Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущение

Тема: Познавательные процессы.

Этапы формирования навыка.

1. Аналитический. Представляет собой вычленение и овладение отдельными элементами действия.

2. Синтетический, представляет собой объединение изученных элементов в целостное действие.

3. Автоматизация, представляет собой упражнения с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

К условиям обеспечения успешного формирования навыков относиться число упражнений, их темп, и расчленение во времени.

Согласованность навыков происходит тогда, когда: 1)система движений входящих в первый навык соответствует системе движений включенных в другой навык; 2)Реализация первого навыка создает благоприятные условия для выполнения второго; 3)конец первого навыка является фактическим началом другого и наоборот.

!Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Она возникает тогда, когда:

· Система движений включенная в первый навык противоречит, не согласуется с системой движений составляющих структуру другого навыка.

· Когда при переходе от первого навыка к другому практически приходиться переучиваться; ломать структуру старого навыка.

· Система движений входящих в первый навык, частично содержится в другой уже доведенной до автоматизма.

Деавтоматизация навыков – ослабление или полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными. Координированность их расстраивается. Они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания. Усиление сознательного контроля над движениями.

Умение – усвоенный субъектом способ выполнения действий обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков играют упражнения.

 

 

  1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения.
  2. Классификация ощущений.
  3. Адаптация. Свойства ощущений.
  4. Общие закономерности ощущений.
  5. Развитие ощущений.

 

1.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору человеческого мозга.

Физиологическая основа ощущений.

Раздражитель Орган ощущений (рецептор) Физиологический процесс возбуждение Центр в коре головного мозга

 

Физиологической основой ощущений является деятельности анализатора, которые состоят из: а)рецепторов, воспринимающих раздражения нервных аппаратов, находящихся на периферии центральной НС; б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждения, возникающие в рецепторах, передаются в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга; в) центральных и корковых отделов анализаторов, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

2.

Классификация ощущений.

По контакту с раздражителем:

- - Дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные)

- - Контактные (кожные, вкусовые, органические).

По расположению рецептора:

- - Интероцептивные (ощущения боли, равновесия, ускорения)

- - Проприоцептивные (мышечно-двигательные ощущения)

- - Экстероцептивные (зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, тактильные)

Интероцептивные ощущения – отражают состояние внутренних органов: болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущение равновесия обеспечивает вертикальное положение тела. Ощущение ускорения – ощущение, отражающее развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

Проприорецептивные ощущения – отражают состояние движения тела. С помощью мышечно-двигательных операций, человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, сокращений, растяжений, расслаблений мышц.

Экстероцептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений окружающего мира. С помощью зрительных ощущений человек способен различать свет, цвет (хроматические и ахроматические цвета). С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, наслаждается музыкой. С помощью обонятельных ощущений различает распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. С помощью вкусовых определяет качественные особенности принимаемой пищи и находиться в зависимости от чувства голода (различает сладкое, горькое, соленое, кислое). Менее чувствительна к вкусу середина верхней и вся нижняя поверхности языка. Вкусовые смешиваются с обонятельными. Температурные ощущения – ощущения тепла и холода (4000000 точек боли, 500000 точек холода, 30000 точек тепла.). Тактильные совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов: гладкость, плотность.

Человеку все время необходимо получать информацию (сведения об окружающем мире), приспособление организма к окружающей среде предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоит информационная недорузка/перегрузка, - сенсорная изоляция, которая приводит к серьезным функциональным нарушениям организма.

Сенсорная депривация у человека актуализирует потребность в ощущениях и эффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.

 

Свойства ощущений.

Качества – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида.

Интенсивность – количественная характеристика ощущения, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность – временная характеристика ощущения, определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация – пространственный анализ основанный дистантными рецепторами, дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве.

 

Пороги ощущений.

Нижний порог – та величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе первичное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина, тем больше чувствительность данного анализатора.

Верхний порог – это величина раздражения сверх которой это раздражение перестает различаться.

Разностный порог – это минимальная разница в интенсивности однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

 

Взаимодействие ощущений.

Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Виды её:

- - Адаптация как полное исчезновение ощущения,

- - Преступление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности под влиянием раздражителей других органов чувств.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с возбудимостью головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражителя первого анализатора, ощущения характерного для другого анализатора.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Личность, как субъект деятельности | Тема: Восприятие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.