подкрепляющая – значимое событие которое вызывает сильную эмоциональную реакцию быстрее и надолго запечатлевается в нашей памяти. 4) Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. 5) Приспособительная – благодаря вовремя возникающему чувству организм имеет возможность приспособиться к окружающим условиям. 6) Коммуникативная – мимикой и пантомимикой человек может передать другим людям свои переживания и информацию, свое отношение к окружающей действительности. Существует множество форм эмоциональных состояний: 1) Чувствительный или эмоциональный тон – эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психических процессов, побуждающих субъекта к их устранению или сохранению. Эмоциональный тон носит субъективную окраску. Зависит от того, как протекает деятельность. 2) Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека, м.б. радостным и печальным, бодрым или подавленным и т. д. Причины не всегда понятны, но при желании можно определить. Настроение может стать устойчивой чертой личности. Устойчивость настроения зависит от индивидуальных особенностей личности т.к. настроение существенно накладывает отпечаток на поведение, важно научиться управлять им. 3) Эмоции в узком значении слова – непосредственное временное переживание какого-либо чувства: · Стенические – стимулируют деятельность, увеличивают энергию, побуждают к поступкам. · Астенические – вызывают скованность, пассивность.
Др. фил. Изард выделил основные эмоции и чувства: интерес, страдание, радость, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Из соединения фундаментальных эмоций возникают тревожность, паника и т.д. v Аффект – самая мощная эмоциональная реакция, сильное, относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта обстоятельств, и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Возникает на уже произошедшее событие. v Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Бывает физиологический и психологический стресс v Писхологический стресс – м.б. информационным и эмоциональным (опасности, обиды, тревоги и т.д.) 1) тревога 2) стабилизация 3) истощение v Фрустрация – состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, которые возникают на пути к достижению цели (озлобленность, подавленность, агрессия) v Толерантность – устойчивость фрустрации. v Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, которое определяет направление мыслей и поступков. Высшие чувства: Ø Нравственные. Ø Эстетические. Ø Интеллектуальные. Воля: Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Функции воли – сознательная саморегуляция активности человека, в затрудненных условиях жизнедеятельности (соотносится со всем сознанием). Волевые действия бывают: I. Простые – те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. II. Сложные – делятся на: 1) Осознание цели. 2) Стремление достичь ее. 3) Осознание ряда возможностей достижения цели. 4) Появление мотивов утверждающих или отрицающих эти возможности. 5) Борьба мотивов и выбор. 6) Принятие одной из возможностей в качестве решения. 7) Осуществление решения. 8) Преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты. Т.О.воля нужна и при выборе цели, и при принятии решения и при принятии действий. При преодолении препятствий требуется волевое усилие – это особое состояние нервно психического напряжения мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. К волевым качествам относятся: · Целеустремленность. · Настойчивость. · Выдержка. · Решительность · Инициативность. · Самостоятельность. · Организованность. · Дисциплинированность. · Смелость. · Исполнительность. 2. Характер. Физиологическая основа характера. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которые обусловливают типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Физиологической основой характера является тип Н.С., а также системы временных связей, которые возникают под влиянием внешних воздействий. Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях и вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.
В структуре характера выделяются несколько групп: 1. группа: Черты, которые проявляются в деятельности – трудолюбие = лень, инициативность = пассивность, ответственность = безответственность, работоспособность и т.д. 2. группа: Черты, которые проявляются по отношению к другим людям – эгоизм = альтруизм, жестокость = доброта, безразличие = чуткость, грубость = вежливость, лживость = правдивость. 3. группа: Система отношений человека к самому себе, степень требовательности, критичности, скромности. 4. группа: Характеризует отношение личности к вещам – аккуратность, бережливость, щедрость = скупость.
В характере отражаются и волевые качества: готовность преодолевать препятствия, физическую и душевную боль, степень настойчивости и самостоятельности. Формирование характера начинается с детства, и на разных возрастных этапах происходит по-разному. То, каким будет характер, зависит от того микромира, с которым ребенок вступает во взаимодействие, зависит от условий воспитания, самовоспитания, преобладающих форм деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |