КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1 Ландшафтная архитектура как форма организации пространства
План 1. Социальное значение ландшафтной архитектуры 2. Взаимосвязи ландшафтной архитектуры с другими отраслями знаний. 3. Предмет, объекты, задачи и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования
1. Социальное значение ландшафтной архитектуры
Ландшафтная архитектура - архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Это обусловлено тем, что жизнь всего общества, отдельных социальных групп и каждого человека складывается из многообразных процессов труда и досуга, которые предопределяют требования к комплексной архитектурной (функциональной, материальной, композиционной) организации не только пространств внутри зданий и сооружений, но и среды вне их - пространств под открытым небом. В современной практике ландшафтная архитектура понимается как разработка и создание искусственных композиций, повторяющих или воспроизводящих естественные природные формы. Ландшафтная, или пейзажная архитектура в современной практике проектирования городских и сельских населенных мест приобретает все большую самостоятельность и социальную значимость и становится специфической отраслью архитектурного проектирования. Ландшафтная архитектура занимается важной проблемой формирования среды обитания человека в условиях урбанизируемой все более быстрыми темпами государственной территории. Основная цель — найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Ландшафтная архитектура по сути дела сегодня все больше является основой среды обитания человека, в которую должны «встраиваться» жилые, общественные, производственные здания и сооружения, транспортная и инженерная инфраструктура. Понятие «ландшафтная архитектура» впервые было применено для обозначения этого вида деятельности в США в XIX веке, в период организации на территории этой страны общедоступных национальных ландшафтных парков, сохранявших уникальные памятники природы. К сожалению, в современной практике чаще ландшафтная архитектура вписывается в уже застроенные территории и пытается исправить отрицательные качества урбанизации. Особенность современной ландшафтной архитектуры заключается в том, что главенствующая роль в творческом процессе принадлежит художественному началу, неизменно опирающемуся на инженерные, мелиоративные мероприятия и, конечно же, на дендрологию, ландшафтоведение и законы экологии. Очевидно, что в XXI веке ландшафтная архитектура будет приобретать все большее значение как важнейшее средство формирования качественно новой среды обитания человека. Особое внимание будет уделяться художественному уровню ландшафтной архитектуры. Еще в минувшем, XX веке, профессия «ландшафтный архитектор» (архитектор-пейзажист) была зафиксирована в каталоге Международной организации труда (МОТ) при ООН. Между тем в XXI веке профессия «ландшафтный архитектор» будет остро востребованной еще и потому, что на нее возлагается деликатная и тонкая задача сохранения естественных, культурных и исторических ландшафтов на территориях государств. Причем, эта задача должна будет решаться не только в пределах границ населенных мест, но и в межселенных территориях.
2. Взаимосвязи ландшафтной архитектуры с другими отраслями знаний.
Основным материалом, с которым работает специалист - ландшафтник, являются естественный рельеф и естественная растительность региона, которые художник дополняет инженерными мероприятиями и архитектурными элементами, а также разрабатывает дендрологические композиции, создавая в целом так называемый урбанизированный пейзаж, улучшенный и исправленный средствами озеленения и инженерного обустройства. Палитрой архитектора-ландшафтника являются малые архитектурные формы, различные виды и разновидности древесных, кустарниковых пород, трав, цветов, характерные особенности которых (цвет, форма, размеры) используются для достижения большей художественной выразительности композиции. Средствами формирования ландшафтных архитектурных композиций являются вертикальная планировка территорий, ее инженерное оборудование, устройство пешеходных, транспортных и визуальных коммуникаций, спроектированных с учетом художественной образности проекта. В решении практических задач архитекторы-ландшафтники опираются на ландшафтоведение, которое является важной научной отраслью, изучающей природные (естественные) и антропогенные (искусственные) ландшафты, их особенности, свойства, способности к эволюционированию, потенциальные возможности развития. Дендрология как наука также является важным и неотъемлемым резервом знаний, необходимых для решения задач ландшафтного проектирования. Практика показывает, что только знание тонкостей дендрологии помогает архитектору-ландшафтнику разрабатывать оптимальные проекты озеленения с точки зрения их художественных, экологических и экономических качеств. Знание законов архитектурной и художественной композиции является необходимой базой для эффективной работы архитектора-ландшафтника, так как эстетика и художественный образ создаваемой композиции — в конечном итоге и есть главный результат работы специалиста. Таким образом, видно, что архитектор-ландшафтник, посвящающий себя ландшафтной архитектуре, должен быть готов к обогащению своего опыта знаниями перечисленных выше наук и к проведению многочисленных практических опытов с природным материалом. Особенность современной ландшафтной архитектуры заключается в том, что главенствующая роль в творческом процессе принадлежит художественному началу, неизменно опирающемуся на инженерные, мелиоративные мероприятия и, конечно же, на дендрологию и законы экологии.
3. Предмет, объекты, задачи и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования
Предметом ландшафтной архитектуры являются принципы (закономерности) формирования целостной архитектурно-ландшафтной среды, пространственной организации жизненной среды человека с учетом охраны и рационального преобразования природы, нейтрализации последствий урбанизации. Теоретической и методологической основой развития представлений о задачах, объектах и методах современного архитектурно-ландшафтного творчества является системный подход, принцип целостности архитектурно-ландшафтной среды в качестве объекта архитектуры. В общем виде задачи ландшафтной архитектуры следующие: - функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом; - преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей; - создание детального эстетического внешнего благоустройства. Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходимы как дифференциация, так и интеграция знаний. Расширение задач ландшафтной архитектуры обусловлено развитием, например, экологии (от специальной естественной науки о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов и среды к социальной экологии, которая исследует проблемы взаимодействия общества и среды). Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также взаимообусловленность архитектурно-ландшафтной и природоохранной деятельности, связь вопросов рационального преобразования и охраны ландшафтов. В этом отношении в ландшафтной архитектуре четко выделяются три группы задач: охрана, преобразование (формирование) и восстановление (рекультивация) ландшафтов. В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка основ управления преобразованием окружающей среды Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ландшафтного объекта. Они заключаются в охране и улучшении исходных природных данных при проектировании ландшафтов, совершенствовании архитектурно-ландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей динамики прямых и обратных связей «объект - среда» и изменений во времени общей природно-антропогенной ситуации. Таким образом, основная цель - найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития туристско-рекреационной деятельности. Например, именно рекреационный бум потребовал в 70-80 гг. новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрезмерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны ценнейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством. Для того чтобы систематизировать архитектурно-ландшафтные задачи, выявить их иерархию, соподчиненность, затем определить принципы и методы решения этих задач, важно иметь научно обоснованную типологию объектов. Типология - это не только классификация каких-либо объектов, элементов, но и метод научного познания, изучения закономерностей развития объектов, возникновения новых их типов. Выделяя отдельные элементы пространственной архитектурно-ландшафтно организованной среды, мы можем говорить об архитектуре зданий и сооружений, городов и сел, зон отдыха, парков и др. Однако какой бы объект архитектуры ни рассматривался, его нельзя изолировать от природных предпосылок создания и функционирования (прямых или опосредованных через социально-экономические факторы). Новым в ландшафтной типологии явилось представление о ландшафтной среде как целостном объекте архитектуры - системе антропогенных и малопреобразованных природных ландшафтов. В результате при типологии мы исходим не из того, какие объекты нам нужны (парки, лесопарки и пр.), а из концепции целостности системы открытых пространств, которые выступают объектами ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования. С современных системно-экологических позиций ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитектора, в том числе и те, которые в определенный момент не являются объектами ландшафтной архитектуры. Но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом. Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное архитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например, территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с экономическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время - объектом специального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ландшафтов республики или республиканская схема отдыха и туризма. То же мы можем сказать про город -сложнейшую социально-пространственную и ландшафтную систему, вычленяя из которой определенную подсистему, например водно-зеленую, мы более пристально ее изучаем и проектируем в качестве самостоятельного объекта. Для типологии объектов и систематизации архитектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации: 1) группы объектов архитектуры, градостроительства, где ландшафтные вопросы стоят в общем ряду с экономическими, социальными, планировочными и многими другими и где ландшафтный архитектор лишь соавтор; 2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют, и ландшафтный архитектор в коллективе специалистов выступает как ведущий, определяющий программу и методы решения этого объекта. К первой группе объектов - элементов среды - относятся территория страны, республики, района для которых разрабатываются комплексные и отраслевые схемы и проекты районной планировки, и населенные места, гражданские и промышленные градостроительные комплексы, для которых разрабатываются генпланы, проекты детальной планировки и др. Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в состав комплексных градостроительных задач для второй группы объектов, можно сформулировать следующим образом: - решение проблемы взаимодействия народнохозяйственного комплекса и ландшафтной среды; - определение отношения среды к размещению различных по функциям объектов; - детальная ландшафтная оценка и зонирование; - прогноз изменения ландшафтов в результате планируемой деятельности и соответствующих преобразований; - архитектурно-ландшафтная организация пространства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств среды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.
Объекты собственно архитектурно-ландшафтной деятельности имеют более развитую типологию (табл. 1). Ландшафтные задачи формирования перечисленных в таблице 1 объектов подразделяются как по их типам, так и по этапам работы с ними (разработка программы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функционирования). Однако здесь они не называются, так как в той или иной степени будут раскрываться по группам объектов в последующих лекциях. Одним их ведущих методов в ландшафтной архитектуре является системно-ландшафтный подход, кьторый эффективен также и для архитектурного творчества в целом. Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддержании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно - ландшафтной среды, которая постоянно изменяется по законам природы и в результате деятельности людей. На уровне регионов и крупных градостроительных образований системно-ландшафтный метод уже объективно используется. Однако при создании комплексов застройки, тем более отдельных сооружений, иногда даже садово-парковых объектов, его значимость еще недостаточно осознана. Экологический метод ландшафтного проектирования выступает и как определение устойчивых отношений между компонентами ландшафта - рельефом, водоемами, водотоками, растениями и др., и как проектирование фрагментов жизненной среды в соответствии с динамикой природных процессов. Архитекторы, организуя открытые пространства, оперируют природным материалом, который постоянно изменяется. Гармония человека и ландшафта может быть достигнута, если архитектор не формально, а опираясь на разносторонние знания, исходит в своем творческом поиске из ландшафтной ситуации, выявляя и подчеркивая ее лучшие качества. Таким образом, современная ландшафтная архитектура с одной стороны представляется особой формой организации общегосударственного пространства, направленной на сохранение и развитие этногенеза и традиционной культуры, сбережение истощающихся запасов природных богатств, а с другой стороны — средством проектирования конкретной среды обитания человека на уровне микрорайона, квартала, населенного пункта. Следует полагать, основываясь на современных тенденциях в развитии архитектурного творчества, что в XXI веке мы станем свидетелями нового этапа в развитии ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства и дизайна окружающей среды, подобно тому, который имел место в XVII—XVIII веках в европейских государствах, а в XVIII— XIX веках в Российской империи. В те исторические периоды основным «заказчиком», а затем владельцем уникальных памятников садово-паркового искусства были царствующие дома. В современных условиях «заказчиком» и владельцем садово-парковых ансамблей должны стать муниципалитеты, юридические и физические лица. Соответственно, количество произведений архитектурного пейзажа должно значительно возрасти. Изысканный и художественно тонкий архитектурный ландшафт должен стать одним из самых распространенных «предметов потребления». Можно уверенно прогнозировать, что XXI век станет «золотым» веком в развитии садово-паркового искусства во всем мире.
Таблица 1 - Типология объектов архитектурно-ландшафтной деятельности
Вопросы к лекции 1 1. Раскройте понятие «ландшафтная архитектура» 2. Основная цель ландшафтной архитектуры 3. Социальное значение ландшатной архитектуры 4. Когда возникло понятие «ландшафтная архитектура? 5. С какими природными и искусственными объектами работает специалист - ландшафтник? 6. На какие науки опирается специалист - ландшафтник при решении практических задач? 7. Что является предметом ландшафтной архитектуры как отрасли знаний? 8. Сформулируйте задачи ландшафтной архитектуры 9. Характеризуйте типологию объектов ландшафтной архитектуры 10. Методы ландшафтного проектирования
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |