Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.8. Личность




1. Понятие личности в психологии, индивида, индивидуальности. Этапы в теории изучения личности.

2. Структура личности. Основные формы направленности личности.

3. Типы личности. Психологические защиты личности.

4. Потребности, их виды.

5. Темперамент. Теория возникновения темперамента.

 

1.

Понятие личности в психологии, индивида, индивидуальности. Этапы в теории изучения личности.

Одного определения понятия личности нет. Психологическая литература, в отношении человека использует разные термины: человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект или объект общения.

Понятие человек – самое общее понятие, которое означает вид биологической классификации, поэтому оно представляет собой био-социальную категорию.

Индивид – означает принадлежность к роду человеческому, в нем содержится, в большей степени, биологическое понятие, чем биосоциальное. Индивид обладает психикой и, в то же время, он включен в систему личностных отношений, эта включенность определяется понятием личность.

Личность – социальное качество индивида, это человек главным, в характеристике которого является общественное, социальная сущность без биологического фактора. Личность обладает психикой, но понятие личность и психика не тождественны.

Личность – это сущность человека, но эта сущность не в его уникальности как индивида, а в противоположности, т.е. в его социальном качестве.

Индивид в процессе социализации становиться личностью, это личностное качество в большой степени зависит от социальной среды: социального общественного строя, региона проживания, культуры, литературы и т.д.

2.

Структура личности. Основные формы направленности личности.

 

Структура личности – это относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостного сложного образования. Личность человека формируется под воздействием общества, но личность и сама активно влияет на общество.

Структура личности:

§ Направленность личности (что ты хочешь) – проявляется в ее активности, постановке целей и задач, потребностях человека, интересах, идеалах, убеждениях.

§ Знания, умения, навыки (что ты можешь) – приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

§ Индивидуально-типологические особенности, факторы (что ты есть) – проявляются в темпераменте, характере, способностях.

Направленность личности – это цели, задачи и побуждения, которыми он руководствуется в своей деятельности, жизни, в своем отношении к окружающему миру.

Основные формы направленности личности:

ü Влечение – наиболее примитивная биологическая форма, неопредмеченное побуждение.

ü Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

ü Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

ü Интерес – эмоциональное проявление познавательной деятельности как потребности человека (основные характеристики: цель, широта, устойчивость)

ü Склонность – возникает при включении в интересы волевого компонента.

ü Идеалы – образы, которыми руководствуется личность в настоящее время и которые выделяет план самовоспитания.

ü Мировоззрение – система сложившихся взглядов: философских, эстетических, этических, естественнонаучных; система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в этом мире.

ü Убеждение – высшая форма направленности. Представляет собой систему мотивов личности, побуждающей ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением. Характеризуется высокой осознанностью и теснейшей связью с миром чувств.

 

3.

Типы личности. Психологические защиты личности.

Типы личности:

1) Демонстративный

2) Застревающий

3) Педантичный

4) Возбудимый

5) Гипертимический

6) Дистимический

7) Тревожный

8) Экзольтированный

9) Эмотивный

10) Циклотивный

 

Психологические защиты личности:

В жизни человека постоянно встречаются такие ситуации, когда по каким-либо причинам имеющаяся потребность не может быть удовлетворена. В таких случаях поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Защитные механизмы начинают свое действие тогда, когда достижение цели нормальным способом невозможно, или человек полагает, что невозможно.

1) Отрицание – информация, которая тревожит или может привести к конфликту, не воспринимается (не позволяет человеку адекватно реагировать на происходящее вокруг)

2) Вытеснение – активное выключение из сознания мотива или неприятной информации (ущемленное самолюбие, задетая гордость, обида и т.д.) может порождать ложные мотивы своих поступков, а истинные, но неприятные мотивы вытесняются, так человек избегает угрызений совести, чувства стыда (причем, быстрее всего вытесняется и забывается не то что люди сделали плохого, а то, что человек сделал сам плохого – человек не делает вид, а действительно забывает нежелательное.)

3) Проекция – приписывание другому лицу собственных чувств, желаний влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.

4) Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств, качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя.

5) Рационализация – псевдонаучное объяснение человеком своих желаний, поступков, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

6) Замещение – перенос действия направленного на недоступный объект на действие с доступным объектом.

7) Изоляция – (отчуждение) обособление внутри сознания травмирующих человека факторов (уход в себя)

Лишь допуская несовершенство своей личности, осознавая действие психических защит человек, преодолевает недостатки, изменяет поведение и реальные поступки.

4.

Потребности, их виды.

 

Потребности являются основной побудительной силой жизнедеятельности личности.

Потребности – это осознанная нужда человека, которая необходима для поддержания его организма и развития личности.

Виды потребностей:

Пирамида потребностей (по Маслоу):
Базовые потребности – (естественные, природные) – удовлетворение физических потребностей, которые лежат в основе жизнедеятельности человека.(пища, испражнение, тепло или охлаждение и.т.д.   Материальные – жилище, предметы быта, необходимые для осуществления базовых потребностей.   Социальные – выражают социальную природу человека (общение, общественная значимость, авторитет, власть и т.д.   Духовные – характеризуют уровень развития личности (в учебе, знаниях, культуре, стремление к творчеству.  

 

5.

Темперамент. Теория возникновения темперамента.

Темперамент – определенные психологические свойства, одинаково проявляющиеся в различной деятельности независимо от ее содержания, и остающиеся сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.

Существует теория о возникновении темперамента:

Теория Гиппократа, он считал, что различие между людьми объясняется соотношением различных жидкостей в теле, таких жидкостей у человека 4:

- кровь (sanguis – лат.) = сангвистический темперамент (сангвиник) – живой шумный, подвижный;

- лимфа (phlegma = греч.) = флегматический – (флегматик) спокойный медлительный;

- черная желчь (melan chole – греч.) = меланхолический – (меланхолик) замкнутый;

- желчь (chole) = холерический темперамент – (холерик) энергичный подвижный;

В дальнейшем в развитии учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (2 в.н.э.), немецкий философ И.Кант (конец 18 в.), немецкий психолог В. Вундт (конец 19 в.), немецкий психиатр Э.Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследователи. В середине 20 века – Н.Н. Обозов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин.

Характерными особенностями темперамента являются:

1) Сравнительное постоянство индивидуально психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.)

2) Свойства темперамента объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВНД)

Принято считать, что темперамент у людей формируется в онтогенезе. У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в незначительных пределах под воздействием психических состоянием и жизненных коллизий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.