Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преодоление кризисов — управляемый процесс




Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления.

 

Стратегия управления кризисами включает четыре взаимосвязанных направления:

 

управление кризисами (ограничение их последствий, компенсация причиненного ущерба и возврат к предшествующей ситуации);

 

подготовка к кризисам (в частности, формирование отдела кризисов);

 

предупреждение кризисов (снижение вероятности их возникновения на основе критической оценки продукции, услуг и методов производства);

 

предотвращение контр-производства, под которым понимаются деструктивные последствия производства, как в «нормальных», так и в кризисных условиях.

Классификация кризисов

Классификация кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления кризисами.

1. Природный. Вызван природными условиями и определяется условиями жизнедеятельности человека (система: взаимодействие природа - человек);

 

2. Общественный. Относится к структурной жизнедеятельности человека;

 

3. Экологический. Формируется вследствие деятельности человека, и который не определяется реакцией природы на условия жизнедеятельности человека;

 

4. Социальный. Возникает при обострении противоречий внутри социальной группы или образования;

 

5. Экономический. Кризис - состояние экономики страны (финансовый кризис - кризис заниженной оценки экономических процессов) - приведет к инфляции - "переоценке";

 

6. Организационный (кризис управления). Довольно часто он является следствием или очень быстрого или очень медленного развития организации (т.е. деятельность хозяйствующей организации не поспевает за движением рынка. Например, рынок уже давно "отказался" от производимых фирмой товаров, а они все равно продолжают производиться);

 

7. Психологический (человека, персонала). Состояния стресса, паники;

 

8. Технологический. Кризис новых технологий.


 

Все кризисные явления в экономике можно классифицировать следующим образом.

/. По широте охвата:

а) отдельные (или единичные);

б) локальные (или групповые, охватывающие лишь часть или группу явлений, процессов, субъектов хозяйствования);

в) системные (поражающие болезнью весь экономический организм в целом, будь то предприятие, корпорация, отрасль, народнохозяйственный комплекс, экономика страны в целом).

 

//. По уровням экономики:

а) микро (на уровне цеха или отдела);

б) мезо (на уровне предприятия); в) макро (на уровне страны или отрасли); г) мировой (на уровне нескольких стран).


///. По причинам возникновения:

а) случайные; б) закономерные;

в) циклические, из числа закономерных (на микроуровне циклические кризисные явления возникают в соответствии с жизненным циклом процесса воспроизводства на предприятии; на макроуровне рыночно-капиталистического хозяйства развертывается цикл, включающий в себя четыре фазы — подъем, спад (кризис), застой, оживление, новый подъем и т.д.).

 

IV. По силе воздействия:

а) болезненные;

б) разрушительные;

в) катастрофические.

 

V. По времени воздействия:

а) краткосрочные;

б) среднесрочные;

в) долгосрочные.

 

VI. По источникам происхождения:

а) внутренние;

б) внешние;

в) смешанные, из внутренних и внешних источников;

г) стихийные (развившиеся сами по себе);

д) искусственные (сознательно созданные теми или иными силами с целью ослабления конкурента и присвоения его ресурсов);

е) смешанные из стихийных и искусственных.

 

VII. По возможности преодоления:

а) преодолимые с помощью внутренних сил;

б) преодолимые с внешней помощью или под внешним воз­действием;

в) непреодолимые.


Теория кризисов гласит о том, что кризисы в смежных сферах взаимодействуют — либо усугубляя падение, либо сглаживая падение, смягчая последствия. Преодолеваются кризисы с помощью базисных инноваций.

Кризисы в ритме цикличной динамики поддаются прогнозированию, т. е. общество может воздействовать на них, сокращая длительность и уменьшая потери.

С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать:

- кризис как результат «внешнего» шока: продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;

- циклические кризисы: устранение напряжений и не равновесий, накопившихся за время подъема в экономических и социальных процессах;

- структурный (большой) кризис: любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

- кризис системы регуляции: механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;


- кризис способа производства: обострение противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

Всякий кризис, если он не явно летального характера, включает в себя и антикризис.

Кризисный процесс разделяют на четыре фазы:

появление провозвестников кризиса (мелкие ошибки и сбои в функционировании организации);

ключевое событие, вызванное взаимодействием многочисленных факторов;

распространение кризиса;

разрешение кризиса.

Кризисы возможно различать по тому, в каких областях они представляют опасность для предприятия. Выделяются следующие типы кризисов:

кризис ликвидности;

кризис успеха;

кризис стратегии.

Так, кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности. Здесь необходимы срочные меры, иначе предприятие будет вынуждено уйти с рынка (например, в результате его продажи с торгов или других ликвидационных процедур).


Кризис успеха характеризуется явным негативным отклонением фактического состояния от запланированного (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.). Причинами возникновения такого кризиса могут быть ошибки в исследовании рынка, капиталовложениях, кадровой политике.

Менее заметным и не столь непосредственным является кризис стратегии. Хотя положение предприятия в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе.


Тема 2. Антикризисное государственное регулирование

Лекция – 2 ч.

ü Сущность и необходимость антикризисного государственного регулирования.

ü Виды государственного регулирования.

ü Сравнительный анализ правовых аспектов финансовой несостоятельности в зарубежной практике.

ü Процедуры дела о несостоятельности предприятия.

ü Основы действующего законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

ü Характеристика нормативных документов, в которых разработаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного состояния.

 

Антикризисное регулирование — это макроэкономическая категория, т.е. – это воздействие на предприятие-должника на макроуровне.

Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвида­цию в случае неэффективности их дальнейшего функционирования.

 

Государственное регулирование экономических процессов преследует несколько основополагающих целей:

· обеспечение нормального функционирования рыночной экономики

· обеспечение социально-экономической стабильности в обществе.


Основные факторы, которые обусловливают необходимость государственного регулирования экономики:

· факторы, нацеленные на сглаживание отрицательных эффектов рыночного механизма

· факторы, связанные с управлением государственной собственностью

· факторы, связанные с решением социальных проблем

 

Формы и методы государственного регулирования разделяют на прямые и косвенные методы воздействия на экономику.

 

К прямым методам воздействия на экономику относят:

· управление государственной собственностью

· кредитно-денежное регулирование

К косвенным методам воздействия на экономику относят:

А) индикативное планирование

В) валютное регулирование

Г) лицензирование и квотирование

Д) охрана окружающей среды

 

Основные экономические функции эффективного воздействия государства:

1. Функция обеспечения баланса интересов субъектов экономической и социальной деятельности посредством проведения бюджетной, налоговой и региональной политик.


Государственное регулирование экономики, помимо обеспечения баланса интересов субъектов экономических отношений, означает принятие каких-либо предупредительных мер для обеспечения нормального функционирования экономики.

2. Социальная функция.

Отношения между государством и обществом существуют в четырех аспектах:

· развитие человека (образование делает внутреннюю экономику более производительной благодаря тому, что ускоряется освоение новых технологий),

· внутренняя экономика (эффективность микроэкономики облегчает возможность поддерживать инфляцию на низком уровне: чем меньше нежизнеспособных предприятий, тем меньше потребность в субсидиях, усиливающих дефицит государственного сектора),

· международная экономика,

· макроэкономическая политика (стабильная макроэкономика помогает внутренней системе цен, т.к. отдаляет инфляцию).

Свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах:

1. П редприятия федерального подчинения.

 

2. П редприятия с государственной долей участия в уставном капитале. Осуществляется управление путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.


3. Г осударство обладает недвижимым имуществом.

4. С деятельностью государства тесно связаны земельные отношения.

5. В поле государственного регулирования находятся отношения собственности в регионах.

Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Основные направления государственного антикризисно­го регулирования:

 

1) совершенствование законодательной базы о несостоя­тельности (банкротстве) предприятий;

 

2) осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов для оздоровления этих предприятий;

 

Виды государственного регулирования:

- нормативно-законодательная деятельность,

- финансовое регулирование,

- деятельность в сфере производства,

- перераспределение доходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.