Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Эволюция садово-паркового дизайна в древние века и средневековье




 

План

1. Зарождение принципов ландшафтной архитектуры в Древнем мире.

2. Развитие ландшафтно-архитектурного искусства на Востоке

3. Крепостные и монастырские сады средневековья

 

 

1 Зарождение принципов ландшафтной архитектуры в Древнем мире.

 

Эволюция садово-паркового строительства происходила под влиянием многих социально-культурных факторов, связанных с развитием цивилизации, сменой общественно-политических формаций и производственных отношений.

О том, какими были сады в древнем мире, мы можем судить только по отрывочным сведениям из летописей и сохранившимся фрагментам настенных рельефов и фресок. Считается, что первые ландшафтные комплексы появились в Древнем Египте (ХХ век до н.э.) в храмовых комплексах фараонов.

Культуру египтян характеризует жесткая привязанность к традициям и стремле­ние к точному определению вещей. Их культ мертвых основывается на вере о том, что второе «Я» человека возвращается позже в мертвое тело, и поэтому вещи должны следовать вместе с усопшим в иной мир.

 
 

Историки свидетельствуют, что значительное место в жизни этого талантливого североафриканского народа уделялось формированию объектов в природной среде. Для того чтобы понять, сколь значимы были для древних египтян растения, а также сады, достаточно бросить взгляд на иллюстрацию, изображающую террасный храм (Deir el-Bahara) царицы Хатшепсут (рис. 1).

Рисунок 1. Царица Хатшепсут (слева вверху) и построенный для нее террасный храм

 

 

В свое время на его площадях, на фоне крутых скал росли пальмы, деревья, кустарники, цветы, радовавшие глаз и оживлявшие пространство раскаленной, выжженной солнцем пустыни. Неудивительно, что отношение к садам, как и к каждому растению в отдельности, было более чем почтительным.

Долина Нила обитаема тысячи лет. Во времена фараонов именно там процветали хозяйства, обеспечивающие людей продуктами питания. Границы обжитых терри­торий подгонялись под разливы Нила таким образом, что между жизнью и смертью (поймой и пустыней) обозначалась разделительная межа. Холмы, тянущиеся по краю дающей жизнь поймы Нила, обозначали края городов.

 
 

Монументальные сооружения того периода имели гигантские размеры - в этом легко, убедиться, посмотрев на сохранившиеся храмовые комплексы и пирамиды (рис.2). Колоссальные размеры Большой Пирамиды в Гизе легко ощутить на основании расчетов, выполненных еще по указанию Наполеона: из материала, пошедшего на ее строительство, можно было бы возвести стену высотой 3,5 м и толщиной 30 см по всему периметру территории Франции!

 

Рисунок 2. Пирамиды в Гизе, на заднем плане Большая Пирамида

 

 

Растительный мир формировался исключительно благодаря Нилу. В результате его разливов в почве образовывалось обилие воды, а богатое содержание питательных веществ в осаждающемся слое ила давало (и дает) возможность произрастать буйной растительности, собирать богатые урожаи сельскохозяй­ственных культур. Поэтому неудивительно, что в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве мотивы со стилизованным изображением растений встречались очень часто.

Так, большинство египетских колонн и капителей имитировали формы пальмы, папируса, лотоса и других растений (рис.3).

 

 

 
 

Рисунок 3. Стилизованные мотивы растений в оформлении колонн

 

 

Несмотря на то, что основная часть произведений прикладного искусства была связана с религией и погребальным культом, растительная тема просматривалась и в мебели, и изделиях быта. Например, тройной светильник в форме чашечки лотоса был найден в гробнице фараона Тутанхамона, а в период Нового царства вошли в моду расписные сосуды для благовоний луковичной формы и флаконы для глазных капель с раститель­ным орнаментом. Самым любимым цветком, мотивы которого присутствовали в большинстве орнаментальных композиций, был лотос.

Территории, непосредственно заливаемые водой, были не слишком благоприятны для растений с более длительным сроком жизни, в первую очередь, для деревьев. А ведь под раскаленным небом, в окружении желтого песка, слепящего глаза в солнечном свете, дающее тень дерево являлось особенно ценным. Поэтому посадку деревьев со временем стали осуществлять на более высоких местах, склонах холмов и берегах, куда не доходил паводок. В свою очередь, это дало толчок развитию искусственного орошения.

Древние египтяне при помощи сложной системы каналов и плотин отводили воды Нила, несущие благодатную влагу, к более отдаленным территориям и применяли известное и по сей день устройство для добычи воды - колодец с «журавлем», называемый в Египте «садуф». Воду при помощи черпака (как это происходит у колодца с «журавлем») подавали наверх в желоб, откуда она направлялась в небольшие, искусственно сделанные каналы. Появление террасных садов обусловило развитие вертикальной системы орошения, которая позволяла поднимать воду на необходимые уровни.

В древнем Египте успешно формировалось растениеводство и в том числе садовая культура. Дошедшие до нас рисунки демонстрируют работы, которые велись во фруктовых садах, на виноградниках и огородах; позднее на рисунках появляются изображения фрагментов целых садов. В планировке садов, расположении и группировании растений просматривается композиционная закономерность и геометрическая четкость

 
 

Египтяне уделяли большое внимание обустройству сада, так как значительную часть времени они проводили в этом зеленом оазисе. В создании сада проявлялись четкие художественные черты и каноны (рис. 4).

Рисунок 4. Рисунок плана усадьбы жилого дома в типичной для Древнего Египта манере изображения с обозначением размещения растений.

 

 

Распространенными элементами древнеегипет­ского сада являлись четырехугольные клумбы, круглые бассейны, оросительные каналы. Был сильно развит культ цветов, поэтому выражение праздничного настро­ения считалось невозможным без цветочного декора. То, что означало в жизни успех, приподнятое настроение, красоту, ассоциировалось с цветами, садом и его плодами. Гранатовые деревья, камыш, а также хризантемы, васильки, мак выращи­вали как декоративные растения. Многие растения выращивались в сосудах с плодородной землей, доставляемой из поймы Нила. Египтяне вместо отсутству­ющих природных лесов высаживали рощи, которые считались святыми местами.

Наиболее характерные черты садов Древнего Египта - геометрическая упорядочен­ность и строгая симметрическая композиция.

При создании своих садов египтяне старались достичь разумного баланса пользы и красоты. Мастера ландшафтной архитектуры того времени умели выстраивать планировочные решения на основе четко прослеживаемых линейных ритмов, гармонично вписывая пространство сада в общий архитектурный ансамбль. В свою очередь, весь комплекс архитектурных сооружений, начиная с монументальных пилонов у входа и завершая уходящими в глубину террасными садами, органично сочленялся с природным рельефом. Рисунок 5 наглядно иллюстрирует принципы симметрии, геометрической упо­рядоченности и умелого пластического включения архитектурного комплекса в типичный для Египта рельеф местности.

 
 

Рисунок 5. Дворцовый комплекс Древнего Египта, вписанный в природный рельеф.

 

 

В тогдашней столице Египта - городе Фивы - наряду с храмовым садоводством начинает развиваться садовод­ство на вилах, принадлежащих вельможам. Такие сады имели строгую геометри­ческую планировку и обносились высокой стеной. Главное здание помещалось по оси сада, вдоль которой с обеих сторон располагались растения.

Проявление геометрической закономерности и композиционной упорядоченно­сти в египетском искусстве и ландшафтной архитектуре было настолько убеди­тельным, что заставляло проектировщиков многих последующих поколений вновь и вновь обращаться к разработанным в древности принципам. Строгость форм, симметричное расположение аллей, дорожек, фонтанов, точный геометрический порядок посадки растений проявились затем в садах разных эпох, начиная с Древнего Рима и заканчивая современными регулярными садами и парками во многих странах.

К VII веку до н.э. центр садово-паркового строительства переместился в Двуречье - область Западной Азии, образуемую плодородными долинами рек Тигр и Евфрат.

В это время там с невиданной роскошью была построена новая столица Месопотамии - город Ниневия.

Богатый дворцовый комплекс окружал обширный парк с искусственными водоемами, павильонами, беседками и диковинными растениями, привезенными из военных походов. Главной достоп­римечательностью этого, по сути, первого в истории ботанического сада, являлась большая культовая башня - зиккурат. Она имела форму ступенчатой пирамиды, на вершине которой находилась обзорная площадка. Террасы башни были усажены цветами, декоративными кустарниками и соединялись между собой лестницами и пандусами. Впоследствии этот прием декоративного озеленения стали применять на искусственных холмах ступенчатой формы. 3 - 7-ярусные башни-зиккураты из кирпича-сырца, придававшие ландшафту неповторимый вид, были построены и в других районах Месопотамии.

Наиболее известным историческим примером, причисленным к «одному из семи чудес света», являются висячие сады Семирамиды - уникальная постройка VII века до н.э. в древнем городе Вавилоне.

 
 

Греческие историки приписывают создание первых висячих садов ассирийской царице Семирамиде, с именем которой также связаны многочисленные завоевательные походы, главным образом, в Мидию. Считается, что при ее царствовании в Вавилоне было создано несколько таких "чудес света" (рис. 6). Внешне висячие сады напоминали небольшие горы с разнообразной, богатой растительностью. В висячих садах Семирамиды на квадратной основе с длиной стороны в 480 метров ступенчато поднимались террасы с большими слоями плодородной земли, под которыми размещались помпезно обустроенные залы с верхним освещением. Самая верхняя терраса являлась главной частью сада. Такие верхние террасы, а также искусственные горы для обзора с идущей по склону дорожкой, были излюбленными местами вавилонян.

Рисунок 6. Висячие сады Семирамиды

 

Впоследствии отдельные композиционно-художественные приемы, разработан­ные мастерами Вавилона и Ассирии, нашли свое применение и в западноев­ропейских садах эпохи Ренессанса.

Месопотамия со своей богатой растительностью и природными лесами, прости­лающимися между реками Тигр и Евфрат, являлась идеальным местом для реализации проектов раннего садово-паркового искусства. Вавилонский эпос донес до нас сведения об ухоженных садах, лесах, кустарниках (рис. 7).

 
 

Посадка деревьев в вавилонских садах осуществлялась в соответствии с правильным гео­метрическим порядком, но на своих изображениях древние мастера никогда не показывали границы этих посадок, словно стараясь слить искусственно созданные сады с естественной, дикой природой (рис. 8).

Рисунок 7. Планировка древнего ассирийского города - слева вверху разрез висячего сада

 

 
 

Рисунок 8. Карта вавилонского парка, окруженного водой

 

 

Древнее государство Шумер располагалось в Южном Двуречье (юг современного Ирака). С точки зрения истории культуры, парки шумеров представляют большую ценность. Историки пишут о рощах, посвященных богам, а време­нем создания первого крупного шумерского парка называют 1100 год до н.э.

Садовую культуру древних персов более всего характеризует культ деревьев. Хозяева садов и парков нередко соревновались друг с другом и засаживали деревьями территории такого размера, что на них могли устраивать охоты и армейские смотры. По некоторым свидетельствам в них принимали участие до 13 тысяч человек!

Парки называли в честь особо уважаемых людей и ухаживали за ними с боль­шим рвением. Персы относились к деревьям с воистину религиозным поклоне­нием, считая их символом жизни. Царь Цирус с гордостью упоминал в своих писаниях, что сад своего дворца в Шардесе он обустраивал сам, собственно­ручно высаживая многочисленные деревья. А другой персидский царь Ксеркс на время своего очередного путешествия украшал любимое платановое дерево золотыми цепочками и браслетами, приставлял сторожей охранять дерево и ухаживать за ним.

Поклонение деревьям настолько распространилось в народе, что солдаты в малоазиатских походах порой страдали от холода, но не вырубали живые деревья, чтобы использовать их для обогрева. В этот же период сформировался обычай хоронить вблизи деревьев знатных людей.

Итак, парки были дорогими сокровищами для персидских царей. Вот почему угнетенные народы, восставая против своих поработителей, прежде всего, разрушали царские парки, зная, что этим смогут нанести своим тиранам наиболее чувствительные раны.

Как же выглядели персидские сады и парки того времени? Дошедшие до нас сведения рисуют картину помпезных и богато украшенных диковинными растениями территорий, в которых сами дворцы как бы уходили на второй план. Так, дворец царя Дария был окружен целым рядом огромных террас с разбитыми на них садами. Широкие лестницы и пандусы, ведущие с одной террасы на другую, размещались попеременно: в одних случаях в направлении, перпендикулярном опорным стенам, в других - параллельно им. Деревья и кустарники высаживались на основе геометрических композиций, а сам процесс посадки растений рассматривался как важный элемент воспитания молодежи.

Разработанные в этом регионе способы устройства в открытом пространстве лестниц, связывающих террасы на различных уровнях, применяются в садово-парковом строительстве и по сей день.

Заслуживает внимания и высокий уровень технологии садоводства, в частности, методы селекции. В описаниях Геродота упоминается персидская роза с шесть­юдесятью лепестками из сада царя Мидаса. Любовь персов к цветам вошла в пословицы и поговорки, а большинство персидских ковров оформлены по мотивам живописных цветочных орнаментов.

 

Парки древних шумеров отличались выразительными композиционно-планиро­вочными решениями и по праву считались главными украшениями страны. Наряду с выращиванием декоративных растений, в них разводили экзотических животных и даже морских рыб.

Кстати, первое упоминание о винограде происходит от шумерского царя Гудеа (2340 г. до н.э.), который в своих письмах хвалился посадками этого красивого и полезного растения.

На древних рисунках и фресках можно рассмотреть изображения, в которых виноград еще стелется по земле. На более поздних изображениях показан виноград, вьющийся вверх между деревьями. В южных краях до сих пор сохранился такой традиционный способ выращивания винограда.

Разработанные мастерами Древнего Египта, Месопотамии и Персии принципы органического вклю­чения садово-парковых территорий в естественный рельеф местности, симметричность и упорядоченность планировочных решений, заложили основы современной садово-парковой архитектуры и дизайна. Обращение к этим принципам и художественным приемам не теряет своей актуаль­ности и сегодня.

 

В Древней Греции вопросам физического и нравственного формирования личности уделялось большое внимание. Наряду с развитием образования и физической культуры, совершенствуются приемы оформления предметной и естественной среды. Вокруг активно сооружаемых стадионов и амфитеатров разбиваются небольшие парки и скверы, а в центральной части городов появляются свойственные только для античной Греции так называемые «свя­щенные рощи героев», посаженные в честь выдающихся людей этой страны. Со временем эти рощи преобразовались в парки с бассейнами и скульптурами, в которых молодежь занималась своим физическим развитием, философы и ученые проводили диспуты, общественные чтения, занятия с учениками.

В планировочных решениях парков стали преобладать классические, симметрич­ные композиции, доминантными точками которых являлись скульптуры античных героев, символизировавших красоту тела и совершенство человечес­кого духа. К IV-1 до н.э. городские сады и парки утратили свое первостепенное общественно-воспитательное значение, все больше превращаясь в места для развлечений и отдыха граждан.

 

Характерной особенностью садово-паркового искусства Древнего Рима была органическая связь с природным ландшафтом и архитектурой. В дворцовых садах сооружались искусственные водоемы и фонтаны, которые обычно окружались монументальной колоннадой. Несколько позже в моду вошли небольшие сады при жилых домах зажиточных граждан. Они имели форму геометрически правильного озелененного дворика с газонами, цветниками и симметрично высаженными кустарниками. Дорожки и площадки выстилались каменными плитами, а в центре располагался небольшой водоем. Такие сады-дворики назывались «перистиль» и с целью придания величественности также обрамля­лись колоннадами (рис.9).

 
 

Рисунок 9. Фрагмент колоннады перис­тиля, сохранившейся до наших дней

 

В I-II в. н.э. из-за ограниченности городских территорий знатные римляне стали приобретать загородные участки и строить там виллы. Постепенно ими были застроены все самые красивые и удобные места на близлежащем побережье Тирренского, а затем и более удаленного Адриатического моря. Гористый рельеф местности способствовал созданию искусственных водных каскадов, террас с декоративны­ми цветами, фигурно подстри­женными кустарниками и дере­вьями. Искусство фигурной стриж­ки кустарников достигло небыва­лой высоты - появились расти­тельные вазы и скульптуры в виде зверей, птиц, людей.

Следует отметить, что, в соответ­ствии с канонами классического стиля, планировка садов подчи­нялась принципам осевой сим­метрии. Главным композицион­ным элементом являлся сам дом, а дополнительными акцентами - белые мраморные скульптуры. Они устанавливались в строго опреде­ленных местах и, кроме декора­тивно-художественного назначе­ния, подчеркивали геометрию уча­стка, масштаб и пропорции рас­положенных на нем объектов.

 

Итак:

− Мастера древнего Египта и Месопотамии заложили основы формирования геомет­рических и ландшафтных садов.

− Висячие сады - уникальные произведения вавилонян и ассирийцев. Главный элемент таких садов - террасы с толстым верхним слоем плодородной земли.

− В Персии существовал культ деревьев. Их считали символом жизни и перед ними преклонялись.

− Для истории культуры большое значение имеют парки шумеров, которые отличались выразительными композиционно-планировочными решениями. Вместе с выращиванием декоративных растений в них разводили зверей, птиц, рыб.

− В Греции в планировочных решениях парков стали преобладать классические, симметрич­ные композиции, доминантными точками которых являлись скульптуры античных героев.

− Характерной особенностью садово-паркового искусства Древнего Рима была органическая связь с природным ландшафтом и архитектурой. В соответ­ствии с канонами классического стиля, планировка садов подчи­нялась принципам осевой сим­метрии.

 

 

2..Развитие ландшафтно-архитектурного искусства на Востоке

 

О греческих и римских садах мы говорили как о резуль­татах тесно связанных друг с другом проектно-художественных культур. Сады Китая и Японии также имеют очень много общих особенностей.

Вначале сделаем небольшое отступление и вспомним библейскую притчу об Адаме и Еве, жившими до грехопадения в райском уголке - Эдемском саду.

Название "Рай" происходит от персидского слова "paradaisa", что означает "сад". Ареной взаимодействия простого человека и божества в истории любого народа всегда является идеализированная природа.

Однако есть существенная разница: на Западе определяющим элементом картины Рая является человек, а сад, в котором он живет - это сама укрощенная, мудрая, приносящая радость природа.

На Востоке главным персонажем изображений Рая является не человек, а при­рода. Символическая роль ландшафта и пейзажа с растениями и птицами здесь чрезвычайно высока. Особенно показательно это для Китая и Японии - стран с высо­чайшим уровнем художественной культуры и быта.

Вы смо­жете убедиться в том, насколько важным является умение анализировать за­коны природного формообразования и творчески, с фантазией подходить к их использованию в дизайне.

 

Культурный мир Китая величествен и самобытен. На просторах этой огром­ной страны можно встретить множество уникальных памятников древнего зод­чества, выдающихся произведений монументального и декоративно-прикладного искусства. При упоминании об этой стране сразу приходит на ум Великий шел­ковый путь, возникают ассоциации с многочисленными императорскими ди­настиями и, конечно, чудом строительной мысли - Великой Китайской Стеной (рис. 10).

Это гигантское сооружение из камня и кирпича, растянувшее­ся на 3440 км, видно даже из космоса! Оно строилось более 2-х тысяч лет - с 3 века до н.э до 17 столетия н.э. и является результатом работы огромного числа людей. Стена, высотой до 9 метров и шириной у основа­ния 7,5 метров, возводилась в защитных целях, поэтому была укреплена башнями, а верх сте­ны построили таким, чтобы на нем легко разместилась боевая повозка.

 

 

 
 

Рисунок 10. Великая Китайская Стена

 

 

Великую Китайскую стену можно считать одним из первых архитектурных па­мятников, демонстрирующих гармоничное включение ги­гантского, искусственно со­зданного объекта в природ­ный ландшафт.

Многим знакомо по документальным фильмам и книгам другое "китайское чудо" - войско из почти шести тысяч глиняных сол­дат, охраняющих могилу китайского императора Чин Ши Хуанга (рис.11). Посмотрите внимательно на иллюстрацию, которая дает фрагментарное представление об этой уникальной скульптурной армии: у каждого солдата, выполненного в натуральную величину, своеоб­разные и отличающиеся от остальных черты и выражение лица. Фигуры всех солдат повернуты на восток, а их одежда и амуниция проработана до мельчайших подробностей. В руках у большинства гли­няных солдат сохранилось настоящее оружие той эпохи. Сабли из нержавеющей стали после проведенных под землей более чем двух тысяч лет остались по-прежнему острыми!

Согласитесь, что такие произведения искусства свидетельствуют о необычай­ном трудолюбии и таланте китайского народа.

 
 

Рисунок 11. Глиняное войско

Многие этапы возникновения и становления китайского садоводства стерлись в глубине доисторической эпохи. Вместе с тем, ученые считают, что традиции, сфокусировавшие основные принципы организации современных садов, насчи­тывают более трех тысячелетий. Легенды гласят о чудесных садах, существовав­ших в долинах гор Куэньлюнь, в которых любили охотиться императоры и члены их семей.

 
 

Из литературных источников мы узнаем, что типичной чертой древних китайских садов являлись невысокие искусственные холмы с неболь­шими дворцами, расположенными на них. Переходить из одной постройки в другую можно было по мостам, под которыми расстилались живописные извилистые водоемы, окруженные деревьями и кустарниками из бамбука. Широко применялись перголы со свисающей растительностью. Дома, располо­женные в непосредственной близости к берегу, были приподняты на сваях и снаружи окаймлялись выступающими дощатыми настилами (рис.12).

Рисунок 12. Фрагмент древнего китайского сада

 

 

Отличительной особенностью китайского сада, сохранившейся на протяжении тысячелетий, является свободная планировка пространства, не приемлющая геометрической жесткости, неспешный ритм плавно перетекающих форм.

Самые первые письменные источники упоминают только о садах при импера­торских дворцах. Это и не удивительно, ведь согласно бытовавшему тогда обы­чаю новый император не мог жить во дворце своего предшественника. По­этому смена императора всегда подразумевала обновление не только архитек­турной, но и садово-ландшафтной среды. История свидетельствует, что, напри­мер, в пределах ограды территории, известной под именем "Сад Рая", были построены 200 дворцов, отделенных друг от друга небольшими искусственными горами.

Китайцы рассматривали дизайн садов как одну из разновидностей искусства, а сам сад - как созданный особыми изобразительными средствами пейзаж. Прос­то картина с пейзажем выполнялась кистью на бумаге, а сад "рисовали" на формате реальной местности, причем совсем другими инструментами.

Китайцы абсолютизировали красоту природы, поэтому часто "художники сада" стреми­лись не только воспроизвести наиболее характерные пейзажи своей страны, но и с высокой степенью фантазии приукрасить их. Результатом такого подхода ста­новились сады, представлявшие уменьшенные копии настоящих природных пейзажей необыкновенной красоты (рис.13).

 

 

 
 

Рисунок 13. Мягкость очертаний и плавность переходов форм - типичная черта китайского сада

 

 

Китайский сад менее всего проектировался как территория для прогулок. При­чина этого крылась в философских мировоззрениях и, в частности, в учении "тао" (6-й век до н.э.), которое декларировало пассивность и созерцательность в отношениях с природой и процессами, протекающими в мире. Считалось, что счастью сопутствуют покой и неподвижность. Поэтому определяющая роль в садово-парковом дизайне отводилась выбору точки наблюдения. Сад обустраи­вали в расчете на определенную точку наблюдения или же в расчете на освеще­ние в определенное время дня. Поэтому при осмотре с определенного места каждый конкретный фрагмент сада должен был восприниматься как завершен­ная и заключенная в раму картина, созерцание которой успокаивает и достав­ляет эстетическое наслаждение.

В больших садах таких точек наблюдения могло быть несколько. Именно в них строились садовые павильоны, в тени которых можно было спокойно созерцать искусственно созданный пейзаж.

Китайцы испытывали к горам, скалам, камням возвышенные и даже религиоз­ные чувства. Они верили в то, что поклонение этим природным объектам приносит счастье, поэтому старательно их копировали как в изобразительном искусстве, так и в оформлении садового пространства. Отражением религиозных учений был символизм, наделявший природные объекты магической силой. Большой драгоценностью, в частности, считались некоторые виды камней своеобразной формы, особенно лазурного цвета.

Обязательным элементом сада была вода: ее состояние, вид ограничивающих поверхностей, направление течения часто имели особое значение. Считалось, например, что вода, текущая с востока на запад, приносит счастье. С расте­ниями тоже были связаны определенные мистические представления: так, группа из пяти сосновых деревьев изгоняла злых духов, а персик считался символом бессмертия.

Мастера садово-паркового искусства придерживались своеобразных художе­ственных и планировочных канонов. Картина сада могла считаться полной в том случае, если пространственная композиция включала в себя такие элемен­ты, как: искусственный холм, ручей, озеро с островками и арочными мости­ками, павильоны с черепичными крышами и соединяющими их извилистыми дорожками, организованные группы деревьев и камней.

На восточной стороне сада обустраивали водопад. Частым мотивом сада был ла­биринт. На берегах озера делали скрытые заливы, наполовину спрятанные за­рослями бамбука, в крутых склонах строили искусственные пещеры, иногда оформляемые затем в виде комнат.

Важная роль в оформлении сада отводилась плодовым деревьям и кустарни­кам, особенно гранату, лимону, апельсину, персику. Из декоративных растений предпочтение отдавалось любимым цветкам - пиону и лилии.

 
 

Главная задача создателей сада состояла в том, чтобы придать ему идилличес­кий, почти сказочный вид, наполненный возвышенными представлениями о смысле жизни и красоте природы. Сад, вписанный в уютное горное ущелье, либо отделенный от остальной среды высокой изгородью, являл собой особый мир тишины, покоя, созерцания (рис.14).

Рисунок14. Идиллический сад, вписанный в горное ущелье

 

 

В китайских садах царствовал свободный, ландшафтный стиль, иногда напол­няемый искусственно созданными "романтическими объектами". Можно было встретить "сад ужасов" с грозными, нависающими скалами, темной пещерой и клубящимся водопадом или, наоборот, "домик рыбаков", уютно вписанный в рельеф небольшого островка с высаженными в ящики "карликовыми де­ревьями".

Первыми общественными садами, доступными широкой публике, были сады, располагаемые на территории храмов, а также кладбищенские сады.

Китайские сады стали предметом изучения и подражания в Европе. Сегодня как в городских парках, так и в частных садах можно встретить элементы, ти­пичные для китайской культуры.

 

В Японии на протяжении многих веков, начиная с распространения в V веке н.э. буддий­ской религии, культура находилась под ощутимым китайским воз­действием. Так же как и в Китае, природная красота являлась источником и мерилом всех видов творчества. Ландшафтные сады, главными составляющими которых были вода, растения и камни, формировались по законам природы. Объекты живой природы и формы садово-парковых предметов наделялись философским смыслом, - в этом тоже проявлялась схожесть с традициями китайской культуры.

Популярными являлись мотивы священной горы Фудзиямы и символические композиции из камней. Так, в группе из 9 камней, 5 всегда были вертикаль­но стоящие, а 4 - лежащие. По традиции считалось, что установленные в определенном порядке и в соответствующих местах сада камни защищают от беды. Этому, в частности, учила написанная в XIII веке книга о садах, где приводились практические советы.

Вместе с тем, в проектной культуре Японии рельефно прочитывались и самобытные художественно-композиционные принципы.

В отличие от Китая, где сады часто создавались путем эстетической доработки красивых уголков живой природы, японский сад носил более лаконичный и миниатюрный характер.

Японские мастера считали, что человек не должен привносить изменения в природные формы, ибо они совершенны во всех своих состояниях, и красоту просто нужно научиться видеть и понимать. "Через свои художествен­ные образы природа сама говорит с нами, а человек должен лишь незаметно помогать ей в этом, и тогда даже сухая ветка дерева будет восприниматься живой и одухотворенной", - так утверждали японцы.

Философское восприятие мира вещей проявлялось в балансе активного и пассивного, контрасте пропорций рядом расположенных объектов, например, дерева с плоской и широкой кроной и вертикального светильника, стоящего и лежащего камня и т.д.

На формирование стиля японского сада большое значение оказывали народные традиции и ритуалы, в частности, обряд чаепития во время приема гостей. Часто он проводился на лоне природы, в миниатюрном пространстве сада, примы­кающего непосредственно к дому. Проведение таких обрядов требовало деликат­ности, вежливости, умения владеть собой. Этому способствовала и вся окружа­ющая обстановка, как бы погруженная в мир тишины, покоя и вечности. Специально создавалась атмосфера старины; с этой целью вокруг расположен­ного в тени деревьев чайного домика, размещались заросшие мхом камни, железные решетки, тронутые ржавчиной (рис. 15).

 

Рисунок 15. Типичные элементы японского сада

 
 

 

Тип сада владелец выбирал самостоятельно, в зависимости от занимаемого им положения в обществе. Были холмистые и плоские варианты садов.

Холмистый сад мог быть "эскиз­ным", то есть с минимальным преобразованием местности и внешне почти не обустроенным, "средне проработанным" и "полностью проработанным".

Ти­пичными являлись миниатюрные садики при жилых домах, разбитые на пло­щади всего в несколько квадратных метров; при этом в них присутствовали все необходимые элементы - деревья, цветы, дорожки, фонарики, маленькие декоративные бассейны и, конечно, камни.

В отличие от европейских, в японских садах реже встречался дерн. Предпочтение отдавалось гладко утрамбо­ванной земле с уложенными на ней плоскими камнями и белому песку, ко­торый содержался во влажном состоянии. При передвижении наступать можно было только на камни дорожек, но не на землю. Камни образовывали из­вилистую тропинку от веранды до садового мостика.

 
 

Важной принадлежностью была еще каменная лампа, вызывавшая благоговение; она устанавливалась на невысоком каменном столбе или фигурном кронштейне (рис. 16).

 

 

Рисунок 16. Каменная лампа над водой (японская гравюра)

 


Японские сады по своему ритму и атмосфере уподоблялись стихам и имели особые названия. Например, такие названия, как "закон воды", "жемчужная река", "врата дракона", настраивали на символическое восприятие объектов живой природы.

Для японских садов характерна слитность с природой. Каждый объект наделен философским смыслом и соответствует представлению о том, что в малом и единичном отражается великое и всеобщее.

Японцы издавна предстают как восторженные почитатели цветов и непревзой­денные мастера создания композиций из цветов и растений. Ради того чтобы увидеть уникальный куст розы, полюбоваться цветением декоративных черешен (Prinus pseudocerasus) или же услышать при полуночном свете луны соловьиную трель, сотни людей совершали паломничество.

Уже в средние века в Японии сформировалась развитая школа флористики. Искусство составления букетов, получившее название икебана (что означает "живой цветок") предполагало, что каждой веточке, стебельку, маленькому листику нужно придать такое положение, которое более всего соответствует его естественному состоянию и ненавязчиво раскрывает его красоту. Существо­вали точно предписанные приемы композиционного сочленения элементов. На­пример, 3, 5 или 7 стеблей лозы соединялись по определенной системе, имев­шей символическое значение, а растения размещались только в тех сосудах, пластика которых соотносилась с их изгибами.

Что же оставили нам в наследство древние мастера садово-паркового искусства Китая и Японии? Прежде всего, они научили нас гармонии с природой, на­строили на романтическое, спокойное созерцание окружающего мира, проде­монстрировали способность восхищаться вещами, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Сады этих двух стран не только непохожи, но и во многом противоположны евро­пейским. Если европейский сад - это преобразованная при­рода, свидетельство превосход­ства человека над естественной средой, то китайский и японс­кий сады представляют собой гармоничный, ненасильственно созданный мир из объектов са­мой природы, наделенных глу­боким философским смыслом.

Когда весной Вас очарует белоснежный наряд цветущей сливы или когда в тишине уютной беседки Вы предадитесь созерцанию бесшумно падающих ли­стьев, вспомните о китайских и японских садах. Сад, купающийся в лунном свете, идиллический блеск водной глади, шелест опадающих листьев - вечны.

 

Итак:

- Традиционный китайский и японский сад - это всегда ландшафтный сад, обустроенный по законам живой природы.

- Типичные особенности этих садов - холмы, павильоны, пагоды, небольшие озера с островками, арочные мостики, извилистые дорожки, композиции из камней, фонарики, колодцы.

- Китайский сад имитирует пейзаж и фактически представляет собой идиллическую картину на местности. Важное значение уделяется выбору точки обзора пространства сада.

- Каждый элемент японского сада наполнен философским содержанием и демонстрирует красоту первозданной природы

- Для Японии характерны миниатюрные сады, вплотную примыкающие к жилому дому.

- Атмосферу вечности, которая ценится японцами, создают замшелые камни, старые предметы, заросшие густой зеленью водоемы.

 

 

3. Крепостные и монастырские сады средневековья

 

 

"Варвары ломятся в стены империи, осаждают Вечный город и в 476 году сбрасывают с трона юного Ромула Августа - последнего римского императора. Закатилась звезда империи, погас ее свет: тень средневековья закрыла ее блеск", - так описывают историки начало мрачной эпохи феодализма.

Действительно, эпоху средневековья, особенно раннего, трудно назвать безмя­тежной, высокодуховной и продуктивной. Постоянные междоусобные войны, набеги гуннов, татаро-монголов, разгул инквизиции серьезно тормозили про­цесс развития европейского искусства, науки, культуры. Вместе с тем и в этот нелегкий в истории человечества период было создано немало образцов, де­монстрирующих высоты художественной мысли.

Корни создания монастырских садов обнаруживаются в Римской Империи, ведь именно там сформировалась архитектура раннего христианства. В силу консерватизма ее стилистика долгое время оставалась без изменений. Хотя церковные догматики противились всему новому, все же территории многих соборов и монастырей являлись основными центрами образования и культуры.

В эпоху средневековья перед соборами и монастырями строили окруженный стеной двор, где создавали скромный сад с несколькими деревьями и кустар­никами.

Назвать такие сады "райскими" не поворачивался язык даже у их создателей. Куда подевалась журчащая вода фонтанов и бассейнов, прелестный перистиль?!

С падением Рима была уничтожена складывавшаяся веками культура садов и парков. Постоянные осады нападавших варваров сделали невозможной спокойную жизнь зажиточных граждан в загородных виллах. Более безопасно стало жить только в укрепленных неприступными стенами городах. По типу небольших крепостей в целях самозащиты стали преобразовывать свои жилые дома и провинциальные землевладельцы.

В то неспокойное время единственными островами стабильности оставались монастыри. Они были отделены от внешнего мира толстыми каменными стенами и рвами с водой, внутри протекала своя жизнь, подчиненная незыблемым правилам и строгому распорядку. Такая обстановка предоставля­ла возможность для обустройства садов. Монахи, как правило, были людьми образованными, много читали и располагали сведениями о римских и гре­ческих садах (рис. 16).

 
 

Следуя этим традициям, в монастырях западноевропейских стран сформировался характерный квадратный двор с окружающим его коридором, перекрытым крестовым сводом. Это сооружение называлось кры­той галереей и по принципу построения напоминало четырехугольный антич­ный двор-перистиль. В нем монахи и обустраивали свои сады. Площадку квадратной формы две пересекающиеся дорожки разрезали на четыре части. Их засаживали деревьями, цветами, а посредине строили источник для воды.

 

Рисунок 16. Здание церкви средневекового монастыря в г. Кведлинбург (Германия)

 

В библиотеке швейцарского монастыря Сент Галлен был найден рисунок с планом территории, относящийся приблизительно к 900 годам. Его автором является вельможа Айнхард, министр Карла Великого. Из чертежа следует, что монастырь имел собственную церковь, школу, больницу, домик для гостей, персональные квартиры настоятеля и врача, целый ряд хозяйственных построек.

Помещения различного назначения группировались вокруг отдельных двориков, каждый из которых был разделен на четыре части с разбитыми в них садами. В состав общего Монастырского сада ("Hortus claustralis") входил также сад, принадлежащий квартире духовников, он назывался "Hortus religiororum". От­дельный сад располагался у домика для гостей. Свой сад - "Hortus hospitae" -имела и монастырская больница. Рядом с больницей и квартирой врача нахо­дился разделенный на 16 маленьких делянок сад лекарственных растений -"Hortus infirmariae" (Herbaruim). Недалеко от здания церкви находились фрук­товый сад, виноградник и огород; фруктовыми деревьями также было заса­жено монастырское кладбище.

В указаниях французского короля Карла Великого фигурировали требования выращивания яблок, груш, слив, персиков, фруктов, грецких и лесных орехов, миндаля, лавра. Кроме них, выращивали лекарственные и ароматические расте­ния, из которых делались приправы (рис. 17).

Разведением цветов монахи начали заниматься позже. Рядом с ризницами были отдельные цветочные делянки, где выращивали цветы для украшения храма. Ссылки в библии на райские сады укрепляли садовую культуру. В начальный период христианства роза и лилия отвергались церковью, потому что их считали любимыми цветами языческого мира. Позже они заняли место среди церковных символов, и нашли свое стилизованное выражение в архитектурных элементах соборов и зданий.

 

 
 

Рисунок 17. Выращивание культурных растений на территории средневековых монастырей

 

 
 

Летописцы средневековья донесли до нас сведения не только о монастырских, но и о крепостных садах. Так, в дарственной грамоте, выданной одному из вен­герских помещиков, перечисляются угодья, фруктовые сады, виноградники и предписывается группе крестьян постоянно ухаживать за ними. Отдельные "фрагменты сада" мы можем увидеть на живописных полотнах и книжных миниатюрах той эпохи.

Рисунок 18. Фрагмент крепостного двора

 

 

Крепости, как правило, строились на возвышенностях и окружались рвами с водой. Из описаний того времени мы узнаем, что интересной частью внутрен­него пространства средневековой крепости была длинная скамья из дерна, основание которой было выложено кирпичом. Скамья фактически опоясывала зеленой лентой нижнюю часть крепостной стены.

Все внутренние постройки и основные площадки крепостных дворов, за иск­лючением садовых участков, были выложены из природного камня - песча­ника, известняка, порфира. Небольшой сад, огороженный изгородью, часто разбивали под окнами жилых покоев хозяев замка: здесь в основном выра­щивали декоративные кустарники, цветы, лекарственные и ароматические растения.

Для фруктового сада выбиралось отдельное, наиболее благоприятное по распо­ложению место (рис.19). Кроме практических целей, он использовался как тенистый уголок отдыха вельможных особ.

 
 

 

Рисунок 19. Фруктовые деревья в нише крепостной стены

 

 

К 14-15 столетиям в крепостных садах входят в моду цветочные клумбы простых геометрических форм, обложенные по краям камнем или же невысокой оградой из досок. По-прежнему популярны­ми остаются площадки из цветущего дерна.

На территориях крупных замков создавались более обширные сады. С помощью каменных простенков, изгородей из жердей, плотно высаженных кустарников, деревянных решеток, обвитых розами или диким виноградом, пространство большого сада членилось на зоны. Таким образом, получались сады меньшего размера с различными функциями. Среди них выделялся так называемый "закрытый сад" ("Hortus conclusus"), который был более интимным и предназ­начался для тихих бесед с глазу на глаз, приятных разговоров с гостями, повседневного отдыха. Здесь же стали обустраивать небольшие источники воды, фонтаны, а в некоторых случаях даже бассейны.

По мере восстановления традиций садово-паркового искусства развивалось и декоративное садоводство.

Деревьям и кустарникам стали придавать непривыч­ные, выразительные геометрические формы. К примеру, крону некоторых деревьев формировали в виде трех горизонтальных дисков, расположенных друг над другом.

Излюбленным мотивом была живая изгородь в форме лабиринта или компози­ция из решеток с вьющимися растениями, высота которых иногда превышала рост человека. Дорожки для прогулок идеально выравнивали, посыпали песком, гравием или мостили каменными плитами.

XII век охарактеризовался подъемом уровня садово-паркового искусства. Впечатления, полученные в ходе крестовых походов, освежающе подействовали и на создателей садов. Вместе с трофеями завоеватели "принесли" домой из походов в страны ближней Азии мотивы и отдельные приемы формирования ландшафтной среды, свойственные восточным народам. Можно упомянуть и тот факт, что французский король Карл Великий для оформления своего сада получал растения от багдадского калифа Гаруна аль Рашида.

В это же время Альберт Магнус создает первую в Европе ботанику для врачей. В ней он систематизирует знания о лекарственных растениях и описывает их свойства.

Достижения садово-паркового дизайна эпохи средневековья весьма скромные. Серьезных нововведений в искусство формирования территории сада в этот период не произошло, во многих случаях между отдельными частями сада отсутствовала композиционно-стилистическая взаимосвязь. Высокие крепост­ные стены ограничивали простор для творческих поисков.

Однако уже в XIV веке проявляются признаки более светлого, полного надежд будущего. В произведениях великих итальянских гуманистов Боккаччо и Пет­раркb (которые, кстати, увлекались садоводством) звучат ноты свободолюбия, призывы к новой жизни, прорывается луч света. На порог европейской исто­рии вступает величественная эпоха Ренессанса.

Итак:

- В монастырских садах основные площади отводились под практические нужды: для выращивания фруктов, овощей, лекарственных и аромати­ческих растений, поскольку священнослужители и монахи были глав­ными врачевателями.

- В крепостных садах, если позволяла территория, осуществлялось чле­нение на функциональные зоны. Создавались так называемые "закры­тые" небольшие сады для отдыха вельмож.

- Со временем в моду вошло декоративное формирование кроны деревьев, создание живых изгородей, геометрических клумб с цветами.

- Присутствовало и выращивание декоративных растений в минимальном объеме.

 

 

Вопросы к лекции 3

 

1. Назовите характерные черты садов Древнего Египта

2. В каком древнем государстве появились «висячие сады», их конструкция. какое культовое сооружение послужило их праобразом?

3. Охарактеризуйте особенности садовой культуры древних персов

4. «Священные рощи героев» - страна происхождения и характерные особенности.

5. Опишите сады - дворики Древнего Рима, приведите их латинское название

6. Характерные черты загородных вилл древних римлян

7. Различия в восприятии взаимоотношения «человек - природа» нв Востоке и Западе

8. Характеризуйте типичные черты древних Китайских садов

9. Как отразилось философское восприятие мира вещей на строении Японского сада?

10. Перечислите факторы, вызвавшие возникновение монастырских садов

11. Какие традиции древнего мира использовались при создании монастырских садов

12. Опишите принципы построения крепостных садов и факторы, послужившие подъему уровня садово- паркового искусства в Европе ХІІ- ХІІІ веков.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.