КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование гипертекста в глобальной сети
Гипертекст – это база данных, которую удобно все время пополнять и переструктурировать. Наметилась тенденция к разделению гипертекстовых систем на пользовательские, предназначенные только для чтения, и конструкторские, предназначенные для создателей гипертекстов, но это не всегда оправдано. Пользователь заинтересован в том, чтобы ему не приходилось тратить время на переключение с программы считывающей на программу конструкторскую. В этом же должен быть заинтересован и конструктор большого гипертекста, которому приходится все время быть в положении читателя. Вряд ли можно создать в памяти готовый гипертекст сразу. Говорят, писать – значит переписывать. Это касается и гипертекста. В процессе общения с гипертекстовой системой читатель быстро выходит на высокий когнитивный уровень, выбирая путь по гипертексту и беря на себя часть функций автора. Если при этом у него есть возможность пополнять гипертекст своими узлами и переструктурировать его, то различия между письмом и чтением становятся нечеткими. Читающий создает узлы с комментариями, устанавливает новые связи, ведет перезапись материала и переупорядочивает его. В свою очередь, пишущий переключаться на чтение ранее созданного материала, ведет поиск материала для цитирования, обращаться за справками, советами и рекомендациями, наличие которых желательно предусмотреть. Основным содержанием этой гипертекстовой деятельности становится согласование новых порций знания с ранее усвоенными. Эта деятельность носит диалоговый характер, хотя может мало напоминать реальный диалог, но во многом богаче по содержанию, чем другие формы компьютерного диалога. Особенно замечательным оказывается то, что эта деятельность может наблюдаться самим пользователем. Такая рефлексия деятельности помогает развивать сознательное и критическое отношение к ней. Электронная почта и компьютерные сети не только позволяют обмениваться текстами между компьютерами, но и обеспечивают поиск, фильтрацию и автоматическую обработку информации. Большую помощь здесь могут оказать гипертекстовые системы. Электронные сообщения должны быть закодированы в понятном и для компьютера, и для корреспондента виде. Кроме того, пользователь должен хорошо ориентироваться в массе полученных сообщений. Этим требованиям можно удовлетворить, если совместить роль кодов заголовка сообщения и роль связей узлов гипертекста. Гипертекстовые системы разрабатывались именно в таком направлении, но первоначально они предназначались для совместной обработки информации в узком кругу сотрудников. Им навстречу идут системы электронной почты, которые объединяют гораздо более широкие массы пользователей. Совместная обработка информации, коллективные обсуждения могут носить характер компьютерных конференций, если предполагают простой обмен сообщениями. Гипертекстовые системы позволяют совместное оценивание отдельных пунктов общего гипертекста и составление его в условиях соблюдения строгих правил, что создает общее согласие и обеспечивает скрупулезный анализ. Эти новые возможности позволяют организовать совместную работу так, что можно говорить о коллективном мышлении. Индивидуальная структура знаний всегда уникальна и основана на разном предварительном опыте и разных предпочтениях. Поэтому предъявление информации и доступ к ней должны быть индивидуализированы. Гипертекстовая система как раз и дает возможность приспособить текст к учащемуся, а не учащегося к тексту. Имея дело с гипертекстом, читатель меньше ограничен авторской организацией текста, чем в случае обычного текста. Гипертекстное изложение позволяет вводить большее количество фрагментов, без оглядки на то, что текст окажется перегруженным деталями, т.к. у читателя есть возможность опустить их. Обычный же текст не может быть составлен так, чтобы удовлетворить всех. Для одних он будет слишком, для других недостаточно подробным. При гипертекстовом же изложении может быть выделена основная информация и поддерживающая, так что читатель может при первом чтении уделять больше внимания деталям, а после того, как они усвоены, опускать их, чтобы легче воспринимать мысли, сообщаемые целым текстом. В учебных целях можно использовать как линеаризированный гипертекст, так и такой, в котором материал представлен сразу во всей полноте. Первый ведет учащегося по материалу, помогает ему не запутаться в нем. Второй требует более активного и сознательного отношения. Учащийся берет на себя функции автора, выбирая путь по гипертексту, составляя промежуточные модели изучаемых объектов, т.е. он сам решает задачу по линеаризации гипертекста. В этом смысле можно говорить о двух стилях составления гипертекста – синтагматическом и парадигмальном. В конце 80-х годов из технологий обработки текста и баз данных родилось новое понятие информатики - гипертекст. Его, с одной стороны, можно определить как "супертекст" - некую единицу информации, частями которой является текст, или как текст, части которого имеют связи, а, с другой стороны, гипертекст - это та же база данных, но объектами хранения являются фрагменты текста, содержащие указатели на связанные с ними записи - фрагменты текста. Гипертекст отличался специфическим способом обращения с ним. Информация для гипертекста была специальным образом организована и представлена: пользователь постоянно видел перед собой на экране только какой-либо фрагмент текста, но мог перемещаться с помощью курсора или мыши по выделенным словам-ссылкам, мог переходить по нажатию клавиш к ознакомлению с подробной информацией о выделенном слове-ссылке, просматривать оглавление всего гипертекстового документа, возвращаться к ранее просмотренным фрагментам. В целом, все это осуществлялось в рамках определенной среды - гипертекстовой системы. Принципы работы с гипертекстом сильно напоминали способы работы с обычными справочниками и энциклопедиями. Но так как любой справочник только выигрывает от наличия в нем иллюстраций, то стало желательным связать с текстовыми объектами графические образы. Поэтому постепенно осуществился переход а системам гипермедиа. Это направление получило мощный стимул с появлением мультимедиа. Дословно, мультимедиа - это разнородные среды, а гипермедиа - гиперсреды. Более точно, мультимедиа - это комплекс технических и программных средств, позволяющих единообразно хранить, обрабатывать, вводить тексты, числовую, графическую информацию, неподвижные и движущиеся изображения, звук. Развитие технологии мультимедиа обусловлено созданием оптических CD. Появление соответствующих устройств и программного обеспечения позволило преобразовывать видеозапись для компьютерной обработки и записывать обработанное изображение на видеомагнитофон. Этому способствовала технология DVI (Digital Video Interaction), TARGA-платы. Появились возможности для качественного воспроизведения звука.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |