КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод экспертных оценок
Для получения и обработки информации в задачах принятия решений широко применяется метод экспертных оценок. Сущность метода заключается в опросе и обработке мнений группы экспертов-специалистов по решаемой проблеме. В процессе опроса эксперты производят субъективные измерения, используя изложенные в предыдущем параграфе методы. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов является вариантом решения проблемы, представляемым на утверждение ЛПР. Метод экспертных оценок рационально сочетает процесс интуитивно-логического анализа проблемы экспертами с количественными и качественными методами обработки, как для представления результатов решения, так и для управления самим процессом анализа. Сочетание суждений человека с количественными методами позволяет повысить эффективность решения проблемы. Все множество проблем можно разделить на два класса. К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется необходимый информационный потенциал в виде знаний и опыта. Ко второму классу относятся проблемы, для решения которых существующий информационный потенциал очень мал. Применение метода экспертных оценок для решения проблем первого класса основывается на гипотезе, которая утверждает, что эксперт является хранилищем большого объема хорошо обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации, своего рода измеритель информации. Хорошая точность измерения каждым экспертом приводит к тому, что обобщенное мнение группы экспертов близко к истинному. Отсюда непосредственно следует, что для обработки результатов экспертизы проблем первого класса можно с успехом применять методы осреднения. В отношении проблем второго класса эксперты, вообще говоря, уже не могут рассматриваться как достаточно точные измерители. Мнение одного эксперта может оказаться правильным, хотя оно сильно отличается от мнения всех остальных экспертов. Обработка результатов экспертизы при решении проблем второго класса не может основываться на методах осреднения. В соответствии с концепцией о роли экспертов в задаче принятия решения можно выделить два основных момента, решаемых при экспертизе: 1. Формирование (построение) объектов. Построение гипотетически возможных ситуаций, формирование множества целей и ограничений, формирование множества решений, выделение признаков и т.п. 2. Оценка (измерение) объектов. Измерение субъективных вероятностей возникновения ситуаций, оценка предпочтений, измерение важности целей и значений признаков и т.п. 3. Формирование объектов и их оценка. В этом случае осуществляется последовательное выполнение первого и второго типа задач. При рассмотрении метода экспертных оценок можно выделить следующие основные проблемы: – организация экспертного оценивания; – подбор экспертов; – проведение опроса; – обработка результатов опроса. Рассмотрим последовательно эти проблемы, причем вопросы организации будем включать в подбор экспертов, про ведение опроса и обработку результатов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |