Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и функции истории экономики

Лекция 3. Экономика стран Древнего Востока

1. Историко-культурная общность «Древний Восток»………………………………….15

2. Особенности экономического развития Древнего Востока…………………………..16

3. Месопотамия и Египет: сельское хозяйство, ремесло, торговля

3.1. Сельское хозяйство………………………………………………………………...17

3.2. Ремесло……………………………………………………………………………...18

3.3. Торговля…………………………………………………………………………….19

4. Хозяйственная жизнь стран Восточного Средиземноморья…………………………20

5. Речные экономики Древней Индии. Китай

5.1. Древняя Индия……………………………………………………………………..22

5.2. Древний Китай……………………………………………………………………..24

Список использованной литературы……………………………………………………..26

 

Тестовые задания для самостоятельной работы

 

Тема 1. Историко-экономическая наука, ее предмет и метод.……….............................27

Тема 2. Экономика первобытного общества………………….………....................................29

Тема 3. Экономика Древнего Востока………………………………….……….....................29

Тема 4. Античная экономика…………………………………..………....................................30

Тема 5. Экономика Средневековой Европы (V – XV вв.)

Часть 1……………………………………………………………….................................32

Часть 2……………………………………………………………….................................34

Часть 3. Великие географические открытия……………………....................................37

Тема 6. Мировая экономика после великих географических открытий (XVI-XVII вв.)…………………………………………………………..…………………………………………37

Тема 7. Мировая экономика в XVIII-XIX веках……………………………...................40

Тема 8. Мировая экономика в XX веке……………………………..................................43

Таблица ответов (заполняется студентом)………………………………………………44

 


Лекция 1. Введение в историю экономики (предмет, функции, методы)

План

1. Предмет и функции истории экономики

2. Периодизации истории экономики

3. Экономические циклы

4. История экономики как наука: этапы зарождения и развития

 

Предмет. История – наука, изучающая деятельность людей в прошлом.

Экономика – совокупность общественных отношений (отношений между людьми) в сфере производства, обмена, распределения и потребления благ.

История экономики (экономическая история, история народного хозяйства) – наука, изучающая, как складывались отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления благ в прошлом.

Более конкретно, предметом истории экономики является экономическая система общества на каждом этапе его развития. Экономическая система включает в себя отраслевую структуру экономики, состояние факторов производства, уровень развития производительных сил, формы производства, типы хозяйств и экономические уклады. Кроме того, история экономики изучает хозяйственный механизм, благодаря которому функционирует данная экономическая система, т.е. связи между отраслями и укладами, формы обмена, товарно-денежные отношения. Изучению подвергается государственная экономическая политика, ее влияние на развитие хозяйства.

С 1960 г. экономисты-историки регулярно участвуют в Международном конгрессе по экономической истории. В рамках этой всемирной организации выработано следующее определение предмета истории экономики: эта наука изучает развитие экономических процессов, структур, институтов, деятельности, событий и теорий. К основным направлениям истории экономики на современном этапе Конгрессом отнесены: особенности экономического роста; индустриализация; урбанизация; демография; аграрная история; генезис капитализма; методология и методы истории экономики.

Факторы экономического развития. История экономики выясняет кроме прочего причины изменения экономических систем во времени. В связи с этим, ее предметом также является определение факторов экономического развития. К наиболее значимым факторам относят:

• природные и географические условия;

• научно-технический прогресс;

• развитие энергетики;

• развитие средств коммуникации;

демографию;

человеческий капитал.

История экономики изучается по отраслевому, страноведческому и проблемному принципам. Например, история текстильной промышленности Англии, экономическая история США, развитие рыночной экономики. Какой бы подход ни использовался, главной целью истории экономики является выявление общих закономерностей развития народного хозяйства. Это делается с помощью научного истолкования историко-экономических фактов.

В XXI веке мировая экономика представляет собой «глобализированную» систему, в которую интегрированы экономики различных стран. Историко-экономическое объяснение причин глобализации является особенно актуальной проблемой современной истории экономики.

Функции. К функциям истории экономики относятся: прагматическая, ценностная, культурная, фундаментальная и мировоззренческая.

Прагматическая функция предполагает обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития, ценностная – нравственную оценку средств и результатов экономических преобразований, культурная - сохранение преемственности в хозяйственной практике и выявление альтернатив развития, фундаментальная - анализ и обработку разнообразной экономической информации, мировоззренческая - формирование логики и стиля экономического мышления.

Английский историк и экономист Арнолд Тойнби, автор книги «Промышленный переворот в Англии в XVIII столетии» (1884) писал, что историко-экономическая наука способна служить философией экономического развития. А Джон Невилл Кейнс в книге «Предмет и метод политической экономии» (1891) специальную главу посвятил соотношению политической экономии с экономической историей. В ней он выделил три главные функции этой науки:

историческая иллюстрация экономических теорий;

• историческая критика (т. е. проверка историей) экономических теорий;

• историческое обоснование новых экономических теорий.

Выводы Дж.Н.Кейнса о трех основных функциях экономической истории закрепились в науке.

Наконец, нобелевский лауреат Джон Хикс (1904-1989) считал, что "важная функция экономической истории... заключается в том, чтобы эта дисциплина служила “местом встречи” и дискуссий экономистов, политологов, юристов, социологов и историков - специалистов по истории событий, идей и технологий" (Хикс Дж. Теория экономической истории. – М., 2006).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Экономика первобытного общества | Периодизации истории экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.