КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методы борьбы с инфляцией
Антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика является составной частью социально-экономической политики. Поскольку инфляция — один из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика направлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий. Как свидетельствует мировой опыт, набор основных антиинфляционных мер типичен для большинства государств. 1. Преодоление бюджетного дефицита. В 1990-х годах задачей антиинфляционной политики было уменьшение бюджетного дефицита. В России он составлял: 3.6% Hllll в 1997 г., 3,2% — в 1998 г., по уточненным данным — 5,5% с уче том лючительных оборотов; 1,2% — в 1999 г. Россия использовала все известные в мировой практике источники финансирования бюджетного дефицита: налоги, займы, денежную эмиссию, но неэффективно, так что эти меры не стимул и ро экономический рост. Лишь на основе улучшения макроэкономических показателей федеральный бюджет стал сводиться с профици том (1 ВВП - в 2002 г., 4,4% - в 2004 г., 7,9% - в 2006 г.). Создан Стабилизационный фонд, который возрос с 522 млрд руб. в 2004 г. до 3,8 трлн в 2007 г. С 2008 г. он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Одна из функций этого финансового репер изъятие излишней денежной массы из обращения. 2. Регулирование гос. долга. 3. Денежная политика. С 70-х годов XX в. в мировой практике стало применяться таргети- рование — установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Таргетирование денежных агрегатов на Западе стало увязываться с состоянием экономики, определяющим потребности хозяйственного оборота в деньгах. Объект таргетирования — это также потребительские цены, динамика которых в основном отражает темп инфляции. Для стран, где велика доля импортных товаров» на внутреннем рынке (в России примерно 50%), важным объектом таргетирования является динамика валютного курса, которая влияет на темп инфляции. Увеличение денежной массы важно для повышения уровня монетизации экономики (до 34—39% в 2009 г. и 70—75% к 2020 г., но чревато усилением инфляции, если опережает денежный спрос и не способствует росту производства). 4. Кредитная политика. Для ограничения банковских кредитов периодически повышается официальная учетная ставка центрального банка (ставка рефинансирования), что оказывает влияние на всю структуру банковских процентных ставок. Иногда регулируются ставки по активным и пассивным операциям банков, осуществляется контроль центрального банка за ресурсами коммерческих банков с помощью системы минимальных обязательных резервов. Нормы этих резервов при сильной инфляции повышают в целях уменьшения денежного предложения и снижают по мере стабилизации денежного обращения, например в 90-х годах в развитых странах, где темп инфляции снизился до 1—2% годовых. В мировом арсенале инструментов антиинфляционной политики известны примеры прямого воздействия центрального банка на объем банковского кредита: лимитирование ежегодного роста банковских кредитов, предварительный контроль центрального банка за предоставлением крупных ссуд и другие методы выборочного контроля. 5. Регулирование цен. В России государственное регулирование цен почти не практикуется, за исключением цен и тарифов на продукцию естественных монополий, которые, однако, систематически растут. В конце 2007 г.— начале 2008 г. впервые были временно заморожены цены на основные продукты питания. 6. Политика доходов. - согласование и увязка тем па роста заработной платы и цен. 7. Внешние факторы. Важным аспектом антиинфляционной политики является воздействие на внешние факторы инфляции. В условиях интеграции страны в мировое хозяйство и либерализации внешнеэкономической деятельности для противодействия импортируемой инфляции многие страны принимают меры по относительной стабилизации валютного курса. Это связано с тем, что снижение курса национальной валюты вызывает рост цен импортируемых товаров. Повышение цен распространяется по цепочке и на другие товары, порождая инфляцию, вызванную чрезмерными издержками. 8. Фактор доверия. В антиинфляционной политике важен субъективный фактор — восстановление доверия к деньгам и правительству, которое их выпускает. Таким образом, как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Для этого используются рыночное и государственное регулирование. Монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, на Западе в чистом виде как теоретическая основа экономической политики не применяется. Его постулаты сочетаются с кейнсианскими рецептами государственного регулирования экономики.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |