Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура социологического знания. Функции социологии




Лекция 2

1. Структура социологии.

2. Социология в системе наук.

3. Социология и общество.

1. Структура социологического знания.

Выводом из предыдущей лекции можно считать следующий: социология ставит своей задачей изучение общества - предмета столь сложного и неоднозначного, что определить его вне контекста конкретного предмета исследования или исследовательского подхода не представляется возможным. Именно этим обстоятельством продиктовано многообразие определений как самого общества, так и науки о нем - социологии.

Единственным выходом в подобной ситуации для науки является сложная внутренняя организация, благодаря которой наука может исследовать разнообразные стороны и аспекты своего предмета. Именно поэтому в социологии, как и в большинстве наук, сложились два основных направления: фундаментальное и прикладное.

Фундаментальная социология (которую также называют теоретической) занимается осмыслением наиболее общих проблем развития и функционирования общества и места в нем личности. К области фундаментальной социологии относятся также эпистемологические проблемы самой социологии(методология, методика и техника социологического исследования, проблема достоверности социологического! знания), исследуются механизмы построения социальный структур, математических моделей социальных общностей и т.д. На фундаментальном уровне осуществляется взаимосвязь социологии с другими науками.

Социологические концепции такого рода отличаются высоким уровнем абстракции. Конкретные социальные ситуации и единицы (социальная группа, личность) не рассматриваются. Этот уровень принято называть общесоциальным, а теории, которые его составляют, - общесоциологическими.

Фундаментальные социологические теории возникли на основе концепций других наук - в первую очередь, социальной философии и психологии. Они базировались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур закономерностях.

Социологическая теория - ряд абстрактных o6щих подходов, а также противоположных и взаимно дополняющих школ мысли, существующих в социологии.

В то время как социологическая теория в этом смысле включает некоторые «формализованные» или математические по форме теории, в социологии «теория» чаще более свободна по форме и относится к главным подходам, интеллектуальным парадигмам, концептуальным схемам и над., существующим в рамках дисциплины.

Среди главных общетеоретических подходов, обычно идентифицируемых в рамках социологии, находятся следующие:

a) функционализм, иногда включающий эволюционную социологию;

b) символический интеракционизм и интерпретативная социология, включая теорию социального действия;

c) марксистская социологи и теория конфликта;

d) формальная социология;

e) социальная феноменология и этнометодология;

f) структурализм и постструктурализм. Помимо перечисленных подходов, значение которых обычно признается большинством социологов, можно выявить и множество менее влиятельных теоретических подходов. Отчасти все их можно считать взаимодополняемыми, ибо они подчеркивают различные аспекты социальной действительности. Однако столь лее часто ни представляются как противоположные".

В отечественной социологии абстрактные социологические теории часто определяются как методологические подходы и парадигмы. Обычно их классифицируют следующим образом, в зависимости оттого, каковы методологические предпочтения исследователя:

1. Позитивистское понимание метода. Появившийся в социальной науке с самим ее возникновением, позитивизм предполагает возможность применения естественнонаучной методологии к осмыслению социальной реальности, не видит принципиальной разницы между науками естественными и гуманитарными, полагая, что именно привычка рассматривать науку об обществе как особую, специфичную область знания приводит к метафизичности и теологичности мышления, лишая его научной достоверности. Позитивизм, кроме того, всегда ориентирован на практическую интерпретацию знания, считает, что социология - наука, которая должна сыграть важную роль в рациональном устройстве общества.

2. Функциональное понимание метода социологии базируется на функциональном подходе к обществу, который главную свою задачу видит в раскрытии функционирования отдельных элементов структуры общества по отношению к системе в целом. Изменение заданного порядка, по мнению представителей этого подхода, ведет к нарушению функционального единства, разрыву связей, существующих в ней, иугрожает целостности системы, поэтому отступление от порядка рассматривается как девиантное поведение.

3. Структ у ралистское понимание, ориентировано на изучение структуры общества, способ организации которой и объясняет специфику рассматриваемого общества. Деятельность человека, как элемента общества, также структурирована - она-то и должна стать главным объектом исследования социологии.

4. Понимающая теория. Предложенная М. Вебером методология, в основе которойутверждение специфики знания об обществе по сравнению сознанием естественнонаучным. Социология должна строиться на понимании, а не на объяснении, однако это понимание не носит характер иррациональной интуиции, «вчувствования» в причины отдельного человеческого действия. По Веберу, поведение человека имеет рационально постижимый смысл, выявить которыйзадача социологии.

Каждый из этих подходов имеет право насуществование в современной социологии, при том, что все многообразие возможных исследовательских программ ими не исчерпывается.

Между тем, социология должна основываться на точных, конкретных данных об обществе. Эти данные собираются с помощью методов эмпирических исследований. Сбор эмпирических данных и их первичный анализ и составляют эмпирический уровень социологического знания. Сюда относятся методы социологического исследования - опросы наблюдения, изучение документов, эксперименты. Кроме этого, эмпирический уровень составляют также теоретические обобщения, полученные методом индукции.

Уровни социологического знания неразрывно связаны, поскольку задача социологии - объяснение социальных явлений. Без теоретического уровня нельзя сформулировать объяснения, без эмпирического - непонятно, что и зачем объяснять. Кроме того, чтобы провести эмпирическое исследование, необходимо сформулировать объяснительную гипотезу, предмет и объект изучения - все это возможно только с использованием фундаментальных теорий, в рамках которых и осуществляется формирование методологической базы предстоящего исследования.

К середине XX в. в социологической науке сложилась ситуация, при которой проявилось весьма существенное расхождение между теоретическим и эмпирическим уровнями знания, вызванное ростом эмпирических исследований, которые не всегда стремились к объяснению социальных фактов, ограничиваясь простой констатацией. Это снизило научный уровень эмпирических исследований, в то же время теоретическая социология «оторвалась» от практики и не смогла представить концепций, способных объяснить происходящие в обществе события, раскрыть причины социальных фактов, зафиксированных эмпирическими исследованиями.

Эмпирические исследования потребовали универсального теоретического аппарата для объяснения своих результатов. Выяснилось, что для этого концепции фундаментальной социологии не подходят - они объясняют слишком общие закономерности. Особенно четко это видно на примере таких социальных феноменов, как семья, девиантное поведение, государство и многие другие. Кроме того, эмпирические исследования проводились в узко практических целях и вследствие этого их результаты трудно было представить в виде единой системы. Все это привело к конфронтации между теоретическими и эмпирическими исследованиями - каждый из них считал именно себя «истинной социологией». Такое положение требовало немедленного решения, которое и было предложено Р. Мертоном.

Мертон предложил выделять в структуре социологического знания еще один уровень, названный им теориисреднего уровня. Предполагалось, что теории среднего уровня займут промежуточное место между; фундаментальными социологическими теориями и эмпирическими обобщениями первичной социологической информации. Эти теории должны структурировать иобобщать эмпирические знания в пределах отдельных областей социологического знания, например, в сфере семьи, конфликтов, образования, организации, религии и т.д. В теориях среднего уровня используются термины и понятия, заимствованные из фундаментальных социологических теорий, но также разрабатывается исвоя специфическая терминология и методика.

Если фундаментальные теории претендуют на описание и объяснение общества в целом, то теории среднего уровня ориентируются на отдельные области социальной жизни. В отечественной литературе принято выделять специальные иотраслевые теории. Специальные теории исследуют социальные законы изакономерности функционирования иразвития социальных общностей. Дополняющие их отраслевые теории формируются на стыке социологии с другими науками - экономикой, политологией, культурологией, этнографией и др. Они изучают формы проявления и механизмы действий социальных законов в конкретных областях социальной реальности. Их предметом является не общество в целом, а отдельные его подсистемы - экономика, политика, религия и т.д.

Все теории среднего уровня можно условно разделить на три группы:

• теории социальных институтов (социология религии, образования, нрава и т.д.);

• теории социальных общностей (социология молодежи, этнеоциология, геронтосоциология и т.д .);

• теории социальных процессов (социология труда, коммуникации и т.д.).

Роберт Мертон (1910-2002) - американский социолог, критиковавший социологическую стратегию Т. Парсонса, который стремился создать всеобъемлющую систему социологических понятии. Мертон настаивал на необходимости социологических «теорий среднего уровня», или «среднего радиуса действия». Понятие «теории среднего уровня» было введено Мертоном в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посреднического звена между рутиной эмпирически с социологических исследований и всеобщими социологическими конструкциями высокого уровня абстракции. Согласно Мертону, специальные социологические теории следует формулировать с учетом того, что они могут предложить общему социологическому теоретизированию. Методом построения социологических теорий различного ранга стал для Мертона функционализм, понятый как стратегия упорядочения понятий и отделения существенных социальных процессов от несущественны.

2. Социология в системе наук.

Социология формировалась как междисциплинарная наука, базирующаяся на данных биологии, психологии, этики, философии, истории, экономики... Это означает, что ее связь с другими науками носит генетический характер. Значение этой взаимосвязи не утрачено до сих пор, несмотря на то, что социология прошла длительный путь автономного развития. Человек - предмет и смысл социологии как науки - существо, как известно, не только социальное, но и биологическое. И, например, исследования структуры потребностей личности, которое представляет собой один из важнейших разделов социологического знания, без учета этого обстоятельства и использования знаний из области физиологии невозможно.

Очевидный характер носит связь социологии с этикой - разделом философии, изучающим моральные нормы, существующие в обществе. Наиболее плодотворно взаимовлияние этики и социологии культуры, изучающей (в том числе) ценностно-нормативную базу общества, и социологии личности, рассматривающей процессы индивидуального восприятия этих норм в процессе социализации. Философия в целом, в особенности социальная философия, не только имеют общий объект - общество, - но и нередко используют для объяснения происходящих в нем процессов одни и те же концепции и теоретические схемы. А, например, в американской социологии фундаментальные социологические теории отождествляются с социально-философскими, и такое отождествление не лишено оснований - объяснительные схемы самого высокого уровня обобщения, то есть касающиеся общества в целом, у этих двух дисциплин совпадают достаточно часто.

Социология часто использует психологические данные, а также некоторые методы психологии для исследования индивидуальных особенностей личности. Отличие в подходах этих наук состоит в том, что психология направлена на изучение личности вне социального контекста, а социологию интересуют, в первую очередь, социальные аспекты личности. Правда, есть еще социальная психология - дисциплина, возникшая около 50 лет назад на стыке социологии и психологии. Но она исследует, в основном, две ключевые проблемы: взаимодействие личности и группы и межличностные отношения. Сфера интересов социологии значительно шире.

Макросоциологические проблемы (то есть все, что касается общества в целом) остаются за рамками социальной психологии.

Разграничение между социологией и политологией остается проблемой до сих пор - вопросы функционирования общества и власти тесно связаны между собой и изучение одного в отрыве от другого если не невозможно, то не эффективно. На западе политология отделилась от социологии несколько десятков лет назад и сегодня представляет собой эмпирическую дисциплину, использующую прикладные социологические методы. Политологи концентрируются на механизмах осуществления власти (деятельности государственных и общественных организаций, политических партий, политически? установках избирателей, лидерах и т.д.). Интересы: социологии (даже такого ее раздела, как политическая социология) значительно шире. Здесь властные отношения одна из подсистем социального целого, исследуется взаимодействие всех сфер общественной жизни, взаимное влияние всех социальных институтов. Схожим образом социология выступает и как более общая наука не отношению к экономике.

Почти все отраслевые социологические направления можно определить как стыковые, пограничные отрасли социологии. Ибо адекватный социологический анализ многихсоциальных проблем оказывается либо невозможным, либо ограниченным и поверхностным без широкого использования наряду с социологическими знаниями и теориями данных других общественных и даже естественных наук...

Таким образом, размежевание социологии с науками б, человеке часто носит скорее методологический, нежели предметный характер, а открытия, опирающиеся на междисциплинарный подход, показывают, что такие размежевания в значительной степени сдерживают развитие науки в целом. Если научный прогресс во все большей мере определяется успехами в интеграции научных знаний, то именно этим и ничем иным должны руководствоваться социологи в своей научно-исследовательской работе.

3. Социология и общество.

«Потребность в гуманитарных знаниях, то есть знаниях об отношении человека и общества, о именно такие знаний дает социология, появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем: справедливости и несправедливости, равенства и неравенства, дружбы и вражды, мира и войны упираются в характер человеческих отношений, в способность и умение людей жить в сообществе, разделять какие-то общие принципы и нормы и руководствоваться ими в своей повседневной жизни». Социология отвечает па два главных вопроса: как и почему люди живут в обществе? По-видимому, узнать это человечество стремилось с далеких первобытных времен. На дело в том, что есть большая разница между просто высказанным мнением и суждением «вообще» и научным знанием. Но объективные и действительно научные, подтвержденные эмпирически и теоретически, ответы на эти вопросы дает социология - в этом ее главная заслуга.

Каким образом возможно достичь подобного знания об обществе? При упоминании о социологии многие вспоминают анкетеров, задающих разного рода вопросы на улицах или в учреждениях, и именно в них видят специфику социологического анализа общества. В действительности, на улице и с анкетой (социологи говорят «в ноле») лишь небольшая часть работы. Социолог способен, проанализировав разрозненные мнения множества людей, увидеть социальный феномен и объяснить его причины.

Способность к такому анализу основана на особом видении общества - умении заметить в отдельных фактах и событиях, происходящих с конкретными людьми, социальные проблемы. Значение социологии (вполне прикладное) в том, что она «дает возможность взглянуть на окружающий мир с иной точки зрения, нежели паша собственная. Если мы адекватным образом воспринимаем, как живут другие, то зачастую лучше понимаем их проблемы». К высказыванию американского социолога можно добавить - и свои собственные проблемы понять и разрешить легче, если посмотреть на жизнь других. В современном обществе информация - это реальная сила, которой могут пользоваться не толькополитики, но и обычные люди.

Существенное значение имеет прогностическая функция социологии - «социологическое исследование помогает дать оценку результатам, к которым приведут те или иные политические инициативы. Проведенная программа реформ может не достичь поставленных при ее разработке целей или вызвать непредвиденные последствия неблагоприятного характера». Современные политики на Западе никогда не решаются на социальные реформы без предварительного тщательного анализа, осуществляющегося профессиональными социологами. Российские политики не привыкли советоваться с профессионалами, однако негативный опыт трансформаций в нашей стране учит их прислушиваться к мнению ученых, занимающихся объективным и беспристрастным анализом общества. Это одна из причин, способствующих росту значения социологии в жизни современного российского общества.

Социология способствует пониманию себя, осознанию своего места в жизни. Чтобы понять себя, поставить цель в жизни и суметь достичь ее, нужно очень много знать об обществе, адекватно оценивать его влияние на личность и согласовывать с ним свои интересы.

Значение социологии для общества можно конкретизировать. Работая в отдельных социальных группах или организациях, социолог способен разобраться в причинах возникших там проблем и конфликтах и помочь квалифицированно разрешить их. Социолог может рассчитать с рейтинг популярности того или иного политического деятеля, с высокой долей вероятности предсказать итоги выборов, а после их проведения определить по специальной методике, сфалифицированы они или нет. Другой важной сферой применения социологических знаний в последнее время стала экономика - особенно в области маркетинга и рекламы, без которой современная экономика не может существовать.

Социология как наука выполняет различные функции, которые, как правило, разбиваются на две группы: познавательные и прикладные.

Прогностическая функция строится на тенденциях и закономерностях. В практике чаще всего используется краткосрочный прогноз.

Преобразовательная функция, суть которой сводится к тому, что социологические выводы, рекомендации и предложения служат основанием для выработки и принятия определенных решений, к примеру, при разработке крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но социально-экономическое обоснование.

Информационная функция (сбор, систематизация и накопление информации), особенностью является то обстоятельство, что социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации, который используют различные структуры органов власти, учреждений и предприятий.

Мировоззренческая функция (формирование и корректировка мировоззрения граждан.

Социолог «может рассчитать возможные варианты развития событий, предсказать социальные последствия принятия и реализации того или иного юридического закон, определить механизмы согласования интересов различны социальных групп. Деятельность социолога исключительно многообразна, но вней есть своя «изюминка»: способность увидеть проблему, порожденную социальным взаимодействием, сформулировать ее на языке социологии найти пути и средства ее разрешения и предложить и обществу».

Контрольные вопросы

1. Какую структуру имеет социологическое знание?

2. Каковы функции социологических теорий среднего уровня?

3. Какие функции выполняет социология в обществе?

4. Как связана социология с другими науками - гуманитарными и естественными?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.