Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. современные Педагогические образовательные технологии

1. Сущность педагогических технологий.

2. Функции педагогических технологий.

3. Требования к педагогическим технологиям.

4. Признаки личностно-ориентированной педагогической технологии.

5. Педагогическая диагностика.

 

1. Этимология слова «технология» — от греческого «техне» – мастерство, искусство и «логос» — наука. В современном понимании технология – это совокупность знаний о способах осуществления производственных процессов, гарантирующих получение определенного результата. Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.

Исследователи, занимающиеся проблемой педагогических технологий, расходятся во мнение, что же такое педагогическая технология, а потому в литературе можно встретить различные определения этого термина.

Педагогическая технология – это совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития.

Необходимо отметить, что с одной стороны понятия «методика» и «педагогическая технология» в некотором роде синонимичны, хотя между ними существуют и различия. Так, методика изучает разнообразные методы обучения и воспитания, не выстраивая из них определенные логические цепочки. Технология же всегда предполагает логику, последовательность педагогических методов и приемов, совместных действий учителя и ученика, которые дают конкретный результат. Т. о. Технология отличается от методики своей алгоритмичностью, которая допускает творчество педагоги и воспитанника.

Владение педагогическими технологиями является компонентом готовности педагога к профессиональной деятельности. Прежде чем использовать тот или иной технологический прием, педагог соотносит его со своей педагогической типологией, профессиональной «Я-концепцией», «окрашивает» своей индивидуальностью, отвечает на вопросы: «зачем я буду использовать это прием?», «Что дает его использование?».

 

2. В педагогическом процессе технология выполняет ряд функций.

Организационно-деятельностная функция предполагает:

- организацию деятельности педагога,

- организацию педагогом деятельности ребенка (создание условий),

- взаимоорганизацию педагогом и ребенком совместной деятельности,

- организацию ребенком своей деятельности.

Проектировочная (прогностическая) функция отражает:

- предвидение участниками педагогического процесса его возможных результатов,

- моделирование педагогического взаимодействия,

- прогноз уровня развития ребенка и педагога в процессе реализации педагогической технологии.

Коммуникативная функция предполагает:

- коммуникативную деятельность педагогов и родителей – участников педагогического процесса,

- обмен информацией между учителем и учеником,

- создание условий взаимопонимания педагога и воспитанника.

Рефлексивная функция обеспечивает:

- осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации,

- оценку объективности результата педагогического взаимодействия,

- осмысление и освоение опыта взаимодействия,

- фиксирование состояния и причин развития.

Развивающая функция заключается:

- в создании условий развития ребенка и педагога,

- в обеспечении средствами саморазвития учителя и учащихся.

Классифицируя существующие педагогические технологии выделяют макротехнологии, определяющие философию, стратегию педагогического процесса, и микротехнологии – конкретные приемы, тактику педагогического взаимодействия.

Примерами макротехнологий являются: коллективная творческая деятельность (КТД), развивающее обучение, развитие экологической культуры и т.д.

К микротехнологиям относятся: игра-путешествие, пресс-бой, защита фантастических проектов, викторина, пресс-конференция, метаплан и т.д.

Процесс работы педагога с технологиями имеет определенную последовательность:

- знакомство с ними на этапе изучения,

- применение, адаптация на этапе практики,

- осмысление и внесение собственных элементов,

- формирование собственной, индивидуальной технологии.

 

3. В отечественной и зарубежной практике существует множество педагогических технологий, и потому педагогу необходимо тщательно их отбирать для использования в педагогическом процессе. Среди требований, предъявляемых к педагогическим технологиям, называют следующие:

- соответствие половозврастным особенностям участников педагогического процесса,

- соответствие специфике педагогической ситуации,

- сообразность индивидуальности педагога,

- соответствие индивидуальным интересам и потребностям учащихся,

- деятельный подход (педагогические технологии, используемые в педагогическом процессе, направлены, прежде всего, на организацию деятельности ребенка),

- соответствие поставленным целям и задачам развития участников педагогического процесса,

- культуросообразность (соответствие педагогических технологий сложившейся социокультурной ситуации, времени),

- высокий развивающий потенциал,

- гармония с другими педагогическим средствами (содержанием, методами и приемами, общением, деятельностью и др.),

- возможности творческого преобразования,

- соответствие содержанию педагогического процесса (обучения и воспитания),

- соответствие принципам организации и осуществления педагогического процесса,

- соответствие уровню развития учащихся.

Педагогу, чтобы обеспечить высокую эффективность использования педагогических технологий, необходимо выполнять следующие условия:

- иметь достаточно полное описание технологии,

- обладать необходимыми дидактическими средствами для реализации технологии,

- иметь высокий уровень владения педагогом педагогической техникой, педагогическими методами и приемами,

- систематично использовать,

- разнообразие, последовательная смена различных видов технологий, используемых в педагогическом процессе,

- рефлексия реализованных педагогических технологий.

 

4. Прежде чем говорить о признаках технологий личностно ориентированного педагогического процесса, необходимо дать определение, что же такое педагогический процесс.

Педагогический процесс – это совокупность закономерных, последовательных действий (взаимодействий) педагога и воспитанника (учителя и ученика), усилия которых взаимонаправлены на достижение определенного результата – развития личности.

Таким образом, наиболее важным в ходе педагогического процесса является развитие личности. Под «развитием» понимается процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему, а также степень сознательности, просвещенности, культурности.

Исходя из данных определений признаками педагогического процесса, ориентированного на развитие индивидуальности человека являются: диалог, интеракция, межсубъектные отношения, мыследеятельность, позитивность, оптимистичность оценивания, полилог, рефлексия, свобода выбора, ситуация успеха, смыслотворчество и др. Дадим им характеристику.

Диалог — умение слушать и слышать друг друга; адекватное восприятие участниками педагогического процесса друг друга; уважение чужого «я» независимо от взглядов, характера; форма общения, при которой педагог помогает ребенку формировать свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задачи; предоставление участникам педагогического процесса возможности самовыражения, самовысказывания и т.д.; восприятие партнера по педагогическому взаимодействию субъектом деятельности; потребность и способность в рефлексии своей деятельности, взаимодействия.

Интеракция – целенаправленное взаимодействие и взаимовлияние участников педагогического процесса, в основе которого лежит личный опыт каждого. При интеракции взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию, констатировать собственные действия; интенсивный процесс общения, обмена деятельностями, смены и разнообразия видов деятельности; изменение состояния участников; при интеракции деятельность педагога направлена на активизацию, интенсификацию деятельности учащихся и наоборот; система операций, действий, взаимодействия участников педагогического процесса; целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности, взаимодействия; изменение и улучшение моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Межсубъектные отношения между участниками педагогического процесса – педагог и ученик являются субъектами педагогического процесса, т. е. его полноправными участниками, самостоятельными, творческими, активными, ответственными; субъектность ученик во многом определяется позицией, субъектностью учителя; каждый участник педагогического процесса прежде всего сам создает для себя условия своего развития.

Мыследеятельность – организация мыслительной деятельности участников педагогического процесса; не автоматическое усвоение учащимися готовых истин, а самостоятельное решение проблем через осуществление системы мыслительных операций; проблемное обучение; самостоятельное выполнение учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.), сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (в частности, индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического процесса.

Позитивность, оптимистичность оценивания – отсутствие в педагогическом взаимодействии отрицательных и полярных оценок; стремление педагога при оценке деятельности учащихся, педагогического взаимодействия акцентировать ценность, значимость результата, достижения личности; тенденция подчеркнуть позитивное изменение состояния (развития) ребенка; право ученика на самооценку, оценку деятельности педагога, педагогического взаимодействия; стремление педагога возвысить достоинство ученика; создание с помощью оценки ситуации успеха в деятельности; преобладание положительных эмоций у педагога в процессе оценивания; недопустимость сравнения достижений одного ученика с достижениями другого.

Полилог (от греч. многогоолосие) – внимание и уважение к голосу каждого участника педагогического процесса; право голоса, личной точки зрения; возможность существования любого мнения; отказ в педагогическом взаимодействии от абсолютных истин; стремление одного участника оказать помощь другому в организации мыслительной и другой деятельности.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия; потребность и готовность учащихся и педагога зафиксировать изменения своего состояния и определить причины этих изменений; процедура фиксации субъектом педагогического взаимодействия своего развития, саморазвития в педагогическом процессе.

Свобода выбора — возможность участников педагогического процесса сознательно регулировать и активизировать свое поведение, педагогическое взаимодействие, что способствует их оптимальному развитию, саморазвитию; возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; потребность в преодолении препятствий, трудностей; возможность участников педагогического процесса действовать самостоятельно; возможность действовать, взаимодействовать; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.

Ситуация успеха – целенаправленное создание комплекса внешних условий, способствующих удовлетворению радости, спектру положительных эмоций участников педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и учителя; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах полилога, мыследеятельности, смыслотворчества.

Смыслотворчество – процесс осознанного создания субъектами педагогического взаимодействия нового содержания, знания о предметах и явлениях окружающей действительности; выражение индивидуального отношения к явлениям действительности; рефлексия с позиций своей индивидуальности; каждый участник педагогического процесса сам создает (творит) свой смысл изучаемого, рассматриваемого явления, события, ситуации, предмета; обмен идивидуальными смыслами между участниками педагогического взаимодействия; обогащение индивидуального смысла за счет обмена, соотношения с другими смыслами; содержание педагогического процесса становится продуктом, результатом смыслотворчества его участников.

Все названные признаки, внешние условия педагогического процесса обусловливают его личностную ориентацию, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих основу любого компонента педагогического процесса, в частности педагогических технологий.

 

5. При выборе педагогической технологии необходимо определить критерии и показатели развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности. Именно критерии и показатели определяют содержание многих методов, методик диагностики.

Критерий – отличительный признак, мерило оценки чего-либо.

Показатели – отдельные качественные и количественные характеристики критерия. Например, знания – критерий, а показатели – поверхностные, либо фрагментарные, либо глубокие, систематические знания.

Критериями общего развития личности являются:

- опыт поведения и деятельности (богатство жизненных впечатлений; разнообразие практических умений и навыков; умение использовать знания на практике, опыт преодоления трудностей и т.д.),

- отношение к себе (сформированность «Я-концепции», позитивная или негативная «Я-концепция»; сформированность самооценки и т.д.),

- отношение к другим (внимательное, гуманное, эмпатия, уважение чувств других людей, завышенная или заниженная требовательность, безразличие и т.д.),

- сформированность мировоззрения, собственных взглядов, убеждений;

- спектр, полнота интересов, потребностей,

- отношение к природе,

- мотивы деятельности и поведения (внешние и внутренние),

- самостоятельность,

- творчество в деятельности,

- активность и др.

Например, критерием развития познавательных интересов можно считать круг чтения ученика, потребность и умение задавать вопросы, эмоциональность в познавательной деятельности, эрудицию, сообразительность, время, отводимое на чтение, успеваемость по предмету, участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и т.д.

В целом же, уровень развития — это степень качества, высота, величина развития личности, индивидуальности, отдельных ее свойств, степень соответствия эталону, образцу, идеалу. Педагоги-практики выделяют 3 обобщенных уровня развития: низкий, средний и высокий.

Приведем примерное описание уровней эстетического развития учащихся.

Низкий уровень предполагает:

- фрагментарные эстетические знания,

- описательность и перечисляемость в ответах,

- случайность наблюдений,

- неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь,

- неумение сформулировать свое отношение к действительности,

- отношение к произведениям искусства, к окружающей действительности, характеризующееся весьма общими показателями – хорошо или плохо, нравится или не нравится, без каких-либо нюансов,

- наивно-реалистическое (прямое, зеркальное) восприятие искусства,

- отсутствие или неразвитость творческого воображения,

- неразвитость эстетических чувств и вкуса,

- связь с массовой культурой эстетических идеалов и интересов,

- увлечение сюжетом, фабулой, ритмом, внешними атрибутами художественного произведения.

Средний уровень предполагает:

- владение определенными понятиями об эстетических ценностях,

- стремление не столько описывать события, сколько рассуждать о них,

- анализировать свое отношение к действительности,

- не всегда устойчивые эстетические вкусы,

- связь эстетических интересов и идеалов как с массовой культурой, так и с истинными ее достижениями,

- восприятие искусства преимущественно как занимательной игры мыслей, наглядное оформление тех или иных нравственных и социальных проблем,

- заинтересованное отношение воспитанников к проблеме, отраженной в художественном произведении (но не к художественным достоинствам самого произведения, мастерству автора).

Высокий уровень предполагает:

- целостность восприятия искусства и окружающей действительности,

- умение чувствовать природу искусства (умение узнавать произведения, почерк, особенности творчества художника), потребность в художественном творчестве, эстетическом преобразовании действительности,

- разносторонние эстетические интересы и потребности,

- развитый эстетический вкус, ярко выраженную индивидуальность в определении эстетических интересов и идеалов.

Учет особенностей развития учащихся должен непосредственно влиять на педагогическую деятельность учителя, так как он организовывает деятельность учащихся и таким образом создает условия развития участников педагогического процесса. И здесь возникает вопрос, а что должен уметь современный педагог, какова структура педагогического процесса?

Педагог-исследователь В. А. Сластение считает, что структуру педагогической деятельности составляют 4 ведущих группы умений.

2. Диагностические умения – умения изучать состояние развития учащихся, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия.

3. Умения ставить педагогические цели и задачи — умения предполагать результат организуемого взаимодействия.

4. Умения отбирать систему педагогических средств — владение различными педагогическими средствами, умения компоновать педагогические средства для реализации поставленных целей и задач.

5. Рефлексивные умения – умения организовывать рефлексивную деятельность, свою и учащихся.

Другой педагог-исследователь Ю. И. Турчанинова предлагает свою структуру педагогической деятельности.

6. Социальная готовность – способность педагога осмысленно ориентироваться и самоопределяться в социальной жизни.

7. Общекультуная готовность – достаточно высокий уровень общего образования и развития педагога.

8. Специально-предметная готовность – знания по предмету преподавания, способность легко ориентироваться в конкретной области деятельности.

9. Психолого-педагогическая готовность – способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми. Она предполагает:

- индивидуальное педагогическое сознание – совокупность ответов педагога на профессионально значимые вопросы, индивидуальную профессиональную «Я-концепцию», индивидуальную концепцию профессиональной деятельности, индивидуальную концепцию воспитанника,

- индивидуальную педагогическую технологию – совокупность известных педагогу приемов профессиональной деятельности, способов ее организации,

- индивидуальную педагогическую технику – совокупность исполнительских возможностей педагога.

Общая процедура педагогической диагностики соответствует процедуре организации и осуществления педагогического взаимодействия, которое понимается как взаимодействие педагога и воспитанника, в котором деятельность одного обусловливает определенные действия другого в целях их развития.

Критериями педагогического взаимодействия являются:

- диалогичность общения,

- обмен деятельностью между участниками педагогического процесса,

- субъектность учатников педагогического процесса,

- межсубъектные отношения,

- сотрудничество,

- сотворчество,

- использование в педагогическом процессе продуктивных педагогических технологий,

- эмпатия,

- активность участников педагогического процесса,

- полилог,

- умение слушать и слышать,

- потребность и способность в рефлексии и т.д.

 


[1] Аналитическое описание отличается от картинного тем, что воссоздает не только целостные образы, но и их существенные детали, показывает взаимодействие их важнейших составных частей. Этим аналитическое описание сближается с приемом объяснения, но не заменяет его, так как передает в основном только внешние признаки предметов и явлений. Прием аналитического описания чаще всего используется при изучении орудий труда, хозяйственных и военных построек, средств передвижения и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Устный и письменный контроль | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.