Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Япония в 3 – н. 11вв

Периодизация:

  1. 3-7вв. – период Ямато (курганный период)
  2. 710-794гг. – период Нара (местность, где была столица)
  3. 794-1185 – период Хэйян (столица)
  4. 1185-1333 – период Камакуры (период сегуната Минамото)
  5. 1392-1568 – сегунат Асикага (период Муромати – столичный квартал)
  6. 1630-1867 – сегунат Токугава (период Эдда). 60-70гг. – революция мэйдзи.

 

Генезис цивилизации в Японии

О ранней истории Японии известно мало. Япония в первые века нашей эры была отсталой варварской периферией восточного мира. Это было время интенсивного взаимодействия Японии с цивилизационными странами (Китай, Корея).

В этногенезе японцев участвовало несколько компонентов:

  • Предки айнов
  • Индонезийский компонент
  • Древний восточноазиатский компонент (археологическая культура яёи). Его ассоциируют с народом ва, известный по китайским хроникам. Ва сближают с маньчжурами. С ва в Японии появилось рисосеяние и, возможно, лошадь.
  • Переселенцы с территории Кореи
  • Переселение ханьцев из Китая

На рубеже 3-4вв. формируется несколько союзов племен, идет разложение первобытных отношений. Один из таких союзов – союз племен ва (народ ва-дзин, о котором сообщают китайские хроники). В начале 2в. страна Ва отправила Ханьскому двору дар (рабов). Интенсивные дипломатические контакты устанавливаются правительницей Ва Химико с царством Вэй в 3в. Она признала себя вассалом государя Вэй.

Территория царства Ва до конца неизвестна. Возможно, оно располагалось на о. Кюсю или на юге о. Хонсю. 4в. – начало железного века в Японии. Развитие рисосеяния требовало развития искусственной ирригации. Китайский источник фиксирует социальное неравенство – ранговую систему. Это китайская терминология, вероятно, так фиксировалось наличие разных социальных статусов. В Ва были несвободные. В захоронение Химико были погребены рабы. Т.е. можно предположить, что к 3 веку в Японии сформировалось что-то некое предгосударственное образование.

Самые ранние японские источники – Кодзики («Записки о делах древности») 712г., Нихонги («Летопись Японии») 720г. Они возводят родословную японских правителей к Дзимму тэнно, а его родословная восходит к главной богине Аматэрасу. Дзимму воцарился 11 февраля 660г. до н.э., 11 февраля – это национальный праздник в Японии (дата создания государственности). Дзимму совершил поход на восток и объединил страну. Современные ученые считают Дзимму мифологическим персонажем, отвергают датировку. Принимают версию о возможном объединении японских племен под властью клана Ямато около 4в.

Первоначально главу клана Ямато называли о(о)кими – «великий господин», в написании есть китайский знак Ван, который свидетельствует о признании правителем Японии сюзеренитета Китая. Царский клан был окружен другими кланами, сильнейшие их них – Мононобэ, Отомо, Сога. Государственная власть в Японии складывалась в обстановке противостояния и сотрудничества клана Ямато и других 3 могущественных кланов. Также влияло массовое переселение с континента (китайцы, корейцы), которое несло навыки культуры, административного управления, хозяйства. 3 главных элемента государства Японии к 7в.:

  • Удзи – клан. Слабые кланы зависели от сильных. Клан – закрытое сообщество с жесткой иерархией, подчиняющееся вождям клана. Кроме административных функций клан выполнял также жреческие функции
  • Бэ (бэмин) – раньше считали рабами. Но их нельзя было дарить, убивать, у них были участки земли, с которых они выплачивали ренту. Поэтому Бэ - корпорация неполноправных людей, которая постепенно превращалась в профессиональную корпорацию, состоящую на службе клана. Некоторые Бэ постепенно становились удзи. В большинстве это были переселенцы. Н: китайцы могли составить корпорацию писцов.
  • Яцуко – рабы частные и государственные.

Общество Ямато – переходное общество. Есть наследственная власть правителя дружина правителя, начинает формироваться управленческий аппарат (в основе Бэ). Основа хозяйства – царские поля – собственность клана Ямато и в то же время основа формирующегося резервного земельного фонда государства.

К 6в. можно говорить о 2 тенденциях:

· Укрепление власти о(о)кими

· Укрепление власти кланов

Кланы вели борьбу за власть. В 6в. доминировали Мононобэ и Отомо. Затем Сога, который возводит свою родословную к династии Хань. Сога была связана трансляция китайской культуры на японскую почву. Сога первыми приняли буддизм. Они же поставляли жен правителям. В 592г. Сога устроили заговор, т.к. правитель женился на женщине из клана Отомо. Убив правителя, они, однако, не отстранили его клан от правления. У власти встала правительница Суйко (женщина-правитель не необычно для Японии того времени). С этого момента формируется важная традиция. С этого времени Сога фактически захватили все административные функции государства. Но при этом существовал о(о)кими, который продолжал царствовать и осуществлять важные сакральные функции (символ культурного единства, олицетворял связь народа и богов). Администрирует с этого момента та или иная аристократическая фамилия, которая связана с правителем родственными узами (через жен). Царствует же в Японии непрерывно одна и та же фамилия до сих пор. Императорский дом – символ непрерывности Японской истории, связи с богами. Реально же правят (администрируют) другие кланы.

Во время Сога интенсивно проникает буддизм. Мононобэ сопротивлялись этому, добились во время чумы запрета буддизма. Но возвышение Сога изменило ситуацию. Проникновение буддизма – важнейший фактор освоения китайских традиций, укрепления центральной власти. Т.к. традиционная японская религия (синто – китайское слово, «то» – «Дао») была связана с кланами. Местные боги олицетворяли местные кланы. Буддизм – внеклановая идеология, говорит о взаимоотношении отдельного человека с его дхармой. Такая идеология стала институтом укрепления центральной власти.

Реформы Сетоку Тайси

Сетоку Тайси (574-622) – второй отец нации после Дзимму. Традиция приписывает ему ряд важных документов: «Законы 17 статей», «Табель о 12 рангах», «Толкование смыслов сутр». Исследователи же оценивают его вклад по-разному. Одни считают, что Сетоку Тайси был главным инициатором преобразований конца 6 – начала 7вв., оформивших японскую государственность. Другие считают, что его образ подвергся мифологизации, ему приписываются все деяния японской элиты этого времени.

«Уложения 17 статей» - конституция Сетоку. В них описывалась реальная ситуация в Японии того времени: злоупотребления, взяточничество, кумовство. Подчеркивалась проблема центральной власти («все входят в группировки, а мудрых мало»). Цель реформ – укрепить центральную власть (образец брали с Китая). Сановники и чиновники должны положить в основу своей деятельности ли (конфуцианское влияние). Обязательно награждайте и наказывайте (влияние легизма). Ревностно почитайте три сокровища – Будда, дхарма, сангха (влияние буддизма). Делит население на правителей и подданных, что противостоит клановому устройству. «Дела не должны решаться единолично государем» - можно трактовать как уступку клановой системе но, скорее всего это влияние конфуцианства. Важнейшей китайской идеи в «Уложении» нет – идеи о мандате неба, т.к. не было выгодно вводить идея о возможности смены власти. Идея о непрерывности власти – системообразующая в Японии. В «Уложении» есть более поздние термины, скорее всего оно дорабатывалось.

«Табель о 12 рангах». Идея – в руках правителя оружие давления на кланы. Есть также китайские характеристики (ли, Дао).

Сетоку Тайси установил регулярные дипломатические отношения с Китаем. В Китай были отправлены молодые японцы для образования, что стало регулярной практикой того времени. В 7в. китайский язык стал языком политического обихода в Японии.

Т.е. к началу 7в. наметилось укрепление центральной власти в Японии, а также попытки выстроить японское государство по образцу передового Китая.

Переворот и реформы Тайка («великие перемены)

Не все были довольны положением клана Сога. Недовольные объединились. Организаторы – принц Наканоэ и знатный аристократ Накатоми-но-Камако (Фудзивара Каматари). Заговор был осуществлен во время приема корейских послов. Сога Ирука должен был их принимать. Он ходил вооруженным, но в начале церемонии шут отцепил меч. Ируко изрубили. На императорский престол был возведен свой ставленник (но в рамках прежнего клана Ямато). Клан Сога был вырезан.

646г. – опубликование манифеста Тайка. Далее были реализованы реформы, продекламированные в манифесте. Цель – укрепление центральной власти, дальнейшие преобразования Японии в соответствии с китайскими образцами. Было упразднено частное землевладение, введена государственная надельная система. Упразднена частнозависимая категория населения. Вводилась новая административно-территориальная система, упразднялись старые племенные границы.

В начале 8в. окончательно сложилась надельная система. Аграрный кодекс Тайка: каждый крестьянский двор получал пахотный надел. Раз в 6 лет проводился передел земли. Также получали садово-огородные участки. Крестьяне – ремин («добрый народ»). Они получали земли и облагались единообразным налогом. Был зерновой налог, налог шелковыми тканями, также рабочая повинность и воинская. Представители администрации получали должностные ранговые земли. Но из-за сохранения клановой системы реально человек мог не нести государственную службу, а участок иметь, что подрывало государство. Была оговорка о целине: если на целине строилась ирригация, то такой участок земли закреплялся на 3 поколения за человеком. Освоением пустошей занимались состоятельные и влиятельные люди.

В отличие от Китая, где государственная надельная система была продолжением мощной традиции, в Японии она никогда вовсе частного землевладение не вытеснила. Она сосуществовала с частным землевладением.

 

Японское общество в пореформенный период

После Тайка окончательно оформился государственный аппарат. Во главе государства был император. С конца 7в. последовательно в отношении императора начинает употребляться титул тэнно. Он восходит к древнекитайскому обозначению императора тяньхуан (связан с полярной звездой). У Конфуция можно встретить сравнение неподвижного правителя с полярной звездой – правитель вписан в мировую гармонию (увей). Титул тэнно уравнивал японского правителя с китайским императором. В это же время меняется самоназвание Японии. До этого – страна Ямато, теперь – Нихон, что означает Присолнечная страна (опять же уравнивание с Поднебесной). Тэнно приравнивался к сыну китайского бога неба. Он занимался сакральными делами. Правили же канцлеры и министры из клана Фудзивара («цветущее поле глициний»). Этот клан после политического переворота занимал высшие административные посты.

Высший административный орган – дайдзёкан. Глава - великий министр (из клана Фудзивара). Эта должность тоже была в некоторой степени формальной. Реально занимался правлением «левый министр». Вторая по значению должность – «правый министр» (отвечал за церемонии). Этому государственному совету были подчинены 8 ведомств:

· Дворцовой службы

· Церемоний

· Упорядочений и установлений

· Налоговое

· Военное

· Судебное

· По делам казны

· Внутридворцовых дел

В китайской традиции существовало 6 ведомств (административное, финансовое, военное, судебное, ритуалов и общественных работ). В Китае все ведомства отвечали общегосударственным функциям. В Японии целых 3 ведомства занимались дворцовыми делами. Это свидетельствует о малом разграничении общегосударственных и дворцовых дел, относительно невысоком уровне развития государства и административной традиции, о большой роли дворца и столицы.

Япония делилась на куни (губернии во главе с губернатором) и кори (уезды во главе с уездным начальником). Первичное объединение – сато (объединение 15 дворов во главе со старостой).

В Японии создали систему светского образования. При этом не было важнейшего элемента – экзаменационной системы. Китайская бюрократическая система была открытой. В Японии критерием продвижения по службе была принадлежность к тому или иному клану, т.е. знатность, управленческая элита была замкнутой. В основе системы образования лежало знание основных китайских (конфуцианских) текстов. Обучение велось на китайском языке.

Важнейшим элементом становления государственности были первые исторические сочинения – Кодзики и Нихонги, где была осуществлена историческая переработка японской мифологии. Кодзики была записана с голоса сказителя (традиция передачи сакральной информации в устной форме), Нихонги были изначально письменным текстом (отражают уже историческую, а не сакральную традицию). Обе летописи были написаны на китайском языке. Делили историю на эру богов и эру тэнов. Правящей элите сопоставили богопредков. В 7в. власть адаптировала буддизм, но в 8в. вернулась к синто, т.к. на основе буддийской традиции было сложно выстроить национальную идею. Китайская историческая традиция более вселенская, более оторвана от мифа.

710г. – построена столица Японии в местности Нара (г. Хэдзей). Столица строилась по китайским образцам при участии китайских мастеров. 724г. – указ, по которому дома в столице должны строиться по китайской традиции. Вставали в столице рано (под звон колоколов), по специальному сигналу рано утром открывались двери правительственных учреждений. До полудня столица жила административными делами. По ударам барабанов в полдень администрация закрывалась, открывались базары, начиналась торговля. Вечером по удару барабана все замирало. По ночам ходить было нельзя.

Хэйянская культура

Быт аристократии (живет в столице) отличался от традиционного: светские приемы, литературные увлечения, участие в дворцовых церемониях и пирах. В Японии отношение между мужчиной и женщиной не сопряжены с идеей греха. Сексуальные отношения естественны изначально, в мифе. Отношения между полами достаточно свободны – «узаконенная полигамия». Японская аристократка образованная, деятельна, активно участвует в политике и культуре. Активно пользуется косметикой (свинцовые белила).

Расцвет поэзии. Составление первых поэтических онтологий: Кайфусо, Манъёсю («Мириады лепестков») – объединял 500 авторов, 4500 стихов. Текст хоть и был написан при помощи китайских иероглифов, но фонетически был японским, что ознаменовало разрыв с китайским шаблоном. В Манъёсю появились танка (5-стишие).

Появился жанр моноготари (повесть, роман). Иссе-моноготари – текст, написанный на рубеже 9-10вв., связывают с принцем Аревара. Представляет собой сочетание прозы и стиха, совокупность эпизодов, связанных с любовной тематикой.

Гендзи-моноготари – повесть о принце Гэндзи. Автор – Мурасаки Сикибу (жила на рубеже 10-11в, придворная дама). Этот текст считается грандиозным романом (герой в продолжении романа меняется). Принц Гэндзи сначала молодой, веселый человек. В конце – человек, перенесший много страданий и изменившийся. Это роман о взрослении.

Японскую литературу этой поры отличает сосредоточенность на личности, интерес к ее внутренним переживаниям. Главное переживание – любовное. Главные сюжеты – сюжеты о любви. Также есть эстетические переживания, а также религиозная тематика.

Еще один жанр – дзуйхицу («вслед за кистью») – жанр дневников, записок. Сэй-Сёнагон, придворная дама, современница Мурасаки Сикибу написала «Записки у изголовья». Эти дамы – классики японской литературы. Между тем они не любили друг друга в жизни. Мурасаки критикует Сэй-Сёнагон, ее критика основана на эстетической стороне. В этом проявляется категория чэн – искренность, соразмерность бытию. Сам жанр дзуйхицу – тема искреннего и спонтанного произведения. Идея спонтанного познания мира (схожа с чань-буддизмом).

Японская аристократическая культура той поры культура женственная. Одна из ключевых идей – идея чувствительности. Аристократ этой эпохи военной службы не знает, ее пренебрегает (к тому же воевать особо не с кем, мятежей почти нет, столица живет спокойно). Мужчина в это время больше погружен в политику и образовательный китайский канон. Женщина знает китайский, но она играет с китайской традицией. Японские аристократки писали свободнее мужчин (женщина не должна слишком много знать, неотступно следовать китайскому канону).

Аварэ – что-то до конца невыразимое в словах. Это может быть что-то в высшей степени совершенное или очень жуткое. Хэйянская культура избегает страшного, она стремиться к гармонии.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной свободны, но в высшей степени этикетны, можно сказать ритуализированы. Н: знакомство начинается с переписки, сам роман начинался с начертания иероглифов. На первом свидании пару разделяет занавеска. Малейшее нарушение этикета – большая обида. Таким образом, японскую культуру нельзя назвать очень личностной (в ренессансном смысле). Европейский ренессансный человек стремиться к неограниченному самовыражению, полной неповторимости. В хэйянской культуре большую роль играло ли, для человека было важным включенность в этикет, ритуал. При всем величии Мурасаки Сикибу и Сэй-Сёнагон мы даже не знаем их имен, только придворные титулы.

Хэйянская культура рафинирована, утонченная, подчеркнуто аристократическая (аристократы - элита, жившая в столице). Эта культура столицы была оторвана от остальной Японии. Между тем сама жизнь аристократов была простой и небогатой. За несколько веков японская культура стала чем-то совершенно непохожим на китайскую, стала сама собой. Но эта культура была замкнутой, оторванной от реальности. Возможно поэтому она была смятенна последующими событиями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индия в 6-12вв | Возникновение ислама и общеарабская цивилизация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.