КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бухгалтерский баланс и система счетов бухгалтерского учета
Бухгалтерский баланс – это способ группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования в денежном выражении на определенную дату. Бухгалтерский баланс составляется на начало месяца, квартала, года по данным остатков синтетических счетов. Термин баланс происходит от латинского bis – «дважды» и lanx – «чаша весов», т.е. bilanx буквально означает «двучашие» как символ равновесия. Бухгалтерский баланс составляется на начало квартала, года и показывает изменение средств организации и их источников, которое отражается на счетах с помощью двойной записи. Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из 2 частей: левая – актив – отражает средства организации, их размещение и использование (внеоборотные и оборотные активы); правая – пассив – показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению. Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья. Статья бухгалтерского баланса – показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации. Принцип двусторонности бухгалтерского баланса заключается в том, что итог актива баланса равен итогу пассива. Величина этих итогов называется валютой баланса. Счета бухгалтерского учета – способ группировки и текущего отражения и контроля движения и состояния хозяйственных средств и источников их формирования, а также хозяйственных процессов и результатов хозяйственной деятельности. Счет имеет форму таблицы в 2 колонки «Дебет» (должен) и «Кредит» (верит). В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные, пассивные и активно-пассивные счета бухгалтерского учета. Запись на счетах начинают с указания начального остатка (сальдо) хозяйственных средств или их источников. Затем на счетах отражают суммы операций, изменяющие начальный остаток и в заключении определяют конечное сальдо. Активные счета – это счета, предназначенные для учета (имущества) состояния и движения хозяйственных средств («Нематериальные активы», «Материалы», «Валютные счета»). Пассивные счета – это счета для учета используются (обязательств) состояния и движения источников хозяйственных средств («Резервный капитал», «Добавочный капитал»). Активно-пассивные счета учитывают одновременно и хозяйственные средства, и их источники (16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»). Схемы строения счетов имеет такой вид.
Существуют следующие различия в отражении хозяйственных операций на счетах: 1. В активных счетах начальный остаток отражается по дебету, а в пассивных – по кредиту счета. 2. В активных счетах увеличение отражается по дебету счета, а уменьшение по кредиту. В пассивных счетах, наоборот, увеличение отражается по кредиту счета, а уменьшение по дебету. 3. Для установления конечного сальдо в активных счетах к начальному сальдо прибавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту. В пассивных счетах, наоборот, конечное сальдо получают путем прибавления к начальному сальдо оборота по кредиту и вычитанием оборота по дебету. Двойной записью называется взаимосвязанное отражение изменения объектов бухгалтерского учета в дебете и кредите различных счетов в одной и той же сумме. Взаимосвязь, возникающая между счетами при отражении хозяйственных операций, называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими. Например, возврат неиспользованной подотчетной суммы в кассу. Данная операция отражается по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 70 «Расчеты с подотчетными лицами». Запись, указывающая наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отраженной хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные. В простой бухгалтерской проводке корреспондируют между собой только два счета, т.е. запись хозяйственной операции осуществляется по дебету одного и кредиту другого счета. В сложной бухгалтерской проводке указывается корреспонденция одного счета с несколькими. Например, запись по начислению заработной платы может иметь такой вид:
Бывают случаи, когда счета не могут корреспондировать друг с другом в силу экономической неоднородности, например, счет 81 «Собственные акции (доли)» со счетом 82 «Резервный капитал». 5. Инвентаризация ценностей: цели и виды Инвентаризация – проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств. Инвентаризация имущества и обязательств организации проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности и контроля сохранности хозяйственных средств. Инвентаризации подлежит все принадлежащее и не принадлежащее организации, но находящееся в ее хозяйственном ведении, имущество, а также все виды финансовых обязательств организации (кредиты, займы и резервы). Соответственно видам различают инвентаризацию: а) по объему – полную и частичную; б) по методу проведения – выборочную и сплошную; в) по назначению – плановую, внеплановую, повторную и контрольную. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень проверяемого при каждой из них имущества, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Обязательные инвентаризации проводятся: 1. При передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже. 2. При преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия. 3. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности 4. При смене материально-ответственных лиц. 5. При установлении фактов хищения, злоупотребления или порчи ценностей. 6. В случае чрезвычайных ситуаций. 7. При ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса. 8. В других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия и, при большом объеме работ, рабочая инвентаризационная комиссия. До начала проведения инвентаризации членам инвентаризационной комиссии надлежит получить: - последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, завизированные председателем инвентаризационной комиссии («до инвентаризации на дату»); - отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств; - расписки от материально-ответственных лиц в том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие – списаны в расход; - расписки аналогичные вышеназванным от лиц, получивших подотчетные суммы или доверенности на приобретение или получение имущества. Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ. Полученные в результате проверки данные записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в 2-х экземплярах. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку. А незаполненные строки на последних страницах прочеркиваются. В конце описи МОЛ дают расписку о проведении проверки в их присутствии, об отсутствии претензий к членам инвентаризационной комиссии и принятии на ответственное хранение перечисленного в описи имущества. По окончании проверки все члены инвентаризационной комиссии и МОЛ подписывают описи. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения записываются в сличительные ведомости.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |