Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературоведческие основы анализа художественного текста

План.

Научные основы анализа художественного произведения.

Лекция № 5.

 

1. Литературоведческие основы анализа художественного текста.

2. Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.

3. Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах.

 

Литература:

1. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М, 1976.

2. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972.

3. Рожина Л. Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. – М., 1977.

4. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. – М., 1964.

5. Шпунтов А. И., Иванина Е. И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно // Начальная школа. – 1995. – № 10. – С. 20.

6. Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа. – 1991. – № 9. – С. 26.

7. Данилюк Л. Г. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения // Начальная школа. – 1992. – № 1. – С. 10.

8. Китаева Т. А. Каким должен быть герой? // Начальная школа. – 1994. – № 10. – С. 32.

9. Орлова Ю. И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста // Начальная школа. – 2001. – № 2. – С. 50.

 

Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста в классе под руководством учителя. Такой принцип работы, во-первых, имеет исторические корни, во-вторых, обусловливается особенностями художественной литературы как вида искусства, в-третьих, диктуется психологией восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Метод объяснительного чтения требовал от учителя постановки вопросов к читаемому тексту. Вопросы носили констатирующий характер и помогали не столько ученику понять произведение, сколько учителю убедиться в том, что основные факты произведения усвоены детьми. В последующем обобщении на уроке раскрывался воспитательный потенциал произведения.

Общий принцип работы с произведением сохранился в современном обучении чтению, однако характер вопросов существенно изменился. Теперь задача учителя не объяснять факты произведения, а научить ребёнка размышлять над ними.

При таком подходе к чтению принципиальными становятся литературоведческие основы анализа художественного произведения.

В литературном произведении воссоздаётся и осмысливается реальная действительность. Однако сам процесс освоения окружающего мира может происходить в чувственно-образной форме (например, в художественной литературе) и в понятийно-логической (в научном тексте). В этом принципиальное отличие литературы как вида искусства от науки.

Для художественной литературы свойственны образ и образность. Материальным носителем образности в литературе является слово. Автор пользуется словом как средством воспроизведения своих представлений о единичных предметах и явлениях реальной действительности, а также для выражения своих единичных эмоциональных состояний (как художник пользуется красками, музыкант – звуками).

Существует две тенденции художественной образности – условность и жизнеподобие, которые проявляются в вымысле. Посредством вымысла автор обобщает отдельные факты реальности.

Обобщённость и единичность – главные черты художественного образа, создаваемого в произведении. Как же достигается гармония между обобщённостью и единичностью? Субъективной авторской позицией. Автор из множества самых различных факторов окружающей действительности отбирает только те, которые важны ему для выражения своих взглядов и позиций. Его собственное отношение к изображаемому проявляется и в выборе темы, и в отборе фактов, и в их пространственно-временной взаимосвязи, и в построении сюжета, и в способе рассказывания, и во множестве других элементов произведения, которые все вместе и составляют структуру произведения.

Содержание художественного произведения проявляется в его форме, а читатель погружается в содержание через его формальные компоненты.

Особенно заметно воздействие формы на читателя в поэтических текстах. Благодаря звуковому строю, ритму, строфическому чтению читатель оказывается вовлечённым в атмосферу произведения, начинает испытывать те же чувства и настроения, которые владеют лирическим героем.

Квалифицированный читатель видит и понимает все структурные элементы произведения. Он воссоздаёт читаемое по тем же законам и опираясь на те же вехи-факты, по которым писатель конструировал художественный мир произведения.

Всё сказанное позволяет сделать методические выводы о том, что надо понимать под анализом художественного произведения в начальных классах:

1) анализируя художественное произведение, в первую очередь в поле зрения нужно держать образы, созданные автором. В литературоведении различают образ-пейзаж, образ-вещь и образ-персонаж;

2) в начальной школе при анализе эпических произведений внимание читателя сосредоточивается прежде всего на образе-персонаже. Термин «образ» не употребляется, используются слова «герой произведения», «действующее лицо», «персонаж»;

3) в начальной школе для чтения предлагаются произведения пейзажной лирики. Важно, не разрушая эмоционального воздействия лирического произведения, приблизить образный живописный образ-пейзаж к ребёнку, помочь маленькому читателю внутренним взором увидеть те реалии, которые произвели впечатление на поэта. Для этого полезно проводить параллели между возникающими воображаемыми представлениями (образами) и словесной тканью (словарём) произведения;

4) важно донести до читателя авторскую позицию, отношение автора к изображаемым событиям и героям;

5) при анализе важно обращать внимание на форму произведения и учить осмысливать формальные компоненты.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспертные методы оценки риска | Произведения младшими школьниками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.