Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология как наука об обществе Предмет и объект социологии




Лекции 1

Перечень используемых сокращений

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

ХТ – Хозяйственные товарищества

ХО – Хозяйственные общества

ООО – Общество с ограниченной ответственностью

ОДО – Общество с дополнительной ответственностью

ЗАО – Закрытое акционерное общество

ОАО – Открытое акционерное общество

ПК – Производственный кооператив

 

 

 
 
 

1. Определение л специфика социологии как науки

2. Объект и предмет социологии.

1. Определение и специфика социологии как науки.

Прежде, чем приступить к изучению любой науки, следует: определить, что она собой представляет. Так сложилось в корпусе социальных дисциплин - социологии, культурологии. истории, политологии и других, что для каждой из них один из важнейших вопросов - о собственном самоопределении, выяснении своего моста среди других социальных наук и своего значении как в современном знании, так и в современном обществе.

Так что же такое социология? Для всякого, кто знаком с принципами наименования научных дисциплин, сформировавшимися на основе греческого и латинского языков, ответ на этот вопрос может показаться однозначным - наука об обществе. Но как, в этом случае отделить её от других наук, изучающих различные аспекты социальной жизни? Ведь история, политология, культурология и множество других дисциплин также изучают общество. Для различении, очень важного для любой гуманитарной пауки (практически любой учебник но гуманитарной дисциплине, также как и труды классиков философии, истории, теории культуры и, разумеется, социологии начинается с обсуждения этого вопроса) можно использовать два подхода - предметный и методологический. Поскольку объект изучения у всех социальных наук один (в самом общем смысле один - различаются лишь аспекты, которые «предпочитаете та или иная дисциплина), правомерно творить о методологической разнице между социологией с другими социальными дисциплинами.

Особенным методом социология обязана своему основателю - Огюсту Конту, который в середине ХТХ века дал имя принципиально новой науке oб обществе и понимал под социологией абстрактную науку, которая, будучи дочерью биологии, должна строиться по тем же принципам, что и естественные науки. Для Конта нет принципиальной разницы между естественными и гуманитарными науками в способах формирования и методах - различие только в том, что каждая следующая наука и построенной им иерархии знаменуй собой новый уровень в развитии знания, поскольку, наследуя методы предшествующих наук, добавляет к ним специфические, присущие только ей методы, и это большее методологическое разнообразие делает науку более совершенной. Конт «скромно» поставил созданную им науку па вершину этой «лестницы знания», утверждая, что нридумал «царицу наук». «Через все творчество Конта красной мыслью проходит одна важная мысль - человеческое общество может и должно стать предметом научного изучения, Социальная реальность есть такой же эмпирический объект, как и природа. Объект, данный нам в наблюдении и нуждающийся в когнитивном освоении со стороны активного познающего субъекта. В сознании ученого действительность предстает как комплекс фактов, связанных между собой определенным (неслучайным) образом. Обнаруживать и описывать при помощи обобщающих суждений peгулярные связи и отношения между эмпирическими явлениями - такова важнейшая задача научного познания. Науки естественные, ориентированные в указанном направлении, уже добились в изучении собственных предметных областей огромных успехов, теперь же констатирует Конт - очередь за наукой, имеющей своей главнейшей целью исследование явлений, составляющих субстрат коллективной духовной жизни человечества».

Долгое время само понятие «социология» отождествлялось с теорией Конта, при этом главным в ней считалось вовсе не то, что предпочитал сам Конт (впрочем, и сейчас мало кто прислушивается к его мнению), а введение парадигмы знания, согласно которой естественнонаучное и социальное знание не обязательно различаются по методам. Такая установка получила название «позитивизм». Согласно ее основным принципам, единственной гарантией общепризнанного и действительно научного знания об обществе является использование для его получении естественнонаучной методологии. Идея специфичности общественного знания в области мифологии, но по сути является оправданием неспособности создать истинно научную теорию.

Так постепенно появилась новая наука - социология, - которая с самого своего основания ориентировалась на максимально объективное знание об обществе и считала вполне применимым для себя те методы, которые ранее считались прерогативой естественных наук, выражаясь современным языком, - это наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент и т.д. В наши дни понятие «социолог» в общественном сознании ассоциируется с опросами, проводимыми па улицах или лома, даже большинство студентов чаще всего полагают, что «социолог» - это «человек с анкетой», останавливающий случайных людей на улице и отвлекающий oт важных повседневных дел непонятными и неожиданными вопросами. И действительно, это видимая часть работы социолога, однако вовсе не единственная.

Контовская постановка вопроса о методологии определила специфику социологии как особой научной дисциплины с первых дней ее появления и по сей день, но она же породила и первые трудности, с которыми столкнулась наша наука. Как можно быть «абсолютно объективным», изучая общество, если так или иначе главным предметом должен быть человек, по отношению к которому очень сложно быть объективным, а изучать его должен член этого же общества, который не может не иметь собственного мнения о происходящих событиях и социальных феноменах? Ориентация на объективность породила вполне справедливые упреки в недостоверности знания (а это, как вы помните, являлось главной задачей социологии но сравнению с допускающей разнообразные трактовки и не подтвержденные гипотезы социальной философией). Кроме того, в объективной картине не хватало главного - человека, ради которого, собственно, лишь и имеет смысл изучать общество. Как же так - наука изучает общество в целом, но не в состоянии сказать ничего об отдельном человеке? Да и поставленная задача достижения абсолютной объективности в принципе недостижима.

Результатом осознания этого положения явились как минимум два следствия: во-первых, несмотря на свой юный для науки возраст (всего 200 лет от роду - сравните, например, с философией или историей) социологию поразил кризис, потребовался пересмотр самих основ науки, что и было сделано. Очевидно, что «болезнь» в столь юном возрасте есть следствие изначальных противоречий, заложенных еще при основании, но осознанных позднее. Во-вторых, возникает второе направление в социологии, параллельно существующая, альтернативная позитивизму, но равноправная ему парадигма исследования, получившая название субъективизма.

Таким образом, вы застали социологию, в состоянии, которое часто именуют мультипарадигмальностыо - в связи с тем, что сегодня единственного направления в социологических исследованиях выделить невозможно (кроме вышеназванных существуют и другие). Остановимся на этом важнейшем для современной социологии понятии. Социологические споры всегда были столь нерезультативны из-за того, что наука все еще находилась в плену заданных Контом рамок: «царица наук» обязана быть безгрешной, что для науки означает, в первую очередь, внутреннюю непротиворечивость. Именно позитивистский подход, положивший в свое время начало новой науке, сковал ее, вынуждая искать свое место в ряду не гуманитарных, а естественных дисциплин (предмет гуманитарный, а метод заимствован у естественных наук). Истинной причиной всех проблем социологии стала несовместимость предмета науки с имеющейся методологией. Любая другая гуманитарная дисциплина (как, например, философия) не выкидывает «на свалку истории» своих предшественников, а строит на фундаменте классики новые теории. А «самая естественная из гуманитарных» социология пытается развиваться исключительно в рамках дизъюнкции: верно либо А, либо не А. Рамки слишком тесны, предмет подвижен и многогранен, для его осмысления социологии может понадобиться инструментарий - не важно, позитивистский или специфически гуманитарный.

Важнейшим достижением последних лет стало принятие социологией идеи мультипарадигмальности, которая прекратила ненужные споры. Неудивительно, что осознание этого нового состояния социологического знания принесло с собой множество новых идей: возникшая картина казалась, по началу, слишком пестрой. Когда «глаза» ученого привыкли и начали разбираться во множестве оттенков, стало ясно: картина эклектична и содержит в себе избыток вненаучных и околонаучных исследований, которые не могут из-за своего качества украсить ниодну картину. Многообразие не должно означать бесформенности и антинаучности. Социологии также как и любой другой науке, необходимо «профильтровать» свое содержание, оставив лишь то,что действительно способно прояснить тот или иной аспект социальной жизни. Так, в результате длительного отсева, наука оставила лишь необходимое, не лишаясь многообразия, на поиски которого было потрачено столь много времени. Наука избавилась от одного из главных пороков, которым «переболели» большинство картин мира, - отнетерпимости к чужому мнению, даже если оно выглядит совершенно чуждым. Сегодняшнюю социологию характеризует толерантность: многообразие мнений, концепций, теорий позволяет по-новому осмыслить общество, исоздает, как это ни странно, единую картину.

Причиной признания неизбежности мультипарадигмальности современной социологии стал ее особый предмет. Социологию, в отличие от истории, всегда интересована современная действительность, что приводило ктому, что картина всегда была лишь фиксацией состояния непрерывно развивающегося во времени организма. Сегодня совершенно очевидно, что такую же характеристику необходимо приложить и к самой социологии - науке об обществе, которая может существовать лишь в качестве динамичной дисциплины. Потомуеще более актуальной становится сегодня формула «много социологии для одного мира», правда, с небольшим добавлением - мир сегодня тоже не один. Толерантность принята в масштабах всего социума - социология вовремя обнаружила потребность в адекватной подобному миропониманию модели науки.

Утверждение иного подхода к осмыслению социальной реальности как чуждого, неприемлемого не давало самой социологии изменяться вместе со стремительно меняющимся миром, не позволяла включить в свой арсенал то, что не подходило под заданные рамки заранее сконструированной модели социума. В сегодняшней науке можно выделить несколько подходов, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

Выделим главные оппозиции современной социологии - объективизм и субъективизм.

Эта проблема включает в себя два аспекта: методологический и онтологический. В зависимости от того, какой позиции мы придерживаемся, мы определенным образом даем дефиницию общества. Таким образом, мы как минимум можем дважды определить социологию. Для объективистского определения воспользуемся формулировкой Э. Дюркгейма: «общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность своего рода, наделенную своими особыми свойствами», оно «бесконечно превосходит индивида как во времени, так и в пространстве», «в состоянии навязать ему образы действий и мыслей, освященные его авторитетом».

Современное определение социологии с объективистской позиции гласит, что социология - наука о становлении, развитии, функционировании социальных общностей и форм их организации: социальных изменениях, социальных системах, социальных структурах.

Для объяснения субъективного подхода к пониманию социологии и общества воспользуемся определением еще одного французского социолога - Раймона Будона: «дляобъяснения какого-либо социального явления, относящегося к области демографии, политологии, социологии или любой другой отдельно взятой социальной науки, необходимо реконструировать мотивации индивидов, затрагиваемых данным явлением, и рассматривать это явление как результат агрегирования индивидуальных действий, продиктованных этими мотивациями». Современное субъективистское определение социологии связано с ее позиционированием как отрасли науки о человеческом поведении, ставящей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами.

Многие исследователи называют поиск единой социальной концепции важнейшей задачей современной социологической науки. Предметом социологии должны быть не индивиды, и не общество, но отношения между ними, объективированные миры, которые они производят, которые, в свою очередь, выступают как определяющие по отношению к индивидам. Тем не менее, сегодня задача построения единой социологической теории еще не решена (есть, кроме того, мнение, что это и не нужно, поскольку сегодня все социальные науки включают несколько методологических парадигм, что составляет специфику социального знания. Однако для социологии это особенно больной вопрос - мы всегда стремились к общезначимому знанию, но не смогли достичь его даже внутри своей науки, ив современной социологии следует различать эти два подхода.

Какие же еще особенности социологии необходимо выделить? Во-первых, (и это не столько специфика, сколько констатация факта) социология - это наука, со всеми, ей присущими особенностями. В качестве таковой социология стремится к выявлению закономерностей в социальных феноменах, то есть фиксирует причинно-следственные связи между явлениями, которые имеют необходимый и постоянный характер. Специфика выявляемых социологией связей состоит в том, что эти закономерности носят вероятностно-статистический характер.

Во-вторых, как и во многих науках, здесь имеется различение между фундаментальной и прикладной наукой. Немного позднее мы рассмотрим структуру социологиче­ского знания, которая сложнее простой оппозиции фундаментального и прикладного. А теперь обратимся к вопросу о предмете и объекте социологии, который становится значительно яснее, исходя из контекста общей картины социологического знания, обрисованной выше.

2. Объект и предмет социологии.

Таким образом, некорректно рассматривать социологию как науку об обществе вообще. Общество изучается всеми гуманитарными науками. Чтобы обосновать социологию как отдельную науку, необходимо принять различие предмета и метода.

Объект науки - это область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. Природа, животный и растительный мир, человек, общество - объект, но сразу нескольких наук. Человек, общество, социальные группы, культура - объект изучения не только социологии, но и истории, культурологии, политологии ит.д.

По отношению к социологии это положение конкретизируется: главными объектами изучения в социологической науке являются социальная структура и социальное поведение. Более подробно объект социологии представлен на рисунке.

Предмет науки - свойства, аспекты, признаки и т.д., которые интересуют данную науку. Объект науки - это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления в ней наиболее значимых с практической или научной точек зрения закономерностей. «Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить определенные закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, специфические для данной науки и никакой другой. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) как раз и определяет ту «часть», «сферу», «сторону», «аспект» социальной реальности, на которую направлена деятельность социолога».

Таким образом, объект социологии - общество, предмет - социальные явления, социальная система, социальное поведение, специфицирующееся в зависимости от того, каковы предпочтения исследователя.

Обычно при определении предмета социологии выделяют ключевой, главный: «групповое взаимодействие» (Р.К. Мертон), «человеческое взаимодействие и его результаты» (Д. Дресьер), «человеческие социальные отношения» (С.Ф.Дж. Вудс), «социальные институты» (Т. Ботомор), «социальные организации и их отношение к человеческому поведению» (П.Е. Мот), «системы социального действия» (А.Л. Бертранд), «природа социального порядка и беспорядка» (А. Инкелес), «социальные группы» (Х.М. Джонсон), «формы человеческих общностей», «человеческие существа в их социальном контексте (Р.В. Смит, Ф.В. Престон), «основные структуры человеческого общества (Л. Брум, Ф. Селзник), «социальные процессы», «социально-культурные явления» (Ф. Боали, М. Myр), «научное изучение социальной жизни» (М. де Флер, В. Антонио, Л. Де Флер).

«Определяющим свойством предмета социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят названиесоциальных». Эти связи и отношения и образуют в совокупности социальную систему, поэтому кратко предмет социологии принято определять именно как социальную систему.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика социологии как науки об обществе?

2. Какие определения предмета и объекта социологии Вы знаете?

3. Как в социологии понимаются «объективизм» и «субъективизм»?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.