КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акцентологические нормы
Особенности произношения отдельных слов русского языка; Становление орфоэпических норм русского Орфоэпия как раздел фонетики; И особенности их выполнения в образцовой речи Фонетические и акцентологические нормы Лекция № 3 План: литературного языка; Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Основным объектом изучения фонетики являются звуки речи – единицы, не обладающие значением, а оформляющие единицы языка в звуковую оболочку. Звуковой поток речи представляет собой линейную протяженность образующих его фонетических единиц. Он является дискретным, членимым, прерывистым, состоящим из разнообразных фонетических единиц. В организации речи (устной формы языка) участвуют звуки речи, ударение и интонация. Систему правил произношения изучает орфоэпия. В переводе с греческого orthos – правильный и epos – речь «орфоэпия» буквально – правильная речь. Орфоэпия – это совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. Единообразие звукового оформления устной речи содействует облегчению языкового общения. Соблюдение орфоэпических норм позволяет не отвлекаться собеседникам на что-то второстепенное, малозначимое, а сразу улавливать в речи самое существенное – смысловое её наполнение, содержание. Если не будут исполняться произносительные нормы, если все будут говорить, как им вздумается, то речь станет малопонятной и малоэффективной. «Дело в том, что отклонения от литературного, орфоэпического произношения почти так же мешает языковому общению, как и неграмотное письмо. Это объясняется тем, что при восприятии устной речи нормально мы не фиксируем внимания на её звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. Между тем неправильности в произношении, т. е. отклонения от стандартного орфоэпического произношения, отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути к пониманию. Поэтому орфоэпия является неотъемлемой стороной литературного языка. Задачи орфоэпии, как и орфографии, заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством восприятия и понимания смыслов» (Р. И. Аванесов. Русское литературное произношение. С. 13).
Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Орфоэпия как совокупность специфических норм устной речи складывается в языковом сообществе постепенно. Её становление обычно связывается с установлением в обществе капиталистических отношений, приходящих в обществе на смену феодальной раздробленности. «Именно в этот период развиваются разные формы публичной речи, требующие единого звукового оформления. Произносительные нормы современного русского языка сложились в своих важнейших чертах ещё в первой половине XVII в., но первоначально как нормы «московского говора», которые лишь постепенно, по мере развития и укрепления национального языка, стали приобретать характер общенациональных норм». Окончательно русское литературное произношение сформировалось и приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX века. В большинстве случаев эти нормы являются действующими и в современной языковой ситуации. Орфоэпическая норма не является чем-то раз и навсегда устоявшимся и незыблемым. При всей своей стабильности орфоэпическая норма претерпевает различного рода изменения под воздействием различных условий.
Правда, эти изменения происходят не так быстро и растянуты во времени на довольно длительный период. По своей сути всё-таки норма консервативна. И всё же наряду с орфоэпической нормой принято выделять такое понятие, как орфоэпический вариант. Орфоэпический вариант –это допустимое произношение слов и словоформ, принятое в современном русском литературном языке, при идентичности их значения, т. е. без смысловой их дифференциации: о тдал – доп. отд а л, твор о г – доп. тв о рог, будней – доп. буден. При этом оба варианта считаются равноправными, т. е. допустимыми в литературном языке, однако один из них, как правило, первый указанный в Орфоэпическом словаре, является предпочтительным, а другой – допустимым. В зависимости от хронологических рамок установления того или иного орфоэпического варианта принято выделять «старшую» и «младшую» нормы произношения. Хронологическими рамками становления «старшей» произносительной нормы оказывается конец XIX – начало XX века, а “младшей» нормы – середина и конец XX в. – начало XXI в., т. е. современный период развития и функционирования языка. В основе орфоэпических норм лежат те закономерности, которыми характеризуется фонетическая система того или иного языка. Как же соотносится понятие орфоэпической нормы с выполнением говорящими тех законов, которые действуют в фонетической системе современного русского литературного языка? · законы нужно знать и неукоснительно исполнять, а орфоэпическая норма связана с выбором предпочтительного или единственно возможного варианта, если закон предоставляет выбор; · поэтому в орфоэпических словарях не фиксируется произношение, связанное с выполнением тех законов, которые свойственны фонетической системе современного русского литературного языка, но зато перечисляются возможные варианты произношения, регламентируются по шкале ценностей: «лучше – хуже» или «правильно – неправильно». Рассмотрим основные орфоэпические нормы, прежде всего связанные с выполнением тех законов и закономерностей, которые сложились в фонетической системе русского литературного языка.
· согласный звук [ г ] в русском литературном языке имеет взрывной характер, при оглушении он меняется на свою глухую пару – на звук [ к ]: слен [ к ], вдру [ к ], пиро [ к ]. Лишь в отдельных словах – Бог, в междометиях ей-богу, ага, угу на месте звука [ г ] допускается произношение особого согласного – фрикативного [ γ ].
· в русской фонетической системе действует закономерность, в соответствии с которой перед гласными переднего ряда могут употребляться только мягкие согласные. В этой связи все согласные перед <э> произносятся как мягкие согласные. Если же согласный перед <э> произносится как твердый согласный, то это означает, что речь идет о заимствованном слове фонетически не освоенном:
Много речевых ошибок связано и с произношением звука [ э ] или [ о ] в отдельных заимствованных словах. Дело в том, что в конкретной речевой практике по традиции в обществе за одними словами закрепилось произношение со звуком [ э ]: а[ ф’е ]ра, быти[ е ], о[ п’е ]ка, а за другими – только с [ о ]: при[ н’о ]сший, остри[ jо ], новорож[ д’о ]нный.
Много речевых ошибок связывается и с нарушением акцентологических норм произношения, т. е. с нарушением правил ударения. Это связано с тем, что в отличие от некоторых других языков русское словесное ударение по своему характеру является динамическим, нефиксированным (свободным) и подвижным или неподвижным. Динамическое: это значит, что ударный гласный по сравнению с безударным произносится более длительно и выделяется большей силой голоса. Разноместное (нефиксированное, свободное): означает, что ударным может быть любой слог, ударение не закреплено ни за начальным, ни за конечным, как, к примеру, во французском языке, слогом (ж′ё лчный, жел т′у ха, желтиз н′а). Подвижное: означает, что при формоизменении или словообразовании ударение может перемещаться с одного слога на другой (м′ё ртв – мерт в′а); неподвижное: означает, что при формоизменении или словообразовании ударение не перемещается с одного слога на другой (м′е сяц – м′е сяцы, т′о рт – т′о рты). Кроме того, русское словесное ударение может быть и вариативным. Вариативное: означает, что при формоизменении в пределах одной и той же словоформы ударение может падать то на один, то на другой слог при идентичности их значения, т. е. без смысловой их дифференциации; это колебание в ударении слова или словоформы при сохранении их значения: м′ё ртвы –мерт в′ы, т′и хи – ти х′и, плос к′а – пл′о ска. И всё же большинство слов в русском языке обладает невариативным ударением. Поэтому нужно выработать устойчивый навык при их произнесении: алфа в′ит, от к′у порить, алко г′о ль, с л′и вовый, квар т′а л. Конечно, ударение запомнить в каждом конкретном случае трудно, тем более если это не поддерживается всей практикой говорения безукоризненно грамотной частью окружающих тебя людей, СМИ и пр. Ошибки, связанные с неправильным ударением, бесспорно, не смертельны, но могут поставить каждого из говорящих в очень неудобную ситуацию, причём, как это обычно бывает, в самый неподходящий момент. И хотя акцентологические нормы современного русского языка весьма сложны и существуют десятки акцентологических типов слов и словоформ в русском языке, которые сложились в языковом сообществе наших предшественников и мы их только по традиции сохраняем, к тому же, много заимствованных слов, – тем не менее «охранная грамота» этих языковых традиций наша задача, если мы хотим быть обществом цивилизованным и вполне культурным.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |