КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Композиционная организация открытых пространств
План 1.Общие вопросы композиции пространства под открытым небом 2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений
1.Общие вопросы композиции пространства под открытым небом
Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, является художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на значительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение пространств под открытым небом, формируемых преимущественно рельефом, зелеными насаждениями, водоемами и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства. Под композицией понимается творческая деятельность по организации пространств и составляющих их элементов, а также результаты этой деятельности. Организация пространства в архитектуре определяется функциональными, конструктивными и художественными требованиями. Психофизиологические закономерности восприятия человека обусловливают приемы организации формы и пространства и категории композиции: - симметрию и асимметрию; - нюанс и контраст; - ритм; - установление определенных соотношений между частями и целым.
Рисунок1. Степень вертикального расчленения пространства (по Дж. Саймондсу)
Рисунок 2. Основные типы ландшафтных пространств (по В.В.Баулиной)
Подбор растений, их группировка, пластика рельефа, использование декоративных качеств воды - художественные задачи архитектурной композиции. Особенно это выражено при формировании городских ландшафтов, где природные и архитектурные композиции взаимосвязаны и лишь подразделяются на композиции с преобладающей ролью природных или искусственных компонентов. Определим некоторые понятия, важные для понимания сущности ландшафтной композиции. Перспектива - не только искусство изображения на плоскости трехмерного пространства в соответствии с тем кажущимся изменением величины и очертаний предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, но и вид, картина природы с какого-то отдаленного пункта, видимая даль. В ландшафтной композиции различают: - широкую перспективу - панораму, т.е. свободное обозрение обширного пространства; - вид - визуально ограниченное пространство, как правило, выделенное по сторонам рамкой из зеленых насаждений или архитектурной рамкой. Перспектива, пейзаж, вид, ограниченные зелеными насаждениями, позволяют сосредоточить внимание зрителя, направить его взгляд на наиболее интересный элемент ландшафта или паркового пейзажа - группу деревьев, водоем, скульптуру, беседку и пр.(рис. 2) В ландшафтной композиции выделяют линейную и воздушную (цветовую) перспективы. Термин «цветовая перепектива» принадлежит Леонардо да Винчи, который, изучая это явление, пришел к выводу, что по мере удаления от зрителя изменяются величины одинаковых фигур, степень отчетливости границ фигур или других элементов и цвет. Фактически это то, что мы сегодня называем воздушной перспективой. Линейная и воздушная перспективы - наиболее сильные композиционные средства выражения глубины пространства. Линейная перспектива отражает изменения видимых форм в зависимости от их положения в пространстве. Основные ее законы: - чем дальше предмет, тем он кажется меньше; - все вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными; - параллельные линии, уходящие от наблюдателя на понижающейся местности, сходятся ниже горизонта, а на повышающейся местности - выше горизонта. Объемы, расположенные ближе к зрителю, воспринимаются как более крупные, и интервалы между ними постепенно зрительно уменьшаются. Воздушная перспектива зависит от плотности воздуха. Между плотностью и прозрачностью существует обратная зависимость - чем меньше его плотность, тем более он прозрачен. При большой плотности воздух приобретает синеватую окраску, от чего и произошло выражение «голубые дали». В результате объемы, находящиеся вблизи зрителя, представляются более детально, рельефно и четко. Стушевывание красок или очертаний удаленного предмета зависит также от погоды (ясности или облачности неба, сухости или влажности воздуха). Особенно четко воспринимается далекая перспектива при безоблачной погоде и чистом воздухе. Законами воздушной перспективы обусловлены изменения яркости освещения и цвета в зависимости от расстояния между наблюдателем и различными планами паркового пейзажа. Мягкие, плавные, с синеватым оттенком элементы пейзажа оптически удаляются. Четкие, контрастные, теплых, особенно желто-красных тонов элементы наоборот кажутся ближе. Богатство колористических сочетаний проявляется в парковом пейзаже при условии хорошей освещенности. Средствами линейной и воздушной перспективы создается иллюзия увеличения или уменьшения пространства Мастерами создавать на небольшой территории иллюзию большого пространства были паркостроители Китая и Японии. Для того чтобы зрительно увеличить перспективу, стены, ограждающие сад, сближали от входа к зданию, расположенному в конце сада. Чтобы уменьшить впечатление стесненности пространства, каменные стены украшали вьющейся зеленью. В направлении от входа к павильону размеры плит мощения уменьшались, фактура их поверхности постепенно менялась - от грубой до гладкой, полированной. Цвет плит мощения и растительности также изменялся: от теплого красно-оранжевого до холодного - зеленого, лилового и серого. Вода на переднем плане плескалась и журчала, а вдалеке была тихой и спокойной, зеркальной. Деревья на переднем плане были высокими, с выразительным силуэтом и плотной кроной, а на дальнем - низкими и ажурными, с как бы «размытым» контуром. Такое решение парковой перспективы создавало видимость простора. Парковая перспектива - многоплановый парковый пейзаж, построенный по композиционным законам линейной и воздушной перспективы. В зависимости от относительного расположения различных планов парковой перспективы она может быть разной глубины, т.е. расстояния до видимой преграды зрению: - малой (50 - 100 м); - средней (100 - 500 м); - большой (свыше 500 м) глубины. Учитывая расстояние между зрителем и объектом и применяя законы линейной перспективы, можно оптически уменьшить или увеличить глубину паркового пейзажа, парковой перспективы, зрительно изменить величину и форму парковых элементов. Глубина парковой перспективы, пространственая выразительность композиции, соотношение природных и архитектурных форм выявляется также игрой света и тени (рис. 3). Рисунок 3. Характеристика восприятия ландшафтных пространств (по Г.А.Потаеву): а - виды обзора: детальный (100 м), общий (500 м), панорамный (2000 м); б - виды ограниченного обзора: рамка, кулисы, обзор без ограничений; в- восприятие пространства: резкая разница планов, многоплановое пространство, уходящая перспектива Существенным средством в построении парковой перспективы являются рельеф, вода, фактура растительности, материалов мощения, которые могут быть гладкими или шероховатыми, зеркальними или матовыми. Как правило, один из ландшафтных компонентов принимается в качестве ведущего (рис. 4).
Рисунок 4. Формирование пространства при ведущей роли одного из компонентов: а - рельефа; б - воды; в - зеленых насаждений; г - архитектурных сооружений
Для концентрации внимания на парковой перспективе в основной зоне восприятия используется ряд приемов. 1. Из зеленых насаждений или архитектурных элементов создаются рамка, кулисы. Кулисы - группа деревьев или кустарников, иногда небольшой массив, ограничивающий вид на открытое пространство. Зеленые кулисы бывают глухие и ажурные - в зависимости от структуры кроны деревьев и кустарников. 2. Построение пейзажей и отдельных парковых видов (картин) ведется с учетом их восприятия в различное время года и дня, погоды, освещенности. 3. Используется эффект, получаемый от сочетания освещенных и затененных поверхностей, зависящий от естественного (солнечного, лунного) или искусственного освещения, для этого в композиции парковых пейзажей чередуются освещенные и затененные (светлые и темные) пространства. 4. Применяется эффект контраста. Контраст - художественный прием, заключающийся в резко выраженном противопоставлении качеств элементов композиции (объема, цвета), что помогает ярче оттенить их особенности. 5. Используется прием акцентирования. Акцент - композиционный прием, основанный на наиболее сильном противопоставлении и подчеркивании какой-либо детали в общей пейзажной картине по величине, положению в пространстве, освещенности, цвету. Достигается, например, посредством размещения в открытом пространстве особо декоративных отдельных деревьев (солитеров). Композиционно выделяемые элементы ландшафта называют также доминантами. 6. Учитывается тектоника. Тектоника - художественное выражение закономерностей построения, присущих определенной породе или виду растений, а также другим природным компонентам. 7. Используется эмоциональное воздействие цвета. Цвет - колер, окраска. Тон - характер, оттенок цвета по яркости. Колорит - соотношение цвета в пейзаже по тону и насыщенности цвета. Различают колорит теплый (преобладание теплых цветов) и холодный (преобладание холодных цветов). Знание теории цвета лежит в основе построения пейзажа. Как известно, все цвета подразделяются на две группы: хроматические (красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета со всеми оттенками и переходами между ними) и ахроматические (белый, черный и все серые тона). Для первой группы характерны цветовой тон и его насыщенность, а для второй - светлота. Цвета разделяют на выступающие и отступающие. Теплые цвета (красный, оранжевый, насыщенный желтый) как бы приближаются, выступают вперед, а холодные (синий, фиолетовый) - как бы отступают, кажутся дальше. По эмоциональному воздействию выделяют активные цвета, которые действуют на человека возбуждающе (красный, оранжевый), и пассивные (серо-зеленые, сиренево-серые) - успокаивающие. В природном пейзаже цвет имеет особое эмоциональное воздействие. Цветовосприятие в природном ландшафте зависит от многих факторов, в том числе от характера погоды. 8.Используется изменчивость водных поверхностей. Спокойное зеркало воды отражает цвет неба. В зависимости от фона цветовой эффект воды меняется.
2.2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений
Деревья, кустарники, газоны, цветы - основной строительный материал ландшафтной архитектуры. Рост растений сопровождается последовательными изменениями их формы и величины, поэтому полный декоративный эффект задуманных композиций можно получить не сразу. В ландшафтном проектировании надо принимать во внимание то, что деревья достигают зрелости (а соответственно и декоративности) через более продолжителыюе время, чем кустарники, а кустарники - через более продолжительное время, чем травянистые. Художественно-композиционная характеристика деревьев и кустарников определяется тремя основными качествами - величиной, формой, цветом, которые для «живого» растительного материала постоянно меняются в зависимости от их возраста, сезона года, а в течение дня в зависимости от погоды и освещения. По величине деревья подразделяют на три категории: - представителями первой (высота 25 м и выше) являются сосна, лиственница; - второй (высота 15-20 м и выше) - тополь, вяз, ель; - третьей (высота 10-15 м) - белая акация, рябина, черемуха. В зависимости от формы и силуэта деревья условно делятся на две группы. К первой группе (рис. 5, а) относятся деревья с четкой регулярной формой кроны: - пирамидальные (ель, пихта, тополь берлинский); - колонноподобные или веретеноподобные (кипарис вертикальный, туя колонноподобная); - овальные и сферические (липа, ива шаровидная, акация белая шаровидная).
Рисунок 5. Основные формы крон деревьев. а - регулярные (пирамидальная, колонноподобная, овальная, сферическая); б - живописные (живописно-сферическая, или раскидисто-шатровая; плакучая, зонтиковидная, стелющаяся)
Вторую группу образуют деревья, отличающиеся живописной формой кроны (рис. 5, б): - живописно-сферические, или раскидисто-шатровые (каштан конский, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клен остролистный и многие другие); - плакучей формы (ива плакучая, ива вавилонская, береза плакучая и др.); - зонтиковидной формы (сосна приморская, сосна ленкоран-ская); - стелющейся формы (сосна горная, яблоня стелющаяся и др.).
Деревья первой группы (и нередко второй) применяются в садово-парковых композициях для подчеркивания регулярности, высаживаются по сторонам партера и вдоль аллей. Рядовая посадка деревьев со строгим четким силуэтом очень ритмична и выразительна. Глухие регулярные посадки используются для создания эффекта неожиданности, когда в конце аллеи вдруг раскрывается вид на ярко освещенный водоем, поляну. В некоторых случаях отдельные деревья с пирамидальным или колонноподобным силуэтом или их группы используются для композиционного акцента в открытом пространстве в конце аллеи, на острове, поляне или на фоне живописного массива насаждений. Незаменимой породой в средней полосе является береза бородавчатая плакучей формы. Ассортимент растений подбирается с учетом эстетических и экологических требований. Береза декоративна круглый год: летом в зеленом наряде, гармонирующем с ее атласно-белым стволом, в осеннем золотистом уборе и, наконец, зимой благодаря тонкому графическому рисунку кроны, особенно покрытой инеем в солнечный морозный день. Важнейшее художественное качество древесных пород - тональность их листвы, меняющаяся по сезонам года. Основной цвет лиственных пород - зеленый, но и он в течение вегетационного периода изменяет оттенки от нежно-зеленого весной до плотного насыщенного тона в конце лета (липа, дуб, клен остролистный, каштан и др.). Особенно богата цветовая гамма осенью -от золотисто-желтого, оранжево-желтого до коричнево-бронзового и пурпурного. При построении пейзажа и компоновке насаждений учитывается, какие породы раньше меняют свою летнюю окраску и какие дольше сохраняют зеленый цвет. В композиционном отношении ценятся нейтральные серебристо-серые тона листвы и хвои (ива белая и серебристая, тополь белый, ель голубая и др.). Такие деревья прекрасно смотрятся на фоне темных пород, используются для зрительного расчленения больших массивов, очень эффектны в виде одиночных посадок. Наряду с серебристым, золотистым тоном кроны ценится и плотный красный тон (дуб, бук красный и пестролистный). Из художественных качеств деревьев, используемых в парковых композициях, кроме массы и цвета листьев важны также фактура и тон ствола, рисунок листа, форма и окраска соцветий, а также плодов. Если у ствола старого дуба эффектны глубокие борозды, то у бука и рябины обыкновенных - гладкие, блестящие стволы соответственно серого и зеленого оттенка. Выразителен ярко освещенный ствол медно-красного оттенка у черемухи Маака. Такие качества, как фактура и тон ствола, рисунок листвы и цвет плодов следует использовать в композициях, рассчитанных на близкое восприятие, формируя их вдоль аллей и дорожек, у площадок отдыха. Сильным композиционным средством является тень (светотень), создаваемая деревьями, — плотная с четкими контурами или ажурная (сквозная, прозрачная, «кружевная»). Интересны деревья, кроны которых читаются «на просвет», например клен. Для соцветий важна их форма, размер, колер. Так, каштан конский цветет белыми и розовыми «свечами», акация и черемуха -кистями и т.д. Очень распространена и ценима в средней полосе рябина, декоративная с весны до поздней осени, когда на ней остаются лишь красные грозди плодов. Рябину высаживают отдельными экземплярами и группами. В построении садово-парковых композиций, в формировании паркового пейзажа не менее важную роль, чем деревья, играют декоративные кустарники. Они образуют нижний ярус древесных групп и массивов, помогают композиционно осуществить переход от плоскости газона к их вертикальному объему. Из кустарников составляют и самостоятельные группы, иногда дополняя цветочными растениями. Кустарники применяют для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов. Кустарники, как и деревья, различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий, плодов. По величине выделяют: высокие кустарники, достигающие 2-3 м и более (сирень обыкновенная и венгерская, боярышник, скумпия, жимолость, туя западная и др.); средней величины - от 1,5 до 2 м (снежноягодник, кизильник блестящий, можжевельник казацкий и др.); низкие - 60-80 см (айва японская, барбарис Тунберга и др.). Широко используются в садово-парковых композициях стелющиеся кустарники - бересклет, туя стелющаяся или распростертая и др. К высоким кустарникам обращаются, когда надо замаскировать нежелательный вид или, наоборот, привлечь внимание к пейзажу. Из высоких кустарников образуется задний план при небольшой глубине парковой перспективы. Крупные группы высокого кустарника высаживают, чтобы получить зрительный интервал перед раскрытием новой перспективы (так называемый «эффект неожиданности»). Кустарники средней величины компонуются в самостоятельные и смешанные древесно-кустарниковые группы, используются в массивах в виде подлеска или опушки. Низкий кустарник хорош в виде бордюра, а также в сочетании со средним и высоким. Все кустарники используются для создания живых изгородей, которые бывают свободно растущими или стриженными. Кустарники разделяют по структуре кроны на четкие и живописные, компактные и ажурные. Для большинства кустарников характерна раскидистая живописная крона. Декоративный эффект посадок кустарника зависит, так же как у деревьев, не только от высоты и силуэта, но и от рисунка, тональности и фактуры листьев, характера цветков и плодов. Группы хвойных кустарников лучше составлять из одной породы. Особенно привлекателен живописной структурой можжевельник казацкий. Он высаживается большими группами на склонах, у каменисто-цветочных композиций. Крупный кожистый лист характерен для рододендронов, которые благодаря этому эффектны не только во время цветения. Особое внимание следует уделять красиво цветущим кустарникам, а также имеющим интересные плоды. Эти кустарники декоративны, но по сравнению с цветочными растениями требуют меньше ухода. Формы соцветий и цветков красиво цветущих кустарников очень разнообразны - метелки, шары, кисти, чашечки. Сирень, имеющая огромное количество сортов, характеризуется всевозможными оттенками соцветий и тонким ароматом. Форзиция зацветает раньше других и привлекает ярко-желтыми цветами. Калина бульденеж импозантна в своем белоснежном наряде. В смешанных посадках, небольших группах хороши пурпуролистные формы барбарисов - обыкновенного и барбариса Тунберга, отличающиеся нарядной окраской листвы летом и осенью. Кизильник горизонтальный с «елочным» строением ветвей и массой алых ягод осенью хорошо выглядит на переднем плане в группах и рекомендуется для рокариев. Неповторимы по цвету, форме и аромату розы, имеющие также бесчисленное множество сортов и оттенков. Ярко выделяются бусинки плодов снежноягодника, рубиновые плоды калины, оранжево-красные ягоды шиповника. Зимний пейзаж обогащают малиновые ветви дерена и зеленоватые - ивы. Рассмотрим основные приемы компоновки древесно-кустарниковых насаждений. Силуэт, форма дерева, произрастающего в массиве, не выражены так четко, как у одиночного, растущего на открытом пространстве. В садово-парковом искусстве отдельно стоящее дерево называется солитер, т.е. уединенный. В качестве элемента парковых композиций солитеры используются на полянах, островах, для завершения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи и т.д. (рис. 2.6, а). При подборе экземпляра для одиночной посадки ведущее значение имеет форма кроны, общий силуэт дерева. Для солитеров выбирают как местные породы, так и экзоты - интродуцированные древесные или кустарниковые растения, не встречающиеся в составе естественных зеленых насаждений региона.
Один из важнейших композиционных приемов в садово-парковом искусстве - создание групп насаждений, которое требует большого мастерства (рис. 2.6, б).
Рис. 6 а, б, в. Элементы древесно-кустарниковых композиций: а - солитер; б - группа древесных или древесно-кустарниковых насаждений; в - куртина.
В процессе многовекового развития сложились определенные закономерности построения древесных и древесно-кустарниковых групп. В прежние времена группу деревьев называли «клумбой». Сегодня этот термин обозначает вид цветочных посадок. Группы насаждений классифицируют по составу, величине, композиции, значимости, дендрологическому составу. По составу различают древесные, древесно-кустар-никовые и кустарниковые группы (иногда дополняемые и цветочными растениями), однопородные и многопородные. По величине - в зависимости от числа составляющих их элементов: малые (2 — 3 растения), средние (4-7 растений) и большие (до 10—12 растений). В отдельных случаях компонуют группы из 16-18 растений и более, но это уже будет куртина, т.е. большая группа (рис. 2.6, в). Внешний облик и композиция групп характеризуются структурой (компактная, рыхлая, сквозистая), контрастностью или мягкостью силуэта, контрастностью или нюансностыо цветовых сочетаний, статичностью или динамичностью форм. По значимости и расположению группы насаждений классифицируются на самостоятельные и сопутствующие (рис. 2.7 - 2.10). Количество растений в группе обычно нечетное. Однако практика показывает, что и из четного числа деревьев и кустарников можно сформировать свободную, естественную композицию. Все зависит от подбора составляющих. В средней и большой группе предусматриваются: ядро, внешний контур и опушка (в случае применения кустарников). Ядро — одно — три и более деревьев, занимающих доминирующее положение по высоте, силуэту, цвету. Это как бы композиционный центр группы, однако не геометрический, так как при этом нарушалась бы естественность группы. Уменьшение размеров растений от ядра к опушке позволяет хорошо воспринимать кроны всех составляющих группу элементов. Для внешнего контура выбирается живописное очертание, рекомендуется разрывать его для усиления впечатления естественности и игры светотени. При смешанных групповых посадках одна из пород должна быть главной, создающей ядро группы, а другие (особенно декоративные) располагаются на опушке, обогащая группу контрастными или нюансными сочетаниями, выявляя ее форму, силуэт, колористическую характеристику. Компактная самостоятельная группа из елей, тополей пирамидальных и других деревьев может примепяться как композиционный акцент в начале и конце аллеи, на поляне, на острове. Группы используются в качестве кулис для обрамления перспективы или любой детали паркового пейзажа, размещаются вдоль аллей и дорожек, если рядовая их обсадка нецелесообразна по функциональным или композиционным мотивам.
Рисунок 7 - Композиционные типы групп деревьев (по С.Н.Палентреер)
Особенно эффективна группа, расположенная у поворота дорожки. Иногда дорожку «пропускают» через группу. Своеобразны группы в виде «хоровода» или «букета». Группы в виде «букетов» создаются из 3-5 деревьев, высаженных в одну лунку. Сопутствующие группы являются частью паркового массива и лесной опушки. Нередко сопутствующие группы компонуются в виде «беседки». Во многих парках встречаются парные посадки деревьев (ель и береза, дуб и береза и т.д.). Очень распространена группа из трех деревьев, которая равнозначно воспринимается со всех сторон и строится по принципу неравнобедренного треугольника. Группа из трех берез имеет рыхлую, сквозистую структуру. Древесные группы из хвойных или пирамидальных тополей более строгие по силуэту, монолитные. Динамичны группы из четырех деревьев одной породы, расположенные таким образом, чтобы одновременно воспринимались только три экземпляра. При движении по дорожке силуэт такой группы постоянно меняется. Считают, что для сопутствующей группы оптимальное и даже предельное число деревьев —пять. Увеличение группы рекомендуется осуществлять за счет применения кустарников. Для парковых ландшафтов характерны смешанные древесно-кустарниковые группы (группы с подлеском, опушкой). Они компактны, многоярусны и используются там, где надо закрыть дальний план, создать четкие кулисы. Для многопородной древесной группы опушку рекомендуется формировать из одного вида кустарников. Для однопородной группы деревьев целесообразно применение смешанного ассортимента кустарников, иногда цветочных растений. Массив насаждений (или массив парковый) —посадки деревьев и кустарников на значительных площадях. В литературе по градостроительству под зелеными массивами часто понимаются также парки, лесопарки и другие крупные объекты зеленого строительства. Ассортимент паркового массива подбирается по биологическим и декоративным признакам. Массивы насаждений, как и группы, могут быть однопородными или смешанными. Массив древесно-кустарниковых насаждений должен иметь условия роста растений, близкие к условиям естественного лесного сообщества. Структура массива - ядро, внешний контур и опушка. Для ядра применяются породы деревьев и кустарников, наиболее устойчивые в данных условиях произрастания. Ассортимент массива обогащается посадкой по опушкам ценных древесных пород. Массивы могут быть прозрачными (светлыми, просматриваемыми вглубь) и непрозрачными (темными). В прозрачных массивах, например березовых, кустарники не высаживаются, а в непрозрачных - высаживаются как внутри массива, так и на опушках, и насаждения имеют два или несколько ярусов. В массивах рекомендуется иметь подрост (молодое поколение древесных пород), обеспечивающий своевременную смену устаревших экземпляров без нарушения облика парка. Один из видов достаточно крупного (1 — 1,5 га) массива - роща - совокупность однородных по составу и возрасту насаждений (березовая роща, дубрава). В роще пространство между стволами, как правило, просматривается. Парковый массив с малой вертикальной сомкнутостью позволяет создать глубинные перспективы. Парковые массивы включают открытые, полуоткрытые и закрытые пространства, в которых деревья и кустарники соответственно составляют 5—10, 50 — 60 и 90 — 100% (рис. 2.11, а,б; 2.12, а,б на цветной вкладке).
Рисунок 8 - Типы групп: а - хоровод; б - сопутствующая; в - букет; г - самостоятельная сквозистая однопородная; д - компактная многопородная древесно кустарниковая; е - самостоятельная разнопородная из кустарников
Рисунок 9 - Смешанные группы с включением цветочных растений (схема): 1 - лиственные деревья; 2 - хвойные деревья; 3 - кустарники; 4 - цветы в группах
При формировании древесно-кустарниковых насаждений учитываются не только композиционные, но и биологические и экологические особенности растений. К биологическим свойствам относятся, например, темпы роста, долговечность, морозоустойчивость, влаголю-бивость, светолюбивость и теневыносливость, требовательность к почвам. Объективными показателями темпов роста деревьев являются размеры годичного прироста ствола и побегов в высоту в возрасте от 10 до 30 лет. По темпам роста в высоту деревья и кустарники подразделяют на: - весьма быстрорастущие (ежегодный прирост в высоту до 2 м и более) деревья (эвкалипт, тополь, береза бородавчатая и др.), кустарники (акация желтая, бузина красная, чубушник); - быстрорастущие (прирост до 1 м) деревья лиственные (ясени обыкновенный и пенсильванский, платан, вяз мелколистный и др.), хвойные (лиственницы европейская и сибирская, ель обыкновенная и др.), кустарники (лох узколистный, клен татарский, калина и др.); - медленнорастущие (прирост деревьев в высоту до 0,25 - 0,2 м) лиственные (груши и яблони лесные), хвойные (кедр), кустарники (облепиха, ирга, бирючина и др.). В ширину крона обычно растет медленнее, чем в высоту. Но зато в ширину дерево продолжает расти и после прекращения роста в высоту. Эти биологические особенности древесных пород необходимо учитывать при создании насаждений и растительных группировок, так как смешение медленнорастущих и быстрорастущих пород значительно затрудняет формирование пейзажа. Долговечность древесных пород в значительной мере зависит от условий внешней среды. По долговечности деревья и кустарники разделяют на весьма долговечные (деревья, живущие до 500 лет и более, кустарники -до 100 лет и более), долговечные (деревья с продолжительностью жизни 200 - 500 лет, кустарники - 50 -100 лет), средней долговечности (деревья - 100 -200 лет, кустарники - 25 - 50 лет). Быстрорастущие породы, как правило, менее долговечны, чем медленнорастущие. Продолжительность жизни зеленых насаждений особенно быстро сокращается в экологически неблагоприятных условиях города. Рисунок 10 - Примеры формирования групп деревьев с учетом экологических требований: а, б — с учетом биологической совместимости; в, г — с учетом условий произрастания. 1 - клен остролистный; 2 - клен явор;.3 - клен полевой; 4 - ель обыкновенная; 7 — можжевельник казацкий; 8 — ольха черная; 9 - ива белая (плакучая); 10 - черешня обыкновенная; 11 — сосна крымская. Рядовые посадки создаются или только из деревьев, или только из кустарников, или комбинированные, ярусные - из деревьев и кустарников. В рядовых посадках растения высаживаются в один, два и более рядов. Деревья выбираются с ровным, прямым стволом и правильной кроной. Наиболее распространенные виды рядовых посадок -аллеи и живые изгороди. Аллеи бывают однопородные и смешанные, с использованием контрастных по высоте и форме деревьев, симметричные и асимметричные. В старинных парках создавались иногда сплошные или почти сплошные аллейные посадки (через один - два метра) в виде стены стволов, или шпалеры (это ряд густо посаженных деревьев или высоких кустарников, стриженных в стенку), а также применялась деревянная решетка (трельяж) с вертикальной вьющейся растительностью. Практикуется многорядная посадка в квадрат или в шахматном порядке. Последняя дает более плотные массивы и возможность кроне лучше развиваться. Раньше использовался прием «кенконс», т.е. многорядная посадка деревьев в квадрат или в шахматном порядке непосредственно в полотно аллеи (в покрытии аллеи устраивались посадочные лунки). Для создания затененных аллей возможна посадка по оси их «букетов» (по 3-5 экземпляров деревьев в одну лунку). При этом расстояние между лунками увеличивается. Известны сводчатые посадки - сомкнутыми свободными кронами и формованные - с применением специальной стрижки. (В прошлом крытая аллея, дорожка, свод которой образовался из переплетенных ветвей деревьев или легких деревянных или металлических арок, увитых плющом, лианами, назывались бин-даж, или берсо. Так же называли участок сада, окруженный сводчатыми аллеями, — прием, характерный для садово-паркового искусства эпохи барокко.) При рядовых посадках (озеленение улиц, бульваров, стандартных аллей) минимальное расстояние между деревьями и кустарниками нормируется. В проектной практике принято усредненное расстояние между стволами деревьев, равное 5 м. Однако существуют и более дифференцированные рекомендации. Нормы даются для взрослых растений в зависимости от их величины при достижении зрелости, отдельно для светолюбивых и теневыносливых пород. При высоте деревьев 25, 20 и 15 м расстояние между стволами соответственно для светолюбивых -6,4-5,3-4м, а для теневыносливых - 4-5, 3-4 и 2,5 - 3 м. Для кустарников расстояния при рядовой посадке высоких, средних и низких растений принимаются соответственно 1,0 - 1,5; 0,6 - 1,0; 0,4 - 0,6 м. В ассортиментных и агротехнических справочниках нормы даются в количестве кустов на погонный метр. Нормируется ширина полос зеленых насаждений (табл. 1) и расстояние посадки деревьев и кустарников от зданий и сооружений (табл. 2). Таблица 1 - Ширина полос зеленых насаждений
Примечание. При многорядной посадке кустарников указанную ширину полосы следует увеличивать на 40 - 50% для каждого дополнительного ряда растений. Таблица 3 - Расстояния от зданий, сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников
Живые изгороди создаются из кустарников, деревьев или их сочетаний, высаживаемых в два, три и более рядов. Живые изгороди формируются из кустарников в естественном состоянии или специально стригутся. Они служат для декоративных целей, а также для защиты от пыли, ветра, снега. Живые изгороди, как и аллеи, могут быть одно- и многоярусными, одно- или многопородными. В зависимости от высоты живые изгороди подразделяются на низкие - 0,5 - 1 м, средние - 1 - 2 м и высокие - 3 м. Живые изгороди высотой до 50 см называются бордюрами и применяются для окантовки газона, партера, цветника (для устройства в них орнаментов). Для высоких живых изгородей выбирают древовидные кустарники или даже деревья, которые для создания большей плотности высаживаются в шахматном порядке. Плотность достигается также смешанными многоярусными посадками, в которых используются кустарники и деревья разной высоты. При декоративной стрижке (формовке) растений их кронам придают искусственную форму, что достигается обрезкой, подвязкой и переплетением ветвей (рис. 2.13). Формовка бывает простая и сложная. При простой используется одна из геометрических форм (шар, конус, пирамида, параллелепипед и др.), при сложной - сочетание нескольких различных элементов или создаются «зеленые скульптуры», например фигуры животных - жирафов, слонов, экзотических птиц. Тапиарное искусство (декоративная стрижка растений) было известно с XIV в., но особенно стало модным в садово-парковом искусстве Франции и Англии с XVII в. В других странах широко применялось в прошлом столетии. Известны многие примеры из современной практики (рис. 2.14 на цветной вкладке). Наиболее распространена стрижка кустарников для создания живых изгородей. По способу формования живые изгороди подразделяются на стригущиеся или выращиваемые с помощью специальных каркасов. Для выявления светотеневых эффектов плоскости живых изгородей стригутся под небольшим углом, с отклонением от вертикали примерно на 5 — 10°. Из вечнозеленых растений в средней полосе пригодны для формовки ель обыкновенная, туя западная, можжевельник обыкновенный, тис ягодный или европейский. Благодаря крепким стволам и ветвям, компактной кроне тису можно придавать четкие геометрические формы. Его темная хвоя хорошо контрастирует с газонами, различными покрытиями и служит прекрасным фоном для цветочных посадок. Из лиственных пород стрижке неплохо поддаются липа, тополь, клен татарский, боярышник, кизильник блестящий, чубушник, бирючина. Искусственное создание сложных форм растений достаточно длительный и трудоемкий процесс. Например, однолетние сеянцы кустарников высаживаются и обрезаются в первый год до 5 - 7 см. Через год кустики, каждый из которых имеет по 4 - 5 побегов, обрезаются на высоту 10 см от земли, в конце сезона их необходимо еще раз подрезать. И так в течение нескольких сезонов кусты дважды стригутся, при этом им придается желаемая форма. Каждый раз побеги оставляются на 5 - 8 см длиннее. Архитектору, занимающемуся реставрацией, необходимо знание основ тапиарного искусства, так как в садово-парковых ансамблях декоративная стрижка применяется очень широко. В садово-парковом искусстве прошлых веков использовались комбинации из живых изгородей и деревьев, например, при устройстве зеленых театров (рис. 2.15). Наиболее типичной комбинацией является боскет -регулярный массив, окруженный со всех сторон стриженной зеленой стенкой. Иногда для усиления зеленых стен из кустарников применялся каркас, например, в виде деревянной решетки. В некоторых парках внутри боскетов устраивались регулярные пространства, также окруженные стриженными зелеными стенами. Эти пространства обогащались скульптурой, фонтанами, цветочными партерами и назывались зелеными залами, кабинетами, гостиными. Туда вело несколько входов. Зеленые «залы» использовались для концертов, бесед, отдыха (рис. 2.16, а,б на цветной вкладке). В старинных белорусских парках в центральных боскетах имелись клумбы, размещались скамьи, а в боковых - выращивались фруктовые деревья и кустарники (Дубое, Гродно, Большое Можейково и др.). В «воздушных театpax» Несвижа и Альбы в XVIII в. уже применялись декорации из зелени - боскеты-кулисы, подстриженные «по версальской моде». Боскеты создавались не только в регулярных, но и в пейзажных парках. Так, в Павловском парке (под Санкт-Петербургом) разнообразные боскеты фланкируют главную аллею.
Лекция 7 Ландшафтное обустройство автомобильных дорог Автомобильные дороги — один из основных пригородных объектов, подлежащих ландшафтному оформлению, так как они служат не только средством сообщения, но и являются зоной туризма и отдыха населения. Создающаяся для автомобильного движения сеть дорог различного класса вносит значительное изменение в природный ландшафт. Автомобильная дорога, проложенная с пространственно продуманной трассировкой движения, с учетом существующего рельефа, водных поверхностей и растительности, обогащает ландшафт и является его существенным элементом. С автомобильных дорог обычно производится обзор ландшафтов местности, поэтому раскрытие разнообразных ландшафтов и умение их показать во многом зависит от ландшафтного архитектора, проектирующего трассу дороги. Наименее интересны прямые дороги, пролегающие в монотонной, равнинной местности, пли длинные лесные дороги, поэтому в таких случаях очень важно усилить воздействие ландшафтных факторов. Особое значение приобретает ландшафт дорог, проложенных в местах организации массового загородного отдыха. При проектировании зеленых насаждений около дорог необходимо учитывать восприятие окружающего ландшафта в движении, где детали мелкого масштаба не воспринимаются. Дороги как основная часть ландшафта благодаря зеленым насаждениям приобретают большую выразительность, иной масштаб восприятия (рис. 1) Прокладка трассы дороги во многом зависит от существующего рельефа. В ландшафт идеально вписывается узкая волнистая линия проселочной дороги, гармонично сливающаяся с природой. Однако при современных технических требованиях к ширине автомобильных дорог мы не можем строго следовать рельефу, повторяя все его изгибы. Однако, земляные работы на дорогах не должны нарушать природный ландшафт. Спрямление и нивелирование рельефа следует делать очень осторожно, изучая местность и используя все ее особенности. На равнинной местности насыпи и путепроводы очень резко пространственно, членят ландшафт, поэтому для слияния с ним дороги следует широко использовать насаждения и обработку рельефа. Очень красивы и удачно сочетаются с местностью развязки типа «клеверного листа», дающие мягкую кривую линию подъема. В долинах трасса дорог хорошо вписывается в ландшафт, когда она следует естественным изгибам его рельефа. При широких магистралях трассу дороги целесообразно размещать в разных уровнях. Это уменьшает объем земляных работ и незначительно нарушает естественный рельеф. В лесных участках легкая кривизна трассы создает дополнительные перспективы и разнообразие открывающихся ландшафтов; такая дорога не так однообразно утомительна, как прямая. При всех случаях прокладки трассы ее основной компонент — ландшафтное оформление дороги — является средством организации движения, маскировки, создания особого микроклимата, защиты от пыли, заносов, правильной ориентации водителя, ослабления шума и.т.п. При озеленении автомобильных дорог решаются следующие задачи. 1.Технические задачи движения: - защита от ветра; - защита от заносов; - защита от ослепления светом встречных машин; - защита от столкновений; - посадки, помогающие водителю воспринимать параметры дороги, повороты, подъемы и уклоны 2. Инженерно-биологические задачи: - защита от образования откосов эрозийного происхождения; - защита от возможности соскальзывания; - отсасывание подпочвенных вод с помощью сильно всасывающих корневых систем растений; - защита от каменных обвалов в горной местности; - защита кюветов от волн на дорогах, - пролегающих у воды. 3. Эстетические задачи: - ликвидация разрушений ландшафтов, возникающих в результате строительных работ; - систематическая смена характера оформления дорог; - прикрытие непривлекательных видов; - оформление остановок и мест отдыха на дорогах. Для решения технических задач движения следует разумно продумывать места посадок, ассортимент и способы группировок растений. Защита дороги от ветра — это в то же время защита от снежных заносов и пыли. Плотные полосы зеленых насаждении еще не гарантируют от снежных заносов, большую роль играет их размещение в плане. При близком расположении защитной полосы от дороги снежные сугробы образуются па самой дороге. Непрерывный плотный ряд насаждений на разделительной полосе также задерживает на ней снег. На разделительной полосе целесообразно создавать наклонные ряды живых изгородей, посаженных под углом 15° к оси дороги. Разрывы между рядами (17 м ) не чувствуются при движении транспорта. Такая полоса не создает заносов и защищает водителей от ослепления фарами. Ширина разделительной полосы для создания живой изгороди - от 1,5 до 6 м. Посадки деревьев возможны при ширине полосы не менее 3 м. Более широкие полосы дают возможность делать групповые посадки деревьев и кустарников и позволяют достичь большего разнообразия в озеленении дороги. Отдельные деревья особых декоративных качеств или целая группа используются для акцентов, отмечающих повороты, уклоны, развилки, склоны и другие особенности трассы. В Англии своеобразно акцентируются пересечения в одном уровне: в центре пересечения устраивается небольшой холм, на котором высаживаются кустарники или цветы, а иногда даже деревья. Водитель издали ви дит на дороге препятствие и замедляет ход. Если дорога проходит в выемке, то ее откосы следует задерновывать и засаживать группами кустарников (рис. 2). Это предохраняет откос от размыва и создает благоприятный водный режим придорожной полосы. В случае, еслп па верху откоса растут деревья (что зрительно еще более сужает трассу), кустарники следует сажать у подошвы откоса. Такой прием оптически смягчает крутизну склонов и создает мягкий переход к лесной части верхних отметок. При прокладке трассы нужно всячески сохранять ценные деревья. Для этого при прохождении дороги ниже старых отметок или выше корневой шейки дерева, или при устройстве колодца на откосе могут быть устроены специальные подпорные стенки. В горных условиях склоны, защищенные кустарником, будут предохранять от каменных осыпей. Посадка ивовых и ольховых групп около кюветов поможет в борьбе с подпочвенными водами. При решении чисто ландшафтных задач в полосе отвода, ширина которой обычно не превышает 300 м, очень важен учет открывающихся кругом видов. Едущий на автомобиле может обозревать местность благодаря созданию разрывов между насаждениями (рис. 3). Английский лапдшафтный архитектор Сильвия Кроу считает, что еслп для пешехода этот разрыв равен 7 м, с тем, чтобы он успел обозреть открывающийся ландшафт, то для автомобилиста из-за скорости движения разрыв между насаждениями должен быть примерно в 20 раз больше, т. е. должен равняться 140 м. В связи с этим оформлять дорогу следует крупными пятнами, без особой раздробленности. Дополнительная посадка насаждений первого плана в виде кулис и декоративных групп должна способствовать разнообразию восприятия открывающихся ландшафтов дальнего плана, их-то в основном автомобилист видит и запоминает. При холмистой местности нельзя слишком сильно изменять рельеф. Прямая трассировка дороги в этом случае ведет к излишним искусственным сооружениям — большим насыпям и выемкам. Трасса, удачно проложенная на местности, может быть еще теснее с ней связана благодаря живописному расположению зеленых насаждений. Их ассортимент подбирается соответственно окружающим растениям: чем ближе он будет подобран к естественной среде, тем лучше дорога включится в окружающий ландшафт. На равнинных участках следует избегать однообразных посадок. Аллейные посадки старых высоких деревьев (рис. 4), не закрывающих виды, могут быть сохранены на прямых не слишком длинных отрезках. При красивом виде они могут быть прерваны. Аллейные посадки хороши при тумане и снеге. Однако их недостаток в том, что при солнечном освещении они дают теневые полосы на трассе, утомляющие водителя. Не следует приближать деревья к проезжей части, так как они разрушают дорожное покрытие корневой системой. Расстояние до бровки земляного полотна должно быть не менее 2,5 м. Очень плохо вписываются в ландшафт длинные однообразные коридоры из плотных посадок деревьев и кустарников, скрывающих виды. Для того чтобы такие коридоры не утомляли водителя своим однообразием, а также для «эстетической профилактики» необходимо делать акценты и разнообразить посадки. Например, на поворотах желательно делать обсадку с одной стороны с учетом раскрывающегося пейзажа. Живые изгороди должны применяться лишь в том случае, где по условиям рельефа, снежного и ветрового режима необходимо устройство защитных полос. В этих случаях их лучше делать более широкими, но не вытягивать в высоту, чтобы не загораживать видов. Всюду, где это возможно, живые изгороди лучше заменять групповыми посадками, разнообразными по силуэту и ассортименту насаждений. При подходе дороги к лесному массиву переход от леса к открытому пространству следует смягчить подсадкой насаждений. Когда дорога идет через лесной массив, нужно избегать аллейной посадки и стараться уничтожить монотонность трассы включением в поле зрения полян и созданием подсадкой декоративных насаждений изрезанной линии вдоль дороги. Участие ландшафтного архитектора заключается также в ликвидации разрушений ландшафтов, возникающих в результате строительных работ. Создание искусственных всхолмлений, засыпка ненужных оврагов, прикрытие группами деревьев некрасивых мест — все это требует от архитектора внимательного изучения территории открывающихся видов и т. п. Большое значение приобретает озеленение мест отдыха, остановок, гостиниц. Все эти места должны по возможности располагаться в интересных в природном отношении местах - около водоемов или лесных массивов, на холмах с красивыми видами и т. д. Около гостиниц и мотелей должны быть предусмотрены большие площадки для стоянки машин, прикрытые от дороги зелеными насаждениями, но с хорошей видимостью при въездах и выездах с дорог. Зеленые насаждения могут играть большую роль для ориентации движения. Особое внимание нужно уделять местам отдыха на дорогах, которые должны украшать и разнообразить ландшафт дороги. При оформлении мест отдыха следует создавать тени из насаждений и специальные навесы для защиты от дождя. Парковые дороги, проходящие через места отдыха, лесопарки, заповедники, национальные парки, могут решаться еще более свободно, подчиняясь только законам ландшафтного проектирования, где вопросы эстетики выдвигаются на первый план. Замедленное движение по парковым дорогам позволяет более тщательно решать отдельные участки, открывающиеся с дороги. Для оформления этих дорог необходимо шире применять декоративный ассортимент деревьев и кустарников, а также цветы, особенно дикорастущей флоры, создавая красочные пятна на трассе. Особое значение приобретают парки-дороги. Узкие полосы парковых территорий, расположенные вдоль автомобильной дороги, дают возможность отдохнуть автомобилистам и туристам. Территория такого парка может быть частично расширена за счет интересных природных ландшафтов с водоемами, лесными массивами и т. п. В этих расширенных частях парка размещаются места для стоянок автомашин, участки для пикников, пляжей, домиков для рыболовов и охотников и т. п. Подобный парк вдоль дороги есть сейчас в районе Вильнюса. Там использованы красивые места пригорода для организации различных видов отдыха — купанья, спортивных игр, лесных прогулок со сбором грибов и ягод и т. п. Интересный пример проектирования озеленения автомобильной магистрали первого класса — проект озеленения Московской кольцевой автодороги — МКАД. К сожалению, архитектор не участвовал в прокладке самой трассы, а получил уже готовую трассу с центральным разделительным полотном и имел возможность группировать насаждения только в 200-метровой полосе (по 100 м с каждой стороны дороги) с последующим озеленением более широкой (500 м) зеленой зоны, свободной от застройки. Трасса МКАД проходит в очень разнообразных ландшафтах. Крупные лесные массивы чередуются с широкими открытыми пространствами, на которых растут отдельные группы деревьев и кустарники. Спокойный и слабо всхолмленный рельеф чередуется с рельефом, пересеченным оврагами и ложбинами. В некоторых местах в пределах полосы, подлежащей озеленению, расположены населенные пункты, складские и промышленные территории, а также дорожные инженерные сооружения: полные транспортные развязки у пересечений с крупными радиальными магистралями, мосты на пересечениях с дорогами областного значения, автобусные остановки, различные знаки, указатели, насыпи и выемки вдоль трассы автодороги. Озеленение участков мотелей, автозаправочных станций, кафе и мест отдыха, размещенных за пределами 200-метровой зоны, проектом не предусматривается. В проекте озеленения 200-метровой полосы решаются следующие основные задачи: - создание снегозащитного озеленения; - устройство декоративного озеленения; - обработка существующих зеленых насаждений; - укрепление и благоустройство существующих оврагов. Все проектируемое озеленение производилось в комплексе с ландшафтом окружающих территорий с учетом почвенной характеристики озелененных участков и дендрологического состава пород существующих зеленых насаждений. Снегозащитное озеленение проектируется только на трассах, проходящих по насыпи от 0 до 2 м или по выемке от 0 до 4 м. Это озеленение представлено в проекте тремя типами. 1. Сплошная снегозащитная полоса шириной 11 м. Вводится она на участках с невыразительным окружающим ландшафтом или в местах, где автодорога проходит вдоль выемок. Полоса проходит на расстоянии 25 — 30 м от обочины дороги. Конструкция полосы пятирядпая, с расчетом на механическую обработку. Расстояния в междурядьях 3— 2,5 м. Подбор пород деревьев и кустарника в полосе осуществляется в зависимости от почвенной характеристики участка. 2. Прерывистая снегозащитная полоса, состоящая из отдельных 100 — 120-метровых отрезков, повернутых под углом 30° к трассе дороги. Вводится она на участках с интересным ландшафтом. Такая система полос позволяет обозревать окружающий пейзаж и обеспечивает достаточную снегозащиту дорожного полотна. Конструкции полос этого типа аналогичны конструкции сплошных полос. 3. В отдельных случаях на относительно хороших (50—100 м) участках вместо полос возможна посадка живописных групп лиственных деревьев в сочетаниях с кустарником, т.е. декоративное озеленение. Декоративное озеленение проектируется в следующих случаях: - при необходимости создать декоративный заслон вдоль обращенных в сторону автодороги неблагоустроенных окраин населенных пунктов; - при устройстве посадок первого плана — у транспортных развязок, у поворотов дороги, около автобусных остановок, у выемок и насыпей. Эти посадки проектируются в ви-де отдельных групп из лиственных и хвой-ных деревьев, кустарников и цветов; - при создании массивов, групп и куртин второго плана. Эти посадки проектируются; как дополнение к окружающему пейзажу и размещаются на холмах, в низинах, у бере-гов водоемов, у транспортных развязок и т. п Эти посадки делаются либо в виде массивов с расчетом на механическую обработку, либо в виде отдельных живописных куртин и рощ. В посадках одна из пород является главной, преобладающей. Распределение пород при декоративном озеленении зависит от окружающего ландшафта, от цвета и характера кроны и освещенности отдельных групп. Обработка существующих зеленых насаждений предусматривается проектом в следующем виде: - восстановительные посадки в местах, где повреждена лесная опушка при строительных работах пли при естественном отпаде деревьев по возрасту; - прорубки и осветления лесных массивов, освобождение от поросли и валежника лесных опушек и отдельных куртин с целью выявить лучшие с декоративной точки зрения экземпляры деревьев; - санитарная обработка существующих лесов. Укрепление и благоустройство существующих оврагов предусматривается путем подсадки деревьев и кустарников по склонам я верхним бровкам откосов, а также путем замощения дна оврагов. Все посадки производятся с учетом окружающего ландшафта. Кроме всех перечисленных посадок, проектом предусматривается заложение свободных от насаждений территорий с подсевом семян полевых цветов. В качестве примера озеленения МКАД можно привести участок между Ярославским и Ленинградским шоссе, где есть элементы почти всех применяемых на дороге посадок. (рис. 5—7).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |