Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Легированные и низколегированные стали в автомобилестроении




Для изготовления автомобильных деталей применяют многие мар­ки малоуглеродистых и среднеуглеродистых легированных и низколе­гированных сталей, предусмотренных ГОСТ 4543-71 и ГОСТ 19282-73. Иногда применяют также стали, не включенные в настоящее время в ГОСТ и производящиеся по ТУ заводов автомобильной промышленно­сти. В табл. 5 приводятся наиболее распространенные группы и марки легированных сталей (ГОСТ 4543-71), примеры их применения при производстве автомобильных деталей и характерные варианты их терми­ческой обработки. Легированные стали, как правило, под­вергаются термической или химико-термической обработке.

В обозначениях марок конструкционных легированных сталей циф­ра слева указывает среднее содержание в данной стали углерода в сотых долях процента; последующие буквы и цифры, расположенные правее букв, свидетельствуют о наличии и примерном содержании в данной ста­ли (в процентах) легирующих компонентов. Например, сталь марки 12ХНЗА является высококачественной, легированной хромом и никелем, содержащей в среднем 0,12 % углеро­да (0,09-0,16), около 1 % хрома (0,60-0,90), примерно 3 % никеля (2,75—3,15). Для особенно сильно действующих на свойства сталей легирующих компонентов, какими являются, в частности, молибден, титан, ванадий и бор, присутствие принятых для них индексов в обозна­чениях марки стали не означает, что их количество близко к 1 %. Обыч­но содержание молибдена не превышает 0,6 %, титана и ванадия 0,20 %, а бора ограничивается еще меньшими величинами.

Низколегированные стали (ГОСТ 19282-73) обычно содержат до 0,25 % недефицитных, но достаточно сильно действующих легирующих элементов. Использование этих сталей вместо углеродистых позволяет уменьшить массу и сечение деталей при обеспечении прежних или более высоких механических качеств. По сравнению с качественными углеро­дистыми сталями эти стали отличаются повышенной прочностью, износо­стойкостью, коррозионной стойкостью благодаря увеличенному содер­жанию в них марганца, хрома, меди, других присадок. Вместе с тем они обычно дешевле легированных сталей, поэтому использование их в ав­тостроении с годами увеличивается. Особенно большое применение низколегированные ста­ли получили при изготовлении деталей рам грузовых автомобилей (лон­жеронов и поперечин), дисков и других деталей колес, картеров задних мостов.

Таблица 5. Наиболее распространенные в автомобилестроении конструкционные легированные стали и детали, изготовленные из них

Группа стали Марка стали Детали Термическая обработка
Марганцовистая 40Г, 50Г, 45Г2, 47ГТ Полуоси, шатуны, коленчатые валы двигателей 1. Улучшение 2. Нормализация или улучшение и закалка рабочих поверхностей ТВЧ
Хромистая 15Х,20Х Толкатели, поршневые пальцы, крестовины кардана, распределительные валы двигателей Цементация, закалка, низкотемпературный отпуск
Хромистая 30Х, 35Х, 40Х, 45Х Валы и шестерни коробок передач, балки передней оси, рычаги рулевого управления, крестовины и оси сателлитов, коромысла, болты коренных и шатунных подшипников двигателей 1. Улучшение 2. Улучшение и закалка рабочих поверхностей ТВЧ
Бористая 40Р, 45РП Шатуны двигателей, полуоси и др. 1. Улучшение 2. Улучшение и поверхностная закалка
Хромомарганцевая 18ХГТ, 30ХГТ, 25ХГМ, 25ХГТ Шкворни, распределительные валы, шестерни полуосей, и сателлиты, конические шестерни заднего моста, крестовины карданного шарнира, шестерни и валы коробок передач, ось шестерни заднего хода Цементация или цианирование, закалка и низкотемпературный отпуск
Хромоникелевая 12ХН2, 12ХН3А, 20ХН3А,40ХН Поршневые пальцы, крестовины карданного шарнира, конические шестерни заднего моста, полуосевые шестерни, сателлиты, крестовины дифференциала Цементация или цианирование, закалка и низкотемпературный отпуск
Хромомолибденовые 40Х2МА Шатуны Улучшение
Хромованадиевая 40ХФА, 60ХФА Пружины клапанов, пружины подвески, торсионы полуосей, шатуны двигателей, коленчатые валы 1. Улучшение 2. Объемная закалка, высокотемпературный отпуск
Хромоникельмолибденовая 20ХН2М Шестерни полуосей и сателлиты, конические шестерни главной передачи, червяки рулевого управления Цементация или цианирование, закалка и низкотемпературный отпуск
Хромокремнемарганцевая 38ХГС Полуоси 1. Улучшение 2. Улучшение и закалка шлицов
Хромомарганцевоникелевая и хромомарганцевоникелевая с титаном и бором 20ХГНР, 14ХГН, 19ХГН, 15ХГН2ТА Валы и шестерни коробок передач, ось шестерни заднего хода, крестовины заднего хода, крестовины карданного шарнира и дифференциала, шестерни полуоси и сателлиты, конические шестерни заднего моста Цементация или цианирование, закалка и низкотемпературный отпуск
Хромомолибденованадиевая 42ХМФА Коленчатые валы Улучшение и поверхностная закалка шеек ТВЧ
Хромомарганцевоникелевая с молибденом или титаном и хромомарганцевокремниевая с молибденом 20ХГНМ, 25ХГНМТ, 30Х2ГСМА Валы и шестерни коробок передач, ведомая коническая шестерня главной передачи, сателлиты и крестовины дифференциала, полуоси 1. Нормализация или улучшение, цементация или цианирование, закалка и низкотемпературный отпуск 2. Улучшение, закалка шлицев ТВЧ

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.