Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурология как учебная дисциплина




Учебная дисциплина культурология изучается на гуманитарных кафедрах западных вузов с 80-х годов ХХ века, а во всех высших учебных заведениях Украины с 2003 года. С чем связана необходимость ее внедрения в вузы? Почему она занимает особое место в гуманитарной подготовке специалистов?

Причины обостренного внимания к культуре кроются в особенностях жизни современного общества. Первая особенность эпохи связана с процессами индивидуализации, когда не целое, а личность все более приобретает приоритетное значение. Вторая особенность – социальная обусловленность культуры, ее неразрывная связь с обществом и человеком.

Каждый человек считается самоценен, следовательно, имеет право доступа к высшим достижениям человеческого разума. В условиях глобализации информационного простора и его беспрерывного расширения современный специалист высокой квалификации не может быть специалистом только узкого профиля. Современная личность должна иметь представление о национальных приоритетах и общечеловеческих ценностях, ориентироваться в мировом социокультурном просторе, формировать гуманистическое мировоззрение на основах универсализма. Приобщение к миру этих ценностей должно быть связано с собственной корреляцией поведения на общечеловеческие, гуманные ценности.

Проблема культуры приобрела в современном мире глобальный характер. В ХХ веке угрозой культуре были тиранические режимы в мире: в Европе - Гитлер, в СССР - Сталин, в Румынии – Чаушеску, в Чили – Пиночет, в Камбодже - Полпот; в ХХI веке страшной угрозой человечеству стал международный терроризм. В прошлом столетии игнорировался тот факт, что многие социальные изменения опосредуются культуросозидающей деятельностью: трансформацией системы ценностей, изменением мировоззренческих ориентиров, перестройкой менталитета, выработкой новых духовных практик. В итоге общество оказалось слабо подготовленными к проводимым сегодня реформам во всех сферах общественной жизни, что привело к дегуманизации общественных отношений, нигилизму и нравственной дезориентации.

Именно от культуры, уровня ее формирования и развития зависит сегодня будущее человечества. Сознательная жизнь наших современников выпала на начало III тысячелетия. В XXI веке главной проблемой человечества стал сам человек, его будущее и его сущность. Сущность человека сегодня определяется прежде всего его знаниями, освоенными, добытыми и реализованными в течение его жизни, и его нравственной сущностью, а не материальной собственностью. Идеологией будущего будет идеология гуманизма. Глобальный переход к новому подлинно человеческому обществу, которое определяется как цивилизация социального гуманизма, предполагает создание условий для творческого развития личности, прежде всего выход человека из технологического процесса, в котором он формировался как частичная личность. Восстановлению гуманистического смысла существования должна предшествовать работа мысли по пониманию и осознанию значения и ценности культуры.

Актуальность изучения курса связана с тем, что без учета социальных и культурных перемен сегодня невозможно решать современные мировые и национальные проблемы во всех сферах общественной жизни. Главная концептуальная идея курса «культурологии» - показать гуманистический, поступательный характер развития мировой и украинской культуры.

Цель курса культурологии - формирование современной личности инженера-интеллигента, представителя новой цивилизации - цивилизации социального гуманизма, носителя передовой культуры человечества, развитие его нравственного и эстетического сознания.

Задачи курса:

1. Формирование высокой духовной культуры современной личности – инженера.

2. Утверждение гуманистических ценностей современного мира.

3. Приобщение студентов к достижениям мировой и национальной культуры.

4. Воспитание художественного вкуса личности и понимания произведений искусства.

5. Содействие преобразованиям, направленным на преодоление духовного кризиса, на возрождение культуры украинской нации и формирование современных ценностей в условиях становления демократического правового государства.

Вывод. Культурология утверждает гуманистические ценности современного мира и приоритет культуры в общественном развитии. Как наука культурология вырабатывает системное видение современных процессов мирового развития и дает практические рекомендации для решения сложных проблем ХХI века.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.