КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Изменения в общественном строе России в середине XYI – середине XYII вв
В структуре общества изменения происходили постепенно. Их главной особенностью являлось формирование сословий (сословия - большие социальные группы, обладающие, на основании обычая или закона, наследственными правами и обязанностями): княжеско-боярского, дворян (служилое сословие), духовенства, крестьян, купцов и ремесленников (мещан). В XVI в. происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). 1. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх. Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и служилое сословие (дворян). Экономической базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй — поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и при условии службы. Как правило, вотчины по своим размерам превосходили поместные дачи. Помещики, получавшие землю на срок и в ограниченном количестве, стремились более интенсивно эксплуатировать ее и проживающих на ней крестьян. Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки. В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида – вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразовываться в вотчины. Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности. Большую роль в усилении экономической мощи монарха сыграла опричнина. Ее результатом явилось то, что Царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного земельного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации и усилении власти Царя. Бывшие удельные князья последовательно выступали против централизации. Опричнина и была направлена против них. В дальнейшем намечается и получает развитие тенденция к усилению консолидации класса феодалов. Хотя в целом сохраняется их неоднородность, остаются крупные феодалы-вотчинники, растет численность дворянства – мелких и средних феодалов, но под давлением последних происходит сближение двух форм феодальной собственности – вотчины и поместья. Соборное Уложение 1649 года уже разрешало обменивать поместье на вотчину, что по сути дела означает их уравнивание в правовом отношении, а значит, сближение вотчинников и помещиков. 2. Церковь и монастыри также являлись крупнейшими землевладельцами (до 1/3 всех частновладельческих земель). Духовенство, как правило, поддерживало стремление великих князей к политическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата. Только сильная власть могла защитить интересы духовенства. Но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации государства. В начале XVI в. делались попытки ограничить дальнейший рост монастырско-церковного землевладения. Но эти попытки целей не достигли. Церковные феодалы сохранили свои огромные территории, ряд личных привилегий. В частности, они не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь, честь, имущество закон защищал повышенными мерами наказания. 3. В конце XYI – первой половине XYII века происходят существенные изменения в правовом положении городского населения. Эти изменения связаны с появлением в посадах «белых слобод» – поселений, в которых жили люди, принадлежавшие феодалам-вотчинникам, имевшим в городе свои дворы. Жители «белых слобод» не платили городского тягла (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.), хотя и занимались ремеслом и торговлей. В «белые слободы» переселялись многие жители посада. Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных «беломестцам» городских имуществ. В результате размер тягла (подати), которое платили посадские люди, увеличился. Это вызывало их возмущение, доходившее до крупных выступлений, восстаний (например, восстание в Москве 1648 года), в ходе которых выдвигались требования ликвидации «белых слобод». Правительство не могло с этим не считаться. Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное «тягло» «белые слободы» и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался. Городское население в XVII в. получает устойчивое наименование «посадские люди». Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей. 4. Крестьяне разделялись на три основные группы: чернотяглые (черносошные), то есть государственные, дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие. Чернотяглые крестьяне платили подати (тягло) и несли другие натуральные повинности великому князю (царю). Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов, за что должны были платить оброк (натуральный или денежный), либо обрабатывать землю феодала (барщина). Аналогичным было положение дворцовых крестьян. С середины XV в. усилился процесс закрепощения крестьян. Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян от одного господина к другому, затем был определен общий порядок перехода – только в «Юрьев день». Сохранялся институт холопства (челяди), но появилась и новая группа несвободных - кабальные люди, попавшие в зависимость как неоплатные должники. Различий в положении свободных крестьян, холопов и кабальных людей становилось всё меньше.
В XVII веке в общественном строе Московского государства продолжали сохраняться основные тенденции развития. Все сословия полностью сформировались. Всё больше ограничивались привилегии старой боярской знати и духовенства, расширялись права поместных землевладельцев-дворян. Процесс полного закрепощения крестьян завершился принятием «Соборного уложения» 1649 г., которое «прикрепило» к своим сословиям и основную массу городского населения. В то же время торговцы и промышленники всё более сознавали и формулировали свои сословные интересы, иногда добивались их реализации (ликвидация «белых» слобод, принятие ограничений в торговле для иностранцев и т.п.). Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50 – 90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. (1597 г.) начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 лет). В 1607 году срок сыска беглых крестьян был увеличен до 15 лет. Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян. Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты). Внеэкономическая зависимость в наиболее чистом виде проявлялась в институте холопства. Последний значительно видоизменился со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских»), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |