КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инвестиционной деятельности рыночного типа
НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА Государственные и частные инвестиции. К началу 2000-х годов в России в целом сформировалась рыночная модель инвестиционного процесса. Государство, монопольно осуществлявшее капитальные вложения в плановой экономике, сменили различные категории частных инвесторов, создана необходимая инфраструктура инвестиционного процесса — коммерческие банки, финансовые учреждения, поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы и др. Доля государственного сектора в инвестициях сократилась с 90% в 1990 г. до 24% в 2003 г. Государство целенаправленно проводит последовательную децентрализацию инвестиционного процесса (в том числе и в региональном разрезе). Следует признать, что рыночная модель инвестиционного процесса в России имеет деформированный характер и недостаточно эффективна. Это проявляется в том, что слабо работает механизм накопления на микроуровне (уровне предприятий), фондовый рынок и кредитная система не играют заметной роли в аккумулировании сбережений и их трансформации в инвестиции. Доля банковских кредитов в общем объеме инвестиций из всех источников составляет около 9%, а средств от эмиссии акций – 0,3 %. Основными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вложения в реальный сектор производства, краткосрочный характер (Ложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов. Проявляется и недостаточная восприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в инвестициях и наличии в стране свободных финансовых ресурсов нет достаточных условий для их прибыльного использования. Государство сформировало к 2000-м годам базовую систему нормативно-законодательных актов (более 30 документов), регулирующих инвестиционную деятельность в России и направленных на улучшение инвестиционного климата в стране для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе — федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О соглашениях о разделе продукции». Летом 2005 г. вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях», устраняющий пробелы законодательного обеспечения эффективной инвестиционной стратегии государства и открывающий возможности для развития частно-государственного партнерства в финансировании крупных проектов. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (июль 2005 г.) усиливает роль государства в создании условий, необходимых для перевода экономики на инновационный путь развития. Закон вводит понятие особой экономической зоны, как определяемой Правительством Российской Федерации части территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. В России в соответствии с основными положениями принятого закона предполагается создание двух типов особых экономических зон: про- мышленно-производственных и технико-внедренческих. На основе конкурса среди субъектов Российской Федерации создаются четыре зоны технико-внедренческого типа (в городах Зеленоград, Томск, Санкт-Петербург, Дубна) и две — промышленно-производственного (в г. Елабуга и Липецкой области). В 2006 г. государство выделило из федерального бюджета на обустройство зон 16 млрд руб. Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности функционирования особых экономических зон в ряде стран. Так, например, в Китае с начала 1990-х годов инвестиционная деятельность государства в основном была подчинена концентрации сил и средств на создании и развитии специальных анклавов, развивающих экспортное производство и внешнеэкономические связи (Гуандун, Фуцзянь, дельта реки Чанцзян, зона Бохай- ского залива). На их создание были направлены огромные капиталовложения: на протяжении второй половины 1990-х годов доля инвестиций государства и бизнес-сообщества в районы экспортного производства постоянно превышала половину всего объема инвестиций страны. Норма накопления в Китае одна из самых высоких в мире: объем инвестиций к ВВП в 1991—1995 гг. составил 33%, в 1996—2000 гг. — 32,8%, в 2001—2005 гг. — почти 42%. Эти районы постепенно превратились в «локомотив» экономического роста страны. В 2000 г. в них было создано 56% ВВП всей страны, в 2005 г. — 58,2%. Таким образом, как показывает мировой опыт, для достижения высокой эффективности особых экономических зон необходимы первоначальные огромные усилия и средства государства. Нашей стране для реализации поставленных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики важно наращивать усилия по созданию особых экономических зон.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |