Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни познавательных процессов по Б.C. Блуму




Тестовые задания, требования к ним

В.Аванесов различает «задание в тестовой форме» и «тестовое задание».

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ - это составная единица теста, отвечающая требованиям к заданиям в тестовой форме и, кроме того, статистическим требованиям:

1) известной трудности;

2) дифференцирующей способности (достаточной вариации тестовых баллов);

3) положительной корреляции баллов задания с баллами по всему тесту, а также другим математико-статистическим требованиям.

 

Отметим также, что тестовые задания должны удовлетворять условию локальной независимости. Это означает, что ответ испытуемого на каждое тестовое задание не подвергается влиянию и статистически независим от ответа на любое другое тестовое задание. Локальная независимость предполагает, что испытуемый, отвечая на задание, не может использовать добавленное знание, полученное из ответа на любое другое тестовое задание.

Из локальной независимости, в частности, следует, что компьютерные тестирующие программы не должны информировать испытуемого об успешности выполнения очередного задания, например, выводить на дисплей 0 или 1 баллов (для дихотомического случая). Допустим, что испытуемый не знает правильного ответа на какое-либо задание. В этом случае он может попытаться угадать верный ответ. Если попытка окажется успешной, о чем ему сообщит компьютерная программа-тестер, то испытуемый получит добавленное знание. Это может помочь ему справиться с каким-либо другим заданием, то есть условие локальной независимости заданий будет нарушено.

Пример нарушения условия локальной независимости тестовых заданий.

 

ЗАДАНИЕ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ - одно из основных понятий педагогической теории измерений. В.Аванесов определяет задание в тестовой форме как педагогическое средство, отвечающее следующим требованиям:

 

Эти требования позволяют отличить задания в тестовой форме от остальных.

Рассмотрим более детально, перечисленные требования.

ЦЕЛЬ. Разработчик должен отчетливо представлять себе какова цель предъявления тестового задания испытуемому. Цель создания тестового задания зависит от

 

 

Пожалуй, самым важным фактором, определяющим цель задания, является получение информации о степени усвоения испытуемым той или иной единицы учебного материала. Формулированию цели заданий способствует создание технологической матрицы (тестовой решетки), представляющей собой перечень учебных тем с относительным распределением тестовых заданий по этим темам. Распределение заданий в технологической матрице определяется важностью, объемом и количеством учебного времени.

Технологическая матрица теста:

§ представляет в компактной табличной форме информацию о

- структуре теста,

- составных дидактических единицах,

- видах используемых интеллектуальных действий при выполнении определенного количества тестовых заданий;

Она может быть построена с разной степенью детализации, что позволит обоснованно определить качество и структуру самого теста; может быть разработана как по всему содержанию дисциплины, так и по отдельным разделам, наиболее крупным темам или нескольким логически связанным темам дисциплины.

Вид технологической матрицы теста выбирается разработчиком тестовых заданий самостоятельно, но в ней должны быть отражены контролируемые дидактические единицы, их содержание, т.е. название и количество тестовых заданий, виды проверяемых интеллектуальных действий. Содержание предмета должно полностью покрываться матрицей по всем темам.

Перед тем как приступить к конструированию тестовых заданий, полезно сделать список объектов контроля: основных понятий, фактов, принципов, условий работы чего-либо и т.п.

 

Совмещение технологической матрицы с таблицей результатов тестирования позволяет выявить:

§ наиболее легкие для выполнения ТЗ (неинформативны, подлежат удалению или доработке)

§ наиболее сложные для выполнения ТЗ (причины - некорректные формулировки ТЗ или пробелы в знаниях тестируемых)

Конструирование технологической матрицы теста является одним из обязательных условий разработки качественного теста, являющегося надежным современным инструментом педагогических измерений.

Не менее важным, представляется определение вида умения, выявляемого тестовым заданием. В частности, в таксономии Б.Блума выделяются следующие уровни усвоения учебного материала - «знание», «понимание», «применение», «анализ», «синтез», «оценка». Предлагаются и другие таксономии (В.П.Беспалько, М.Н.Скаткин, В.П.Симонов, М.В.Кларин). Задания, посвященные одной и той же учебной единице, но ориентированные на тот или иной уровень усвоения, имеют разные цели и, по этой причине, будут иметь разное содержание.


Уровни усвоения учебного материала, выделенные разными авторами



Технологическая матрица теста дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения»


КРАТКОСТЬ. Формулировка задания должна быть предельно лаконичной, но не в ущерб пониманию сути задания. Необходимо исключить повторы слов и, тем более, целых фраз. Чем лаконичнее задание, тем лучше оно воспринимается.

Рассмотрим пример. Пусть мы поставили целью выяснить, знает ли испытуемый, что объем вещества в жидком состоянии неизменен (первый уровень в таксономии Блума). Для достижения поставленной цели, сформулируем задание следующим образом:

 

Во всех приведенных вариантах задания, поставленная цель достигается, но в третьем примере суть задания воспринимается гораздо легче. От испытуемого требуется меньше усилий, чтобы воспринять содержание задание. Экономя усилия испытуемого на технической процедуре восприятия задания, мы позволяем ему в большей степени сосредоточиться на выполнении задания.

 

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ. Это требование порождено использованием технических, компьютерных средств в обучении. Если задания технологичны, то тестирование проводится быстро, экономично, объективно. Особенно это важно для компьютерного тестирования.

Рассмотрим пример. По техническим причинам легче создать компьютерную программу-тестер, которая работает в текстовом режиме. Технологичность в этом случае означает, что в тестовом задании нельзя использовать рисунки, чертежи, формулы. Это вполне допустимо для гуманитарных дисциплин и здесь текстовый режим успешно используется.

Совершенно другая ситуация складывается, например, для таких дисциплин как физика или математика. Здесь формулы, рисунки и чертежи очень важны. В 70 - 80-х годах прошлого века в основном создавались программы, работавшие именно в текстовом режиме. Разработчики тестов по физике, были вынуждены формулировать задания, используя самое примитивное построение формул, какое только позволял текстовый режим. О рисунках не было и речи. Поскольку это ограничивало невербальное сопровождение тестового задания, то в последующем стали разрабатываться программы-тестеры, работающие в графическом режиме, хотя это и потребовало усложнения программ. В результате содержание требования технологичности изменилось.

 

ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Согласно В.С.Аванесову, это средство упорядочения и эффективной организации содержания теста. Эта форма во многих случаях заменяет вопросы. Логическое преимущество задания в тестовой форме заключается в возможности естественного превращения утверждения, после ответа испытуемого, в форму истинного или ложного высказывания. Этого же мнения придерживается и М.Б.Челышкова.

Следует отметить, что не все разделяют это мнение. А.Н.Майоров считает, что хорошо сформулированное задание в вопросительной форме ничем не уступает хорошо сформулированному вопросу в форме утверждения. Если попытаться в утвердительной форме вопроса поставить два отрицания, то такое задание становится совершенно непонятным. Голландский институт CITO дает рекомендацию: «Используйте прямые вопросы. Предпочтительнее применять прямые вопросы, представляющие собой полное предложение с вопросительным знаком в конце» (из книги А.Н.Майорова). В.Ю.Переверзев также считает, что основа тестового задания может формулироваться в вопросительной форме, что позволяет заданиям соответствовать более высоким познавательным уровням таксономии.

Опыт разработчиков тестов показывает, что всегда удается сформулировать задание с выборов в форме утверждения. Иногда возникают ситуации, когда, казалось бы, задание формулируется только в виде прямого вопроса. Однако после тщательного анализа цели задания, его содержания, все же удается подобрать утвердительную форму задания. В результате задание получается, по крайней мере, не хуже, чем задание в форме прямого вопроса.

Кроме того желательно, чтобы ответ размещался в конце задания. Однако в некоторых случаях допустимо встраивать ответ внутрь основы задания. Во втором примере задание читается несколько хуже, не так «гладко», как в первом.

 

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ МЕСТА ДЛЯ ОТВЕТА является одним из внешних и сущностных признаков задания в тестовой форме. Важным требованием к заданию, является «экономность» в его оформлении. На бланке (дисплее компьютера) не должно быть ничего лишнего. Форма задания должна всячески минимизировать усилия испытуемых на восприятие его содержания. Определенность места для ответа – один из приемов такой минимизации. Представим себе, что место для ответа меняется от задания к заданию (в нижнем правом углу, в левом верхнем, посередине и т.д.), насколько бы это усложнило работу испытуемого. Любые ненужные усилия испытуемых, увеличивают вероятность ошибочного ответа, что приводит к снижению результата тестирования, по причинам, не связанным с его уровнем знаний. Ясно, что такой тест, как измерительный инструмент, будет некачественным.

ОДИНАКОВОСТЬ ПРАВИЛ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ заключается в том, что все испытуемые находятся в равном положении. Это необходимое условие использования теста в качестве средства измерения.

ПРАВИЛЬНОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАДАНИЯ. Это требование заключается в строгом соблюдении размещения элементов (блоков) задания согласно его структуре. О структуре задания будет сказано далее.

ОДИНАКОВОСТЬ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ВСЕХ ИСПЫТУЕМЫХ. Это очевидное требование, в противном случае появится большая систематическая погрешность измерения.

АДЕКВАТНОСТЬ ИНСТРУКЦИИ ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ ЗАДАНИЯ означает взаимное соответствие компонентов, что необходимо для выполнения заданием своей функции. Несоответствие формы содержанию, и, наоборот, содержания форме, вызывает ошибку понимания смысла задания.

 

Следует различать задания в тестовой форме и тестовые задания. Только после статистической проверки задание в тестовой форме может стать тестовым заданием.

Тест состоит не из заданий в тестовой форме, не из вопросов и задач, а только из тестовых заданий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.