Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индия в 6-12вв

«Средневековая Индия» - что содержит это понятие

Цивилизационные традиции Индии преемственны. Грань между древностью и средневековьем очень зыбкая. Л.Б. Алаев писал об этом:

  • В средние века индийская цивилизация становиться письменной, в первые века нашей эры были записаны основные священные книги. С другой стороны древняя индийская цивилизация бесписьменной не была.
  • Именно в первые века нашей эры формируются 6 даршан – основа философской индийской мудрости, но их основы восходят к очень древним временам.
  • В первые века нашей эры окончательно формируется индуизм. Но как религия индуизм опирается на авторитет вед
  • Формируются джати – основа социальной структуры. Но они выросли из варн
  • На середины 1 тыс. н.э. приходиться дезурбанизация Индии, которая фиксируется по многим источникам. Но этот процесс охватил всю Евразию.

Другими словами, все эти параметры зыбки, плохо привязаны к времени. Есть некое общеисторическое явление, которое объединяет - великое переселение народов. Вторжение эфталитов (белые гунны) в Индию – одна из причин кризиса империи Гуртов. Поэтому началом индийского средневековья считают 5-6вв, а концом – начало 18в. (начало кризиса империи Моголов).

Периодизация:

  1. 6-12вв. – индусский период
  2. 13-с.16в. – период делийского султаната
  3. 16-17вв. – империя Великих Моголов

Периодизация, как и в Китае, связана с историей империи. Империя – большое государство, населенное многими народами. Но в Индии тенденция к централизации не была такой сильной, как в Китае. Государственные институты были слабее, меньше вмешивались в повседневную жизнь.

Очерк политической истории Индии в 6-12вв.

Индостан многоязычен, этнически разнороден, включает территории с разным социально-экономическим развитием. В с. 5в. империя Гуптов переживала первое вторжение эфталитов. Когда-то считали, что это ответвление гуннов, но это этнически иной народ. Михиракура – варвар-разрушитель, гонитель буддизма. К с. 6в. вторжения прекратились. Эфталиты вместе с гурджарами осели на северо-западе Индостана (позже территория стала называться Раджастхан).

Политическое единство Индии не восстанавливалось до 13в. Периодически на севере возникали крупные государства. В ½ 7в. возникло государство, основателем которого был Харша Вардхана. Он на некоторое время объединил долину Ганга (северо-восток Индии). Об этом государстве знаем больше благодаря китайскому путешественнику Сюань Цзяню и его «Запискам». Государство Харши было мало централизованным. Непосредственно администрации правителя подчинялась лишь часть территории. Большая же часть управлялась вассальными князьями. После смерти Харши держава распалась, но ее столица Канаудж оставалась крупным центром.

В с. 8в. в Северной Индии объединяется клан раджпутов («царские сыновья»). Они вели свою родословную от эфталитов и гурджаров. Они овладели Северной и Центральной Индией. Возводили родословную к кшатриям. По преданию древние кшатрии делились на солнечную и лунную династии. Раджпуты придумали себе еще и огненную династию. Изначально они были этнически инородны Индии, а потом вписались в индийскую традицию через Варну кшатриев (похоже на тобу в Китае). Война – занятие, подтверждающее их социальный статус, поэтому много воевали («землей правят герои»). Уклад их жизни позволяет уподоблять раджпутов западному рыцарству, вассально-ленной организации. Но в Индии не произошла их консолидация в сословие феодалов, раджпуты превратились в одну из каст.

Одно из государств раджпутов – государство Пратихаров (центр – Канаудж). В Бенгалии правила династия Палов. Но эти государства даже на территории Северной Индии не смогли достигнуть объединения. 11-12вв. – завоевание Северной Индии мусульманами.

О Южной Индии известно очень мало. Ее население этнически отличалось от европеоидного населения Северной Индии. На юге жили дравидоязычные этносы (потомки Хараппы и Мохенджо-Даро). Культурное влияние севера на юг было сильным (санскритизация, распространение брахманизма). На Юге и в Центре Индии существовало множество недолговечных государств.

Аграрные отношения в Индии. Индийская община

Большую роль играла государственная земельная собственность, но формы ее реализации были иными, чем в Китае. В Китае государство регламентировало характер крестьянского землевладения, определяло порядок посевных работ и др. В Индии государство обычно ограничивалось взиманием ренты. В Индии существовала община, имеющая большие права на землю, самоуправление, большую степень автономии. Община заполняла те ниши общественной жизни, которые были оставлены слабыми государственными институтами.

Община платила ренту либо частным лицам, либо государству. В Северной Индии ренту получали кланы раджпутов, могли получать брахманские семьи, которым раджпуты жертвовали землю. Брахмадея – жалование земли светских лиц духовным. Остались религиозные грамоты, в которых описываются условия. Получатель земли не был обязан нести службу, платить ренту. В то же время известны факты секуляризации этих земель. Правители могли также жаловать землю светским лицам за службу.

Главная форма ренты – поземельный налог, обычно составлял около 1/6 части урожая. Иногда налог доходил до 2/3 части урожая. Налог платили государству или лицам, которым правитель давал право на получение ренты. В отличие от Китая в Индии практически нет отработочной ренты. Значительная часть общественных работ проходила под организацией общины, а не государства. Также были другие поборы: судебные пошлины, налог на бездетность, свадьбы и др.

Верховный орган общины – деревенское собрание. Он непосредственно распоряжался землей. Деревня имела общий земельный фонд, который мог сдаваться в аренду. У нее была казна, которая пополнялась за счет взносов крестьян. Иногда община кредитовала крестьянина. Деревенское собрание выполняло функцию суда, организовывала общественные работы, решала вопросы обороны. Вариямы – постоянные исполнительные органы деревенского собрания.

Полноправный общинник имел владельческие права (наследование земли). Кроме того были неполноправные члены. Был большой слой арендаторов (упари), поденных работников, ремесленников. Существовало межкастовое разделение труда. Джаджамани – одна из важнейших характеристик индийской экономики (взаимообслуживание различных индийских каст).

Джати (каста)

Джати – происхождение. Принято считать, что кастовый строй Индии – результат развития 4 варн:

  • Брахманы
  • Кшатрии
  • Вайшьи
  • Шудры

Пе6рвые 3 Варны – дважды рожденные. Разные исследователи насчитывают от 3 до 15 тыс. каст. Кроме джати есть надкастовые (объединение каст) и подкастовые (дробление каст) образования. Все касты – результат межварновых, а потом и межкастовых браков, которые в теории запрещены. Генезис происхождения каст – явление сложное. Касты образовывались на разных основаниях. Прежде всего, это профессиональные организации. Касты – способ социальной стратификации. Касты – способ этнического самоопределения. Кастами могли становиться религиозные объединения.

Признаки касты:

  • Эндогамность
  • Экстерриториальность (рассредоточены среди других каст, но при этом каста привязана к определенной территории)
  • Традиционное занятие, которое определяется по наследству (наряду с кругом запретных занятий)
  • Единое происхождение (рождаешься и умираешь в касте)
  • ритуалы
  • жесткая иерархия в кастовой системе
  • Общение между кастами жесточайше регламентируется

Одна из важнейших идей для индуса – противопоставление ритуальной чистоты и скверны. Индус боится осквернить себя, поэтому вся его жизнь жестко регламентирована. Неприкасаемость – производная идеи ритуальной чистоты и скверны. После распада государств те или иные народы объявлялись неприкасаемыми (парии). Это одна из важнейших проблем современного индийского общества.

В теории каста неизменна и вечна. Хотя это естественно, что одни касты рождаются, другие умирают. Порой касты дробились, порой сливались. Имело место захват чужого статуса (раджпуты). Порой низкие касты отказываются от своих обязательств (Н: цирюльники). Они начинают копировать образ жизни высококастовых, придумывают свою родословную. Окружающие иногда признают эти претензии, а иногда игнорируют.

Некоторые запреты, можно отменить, если нет выбора. Так ослабляются пищевые запреты, межкастовое общение, можно изменить профессию.

Для касты важна идея дхармы (долга). Есть предписанные занятия, разрешенные и запретные для каждой касты.

Иерархия в теории очень четкая и жесткая. Реально же средневековая Индия знает сообщества кшатриев и брахманов, которые признавались не всеми. Порой иерархия изменялась.

В принципе касты – это сословное деление, которое существует в добуржуазных обществах. Принцип чистоты и скверны тоже универсальная характеристика традиционных обществ. В разных человеческих сообществах такое деление порой актуализируется (армия, зона). Но в Индии каста стала более важным институтом регуляции, чем государство. Государства возникали и разрушались, а касты сохранились. Каста была еще и важным институтом культурной преемственности, она хранит самобытность индийской цивилизации.

Индуизм: пантеон, основные понятия, влияние на общество. Что стоит за индуисткой терпимостью

Идет спор об определении индуизма: религия, конгломерат религий, образ жизни. Термин «хинду» поздний, возник при появлении ислама на северо-западе, чтобы противопоставить ему традиционную религию. Иногда индуизм понимают как религиозные представления, возникшие в Индии с момента арийского переселения, эволюционировавшие до наших дней. Чаще под индуизмом понимают некую стадию эволюции религии послеарийского переселения: ведийская – брахманизм – индуизм.

Три мурти: Брахма, Шива и Вишну. Брахма – бог-творец, создал мир из яйца, из единства все многообразие мира. Цель индуса – вернуться к единому. Поэтому Брахма не очень значим. Он обычно не вмешивается в людские дела, погружен в самосозерцание. Главнее направления – шиваизм и вишнуизм.

Культ Шивы восходит к доарийским временам. Существует предположительное изображение Шивы, найденное в Хараппе и Мохенджо-Даро. Шиву обычно изображают в танце. В танце он создает и разрушает миры. Две основные функции – разрушение и жизненно оплодотворяющая сила. Как разрушитель Шива гроза демонов, третий глаз Шивы может испепелять все живое. Одно из прозвищ – Нилахантха (Синешеий). Оно связано с охранительной функцией. Однажды Вишну изготовил напиток бессмертия, за него стали биться демоны. Во время борьбы так взболтали океан, что он превратился в яд. Шива выпил этот яд и спас мироздание, но шея у него посинела.

Шива – воплощение мужского начала. С ним связана фаллическая символика (линги – столбы-фаллосы). С идеей оплодотворения связана идея энергии шакти, источником которой является Шива. Эта энергия позволяет аскетам преодолеть карму и войти в мокшу. Отсюда еще одно изображение Шивы – размышляющий аскет.

Существует изображение двуполого Шивы. Чаще всего женское начало представлено в образе жен Шивы - Деви. Деви имеет много аватар (перевоплощение). Деви – многочисленные региональные богини плодородия, связанные с культом земли (которая порождает и забирает все живое). Наиболее употребительны 3 типа изображения Деви:

· Парвати (благостная аватара). Женщина со светлым лицом, улыбается. Функция – рождение

· Дурга (древний доарийский культ). Многорукая женщина со светлым лицом. Тоже выполняет функцию плодоношения, в мифе чаще всего уничтожает демонов. В ее честь отмечается один из главных индийских религиозных праздников – Дурга-туджи.

· Кали (древний доарийский культ). Женщина с черным лицом, красными глазами. Иногда изображают страшной старухой. Она покровительствует низшим кастам. Тхаги – душители – каста, совершающая ритуальные убийства в честь Кали. Одно из прозвищ Кали вместе с тем – милосердная. Т.е. боги как природа, они то дурны, то благи.

Вишну ассоциируется с охранительными функциями. Он ближе к людям, чем Шива. Он постоянно играет. Он персонифицирует солнечную энергию, периодически выполняет космогонические функции. У него множество аватар. Среди них есть животные (лев, черепах – местные тотемные животные). Одно из перевоплощений Вишну – Будда (так буддизм вошел в индуизм). Наиболее популярны 2 аватары Вишну – Кришна и Рама. Культ Кришны доарийский. Кришну часто изображают как пастушка. Вместе с тем он и воитель. Он главный герой Бхагавадгиты (там он изрекает Арджуне учение о долге). Кришну – супруг тысячи жен. На праздник в честь Кришну люди обливают друг друга водой и посыпают красками. Рама – главный герой Рам а яны (любовь между рамой и Ситой).

В индуизме много культов животных (обезьяна). Главное животное – корова. Культы перетекают один в другой, это облегчает идея аватар. Идеология индуизма базируется:

· Джати

· Карма

· Дхарма

Все основные элементы жизни индуса предопределены его рождением в той или иной касте. На свой статус бессмысленно роптать. Джати человека определяется кармой. В индуизме нет идеи теодиц е и (оправдание бога). Во всех бедах виноват я сам в предшествующих рождениях. Чтобы прекратить цепь перерождений, нужно родиться брахманом и соблюдать свою дхарму. Поэтому Индия практически не знает грандиозных народных движений. Индус более всего озабочен соблюдением своей собственной дхармой.

Ахимса – непричинения зла живому. В каждом живом существе душа человека (возможно, твоего родственника). С другой стороны существует практика ритуальных жертвоприношений. Сати – самосожжение вдов.

Классическому индуизму чужда религиозная нетерпимость. Любая религия воспринимается как один из возможных путей. Но эта терпимость не была абсолютной. В южной Индии преследовали бхактов, время от времени теснили буддистов. Но такие явления скорее исключения из правил. Они не сопоставимы с подобными явлениями в средневековое время в христианском и исламском мире.

Тойнби сравнивал религиозную терпимость индусов с либеральной терпимостью. Но либеральная терпимость западного человека возникает потому, что в его мире нет высшей одной истины, его мир разных ценностей, взглядов и позиций. В индуизме есть идея высшей истины, но она доступна только избранным. Всем же остальным стремиться к этой истине вредно и опасно, их дхарма другая (лучше плохо соблюдать свою дхарму, чем хорошо чужую). В Европе либерализм основан на том, что люди созданы равными, у них есть право на свою точку зрения. В Индуизме люди неравны изначально. Мысль о неправильности неравенства для индуизма непонятна.

Идеология бхакти

Идея социального протеста мягко выражена в идеологии бхакти («любовь»). Это одна из ступеней движения к Богу вместе с кармой (соблюдение ритуала) и джяной (знание священных текстов).

Движение бхакти 7-8вв. переосмысливает идею бхакти. Бхакти выше касты, кармы, джняны. Эта любовь универсальная, она проявляется в разных формах. Любовь к Богу подобна этой любви, перед ней все равны, так как она каждому доступна.

По мере проникновения в Индию ислама, идея бхакти облегчала движение в сторону монотеизма, т.к. говорила о равенстве. Идея бхакти, в конечном счете, тоже вписывалась в мир индуизма, не произведя Реформации.

Шесть даршан индийской средневековой философии. Основы веданты

Для Индии характерен высокий уровень рефлексии. Веды еще в древности обросли комментаторскими слоями:

· Брахманы

· Араньяки (лесные книги)

· Упанишады («сидеть возле»)

С I тыс. н.э. философия окончательно формируется в виде 6 даршан (учений). Они в совокупности составляют астику – учение, базирующееся на авторитете Вед. Даршаны:

  • С а нкхъя (исчисление, подсчет) – подсчет элементов бытия. Всего 23 элемента бытия (таттвы). В сочетании они образуют все проявленное (вьякта). В основе всех начал есть единый источник – непроявленное (пракрити) – бессознательное начало. Существует также начало сознательное – пуруша. Таким образом, взаимодействие пракрити и пуруша – источник проявленного. Цель – очистить пракрити (чистое сознание) от пуруши (налипшей материи). Тогда прекратится цепь перерождений, человек достигнет мокши.
  • Йога («соединять»). Помогает очиститься. Главное – методики очищения сознания от налипшей на него материальной субстанции. Особа важна концентрация внимания. В конечном счете, индивидуальное начало должно раствориться в едином.
  • Вайшешика («особенная») – онтология индийской философии. Учение о 9 субстанциях (5 материальных и 4 нематериальных). Учение о мельчайших частицах (анну), из которых состоит мироздание. Анну в отличие от атомов Демокрита обладают вкусом, запахом, температурой.
  • Нь я я – гносеология, базируется на онтологии вайшешики. Разработали силлогизмы (5-членные, у Аристотеля – 3-членные).
  • Миманса («изучение») – правила изучения священных текстов и соблюдения ритуалов.
  • Веданта. Некоторые исследователи рассматривают ее как обобщение всех философских традиций Индии. В центре – вопрос о соотношении 2 понятий: Атман (индивидуальное Я, душа) и Брахман (высшая интеллектуальная и духовная реальность).

Шанкара (к. 8 – н. 9вв.) – религиозный деятель, создатель одного из направлений веданты – авайта-веданта. Пришел к непротиворечивому учению – видимая множественность мира (майя) – иллюзия. Майя скрывает сущностную неделимость и единство бытия. Брахман – единственная реальность, она тождественна Атману. Авидья – незнание (человек по незнанию видит множественность вещей). Саллипсизм – позиция в философии Я есть, вы иллюзия.

Раманутджа – религиозный деятель (к. 11 – н. 12вв.), брахман. Попытался смягчить эту логику, придать множественному миру хоть какую-то реальность по отношению к Атману-Брахману. Множественность мира – один из атрибутов бытия, но это бытие более низкого порядка, чем бытие Атмана-Брахмана.

Середина – конец I тыс. н.э. – расцвет философии индуизма. Далее развитие прекратилось, наступила пора комментаторов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Китай в 3-7 вв | Япония в 3 – н. 11вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.