Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Личность, как субъект деятельности

 

План:

  1. Психологическая характеристика деятельности.
  2. Действие, как главная единица деятельности.
  3. Навык, виды навыков.
  4. Основные этапы формирования навыков.
  5. Основные виды деятельности (сознание, умение, труд).

 

1.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.

Деятельность:

· Обеспечивает сознание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей.

· Становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей, явлений.

· Является сферой реализации человеком своего личного потенциала, достижения жизненных целей, успехов.

Деятельность
Мотивы Способы и приемы действий Цели
  Близкие/далекие Личные/общественные     Близкие/далекие Личные/общественные
Внешние (прозчетные) Интериоризация и Экстериоризация Внутренние (умственные)
  Операции

· Создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов, обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.

 

2.

Мотивами называются те внутренние силы которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего «она» осуществляется.

Виды мотивов:

· Материальные · Социальные · Духовные · Органические

Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности разделяющий ее направление, а также величину усилий направленный субъектом при ее выполнении.

Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи, объекты, достижение и обладание которыми составляют сущность его деятельности.

Цели деятельности – идеальное приспособление ее будущего результата.

Сформировавшаяся цель реализуется в индивидуальной деятельности, при этом сложность деятельности будет зависеть от того насколько цель отдалена от предмета, и от тех средств которыми человек располагает.

Способы и приемы – действия предпринимаемые человеком, чтобы достичь цели деятельности. Так же как и цель деятельности для достижение результата распадается на отдельные задачи. Сложное внешнее действие может потребовать целого рода актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты или звенья на которые распадается действие, являются частными действиями или операциями.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней предметной, первоначально совершаются предметные действия и лишь по мере накопления опыта человек приобретает способность совершать те же действия в уме.

Переход внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Овладение внутреннею деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и кочевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовиться и протекает на основе выполнения умственной деятельности.

Реализация умственного действия во вне в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

3.

Действие – произвольная, преднамеренная, опосредованная активность направленная на достижение осознаваемой цели. Действие – главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов соотносимых конкретной ситуацией с условиями. Эти способы неосознаваемые или мало осознаваемые называются операциями и представляют низший уровень в структуре деятельности.

Действие – совокупность операций подчиненных цели.

В каждом действии выделяют его моторные (двигательные), центральные (мыслительные), сенсорные (чувственные) компоненты.

4. Навык. Этапы формирования.

Приступая к какой-либо деятельности человек не распознает сложившимися способами выполнения деятельности. Ее приходиться сознательно выполнять и контролировать не только действия в целом направленное на цель, но и отдельные достижения, операции по средством которых он его выполняет. В результате повторения действий человек приобретает возможность выполнить данное действие как единый целенаправленный процесс, ставя перед собой специальную цель, сознательно подбирать способы его выполнения, это выключает из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия по средством которых оно выполняется называется автоматизацией.

Образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека получили специальное обозначение навык – слитное на средство общей функции цепь закрепленных в повторении операций.

Простые навыки – не сложные приемы и действия совершаемые автоматически без достаточного сосредоточения сознания (внимания).

В результате выработки навыка резко снижается время выполнения действия, исчезают лишние движения.

Сложные навыки – усвоенные автоматизированные двигательные осознанные и умственные сложные действия выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Бывают:

· Перцептивный навык – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно принменявшегося ранее предмета.

· Интеллектуальный навык – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи.

· Двигательный навык – автоматизированное воздействие на внешний облик с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшийся ранее. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивы и мотивация | Ощущение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.