Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие общественного блага




Лекция 3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Рассмотрим свойства товаров индивидуального потребле­ния, которые производятся на основе рыночной системы. Эти то­вары делимы, то есть они выступают в виде достаточно малых единиц, чтобы они были доступны индивидуальным покупате­лям. Кроме того, товары индивидуального потребления подвер­жены действию принципа исключения, который гласит, что те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключается из числа получателей выгод, обеспечиваемых дан­ным продуктом.

Существуют определенные виды товаров и услуг - назы­ваемых государственными, или общественными, благами, - кото­рые рыночная система вообще не намерена производить, по­скольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления. Общественные блага не­делимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоя­тельство, что на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения инди­видов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают. Получение выгод от товаров индивидуаль­ного потребления основывается на их покупке, выгоды от обще­ственных благ достаются обществу в результате производства та­ких благ.

Классическим примером общественного блага служит маяк, предостерегающий корабли от коварного морского побережья или гавани. Строительство маяка может оказаться экономически обоснованным, если выгоды (меньше кораблекрушений) превы­сят производственные затраты. Однако выгода, приходящаяся на долю каждого пользователя маяком, не может окупить приобре­тение такого крупного и неделимого продукта. Во всяком случае, после введения маяка в эксплуатацию его сигнальный свет слу­жит ориентиром для всех судов. Практически нет способа исклю­чить для некоторых кораблей возможность пользоваться выгода­ми от маяка. Свет маяка виден всем, и ес­ли судовладелец предпочитает за них не платить, капитану корабля нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Экономи­сты называют это явление проблемой "фрирайдера": люди могут пользоваться выгодами некоего продукта, не неся никаких из­держек на его производство. Поскольку в данном случае принцип исключения неприменим, то не существует никаких стимулов для частного предприятия предлагать рынку маяки. Учитывая, что услуги маяков невозможно ни выразить в ценах, ни продавать, совершенно очевидно, что частным фирмам нет выгоды направлять ресурсы на их строительство. Мы имеем дело с услугой, которая приносит существенную выгоду, но на производство которой рынок не станет выделять ресурсы.

Дру­гими видами общественных благ являются национальная оборо­на, регулирование паводков, борьба с насекомыми. Следователь­но, чтобы общество могло пользоваться такими благами и услу­гами, обеспечить их должен государственный сектор, а финанси­ровать их производство следует с помощью системы принуди­тельных взысканий в форме налогов.

В условиях, когда рыночная система цен не выделяет ре­сурсы на общественные блага, каким же должен быть механизм, обеспечивающий их производство?

В отличие от товаров индивидуального потребления, поку­паемых у частных предприятий на основе самостоятельных ре­шений самих индивидов, общественные блага приобретаются че­рез посредство правительства на основе групповых или коллек­тивных решений? Точнее, виды и объемы производства различ­ных общественных благ определяются в демократическом госу­дарстве политическими методами, то есть путем голосования. Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Эти групповые решения, при­нимаемые на политической арене, служат дополнением к реше­ниям домохозяйств и предприятии

Предположив, что указанные групповые решения приняты, мы должны выяснить, как именно перераспределяются ресурсы из производства товаров индивидуального пользования в произ­водство общественных благ. В экономике, где существует пол­ная занятость, перед государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве товаров индивидуального потребления, для направления их в производство общественных благ.

Самоочевидный способ высвобождения ресурсов из част­ного сектора заключается в том, чтобы сократить частный спрос на них. Это достигается путем обложения предприятий и домохозяйств налогами, тем самым выключая часть их доходов, то есть часть их потенциальной покупательной способности, из потоков "доходы" - "расходы".

Получая меньшие доходы, предприятия и домохозяйства оказываются вынужденными сократить свои ин­вестиционные и потребительские расходы. Короче говоря, налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользо­вания, а это в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Передавая покупательную способность частных эко­номических агентов правительству, налоги высвобождают ресур­сы из частной сферы их применения. Затем правительство, рас­ходуя налоговые поступления, может само направлять эти ре­сурсы в производство общественных благ и услуг. Например, на­логи на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (сверлильных станков, автофургонов, складских сооружений и т. д.) и потреби­тельских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т. д.).

Правительство может пустить эти ресурсы на производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительство новых школ и автомагистралей. Правительство сознательно перераспре­деляет ресурсы с целью осуществить значительные изменения в структуре национального продукта страны.

Общественные блага обычно являются неделимыми и вле­кут за собой выгоды, от использования которыми не могут быть отстранены потребители, не оплачивающие эти блага.

Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. В отличие от общественных, товары, спрос на которые выражается в денежной форме и может быть удовлетворен рынком, называются индивидуальными.

Общественные товары имеют определенную региональную структуру: национальная оборона распространяется на все население страны, республиканский парламент обслуживает граждан данной республики, городской водопровод - жителей города и т.д.

Свойства, характеризующие общественные товары:

1. потребляются коллективно, сообща;

2. не могут быть исключены из потребления. Если хотя бы один член общества участвует в потреблении общественного товара, все остальные граждане делают то же самое, даже в тех случаях, когда они этого не хотят их предложение обеспечивается государством;

3. государству неизвестны индивидуальные потребности в общественные товарах;

4. индивидуальное потребление общественного товара не наносит ущерба интересам других потребителей, иными словами, объемы индивидуального потребления общественного товара равны между собой и равны совокупному, его предложению.

В ряде случаев довольно трудно четко отделить общественные товары от частных. Есть немало услуг, имеющих признаки и тех, и других, например высшее образование. С одной стороны, его услуги близки к общественному товару (студенты потребляют их коллективно и поровну), с другой стороны - к частному, ибо не отвечают принципу неисключаемости из потребления. Получается, что государству следует воздерживаться как от всеобщей национализации сферы высшего образования, так и от ее развития на чисто рыночной основе. Более эффективным будет промежуточный вариант; доступные для всех университеты сосуществуют с частными, пользующимися государственной поддержкой в виде льготного налогообложения, финансирования фундаментальных исследований, субсидий и т.п.

Общественный товар может перейти полностью они частично в разряд частного товара. Так, Мировой океан раньше обладал качествами общественного товара, а ныне его ресурсы ограничены, их индивидуальное потребление наносит ущерб интересам других потребителей. Все это не согласуется с общественным товаром, объем потребления которого для отдельного человека не ограничен, а само потребление происходит не в ущерб другим. Следовательно, в ресурсной части Мировой океан превратился из общественного товара в частный, но с точки зрения мореплавания он остается общественным товаром. Поэтому некоторые экономисты настаивают на полной передаче ресурсов Мирового океана в сферу частного предпринимательства, но считают нужным сохранить международное регулирование мореплавания.

Если абстрагироваться от производства общественных товаров, то можно представить дело так, будто государство имеет неограниченный запас общественных товаров и его задача состоит только в определении совокупного спроса на них и выравнивании его с совокупным предложением. В действительности нельзя игнорировать производство общественных товаров. В результате исследований экономистами был сделан вывод, что спрос на общественные товары формируется не столько индивидуальными потребителями, сколько теми, кто выигрывает от их производства и соответствующего перераспределения доходов посредством государственного бюджета.

Общественные товары связывают, с одной стороны, коллективные потребности, с другой - налоговую и бюджетную политику государства. При этом размеры и структура бюджетных расходов зависят от оптимального предложения общественных товаров, которые являются денежными оценками государственных услуг. Сложность задачи заключается в том, что государству необходимо оценить оптимальное предложение общественных товаров условиях полной неопределенности, так как принцип неисключаемости потребления побуждает людей не обнаруживать свои предпочтения.

Не меньшие сложности связаны и с определением размеров подоходных налогов. Если потребители получают общественные товары в равных o6ъемах, то и платить за них налоги они должны в равной мере. Налоги, равные по абсолютной сумме, будут несправедливыми, такие потребители общественных товаров находятся в неодинаковом имущественном положении, имеют разные денежные доходы. Принципиально важно, что по-разному оценивают полезность одних и тех же денежных сумм субъекта, располагающего миллионным доходом, представляет меньшую полезность, чем для человека, зарабатывающего 1000 долларов.

Предположим, что государство собирается так организовать систему подоходного налогообложения, чтобы уплата налогов наносила равный у материальному благосостоянию всех граждан независимо от имеющихся у них доходов, т.е. применить критерий распределения налог бремени, известный в мировой теории и практике под названием критерий Викселля: связь от полезности денег с динамикой доходов носит сложный, нелинейный характер, поэтому необходимо установить более высокие налог ставки на доходы богатых и более низкие - на доходы бедных. Речь идет о введении разумной шкалы прогрессивного налогообложения, которая обеспечит государству достаточный объем поступлений в бюджет и приведет к более справедливому распределению доходов.

Из концепции общественных товаров экономистами были сделаны следующие выводы для экономической политики государства.

Во-первых, поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене, равной налогу, то необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета, формируемыми из налогов, и его расходами.

Во-вторых, структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары.

В-третьих, с увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен соответственно увеличиваться или уменьшаться государственный бюджет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.