КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А причем тут действительность? Ведь получается, что это отношения внутри произведения
Во-первых, разве само произведение уже часть действительности. Во-вторых, разве часть действительности те правила, которыми задается его организация. В-третьих: синтактика произведения всегда ориентирована на восприятие аудитории, которой оно предназначено, то есть на действительность! Эти величины переменные – так же, как высота, ширина и длина. Только там различия – количественные, а в нашем случае – качественные. Одно дело, например, – семантика управленческого решения, и совсем другое – семантика лирического стихотворения. В синтактике и прагматике то же самое. Все это вместе взятое приводит к разному воздействию текстов, к выполнению ими разных функций.
Сейчас четко определим своеобразие этих параметров в журналистском произведении. Основная особенность журналистского произведения? Как правило, называют такие свойства, как актуальность, злободневность и прочее. Актуальность, действительно, важное свойство журналистских материалов, однако оно присуще многим видам текстов. К чертам специфическим его относить ошибочно. Но главное в том, что оно является производным от семантики, от семантических и прагматических особенностей того или иного вида произведений, а это значит: в каждом из них секрет актуальности свой. Детский травматизм на дорогах Хабаровска Госавтоинспекция старается снизить аварийность на дорогах Так вот, при изменении угла зрения неизбежно изменяется и состав фактов. И в фокусе внимания журналиста появляются, прежде всего, те факты, которые связаны уже с этой проблемой.
Любая жизненная ситуация складывается из множества фактов, поэтому факт реальности не поддается рассмотрению один, сам по себе. Он не даст полную картину действительности. Поэтому важнейшее профессиональное требование: даже если журналист хочет рассказать об одном факте, он должен изучить ситуацию, то есть увидеть и проанализировать его в связи с другими фактами, совместно с ним характеризующими данный фрагмент действительности. Об одном факте никогда и не получается написать. Только в официальной хронике: имярек освобожден от занимаемой должности... А так обычно – минимум три факта.
И этоуже ситуация. Что такое ситуация? Вот Вам ее определение из словарей: «(от позднелат. situatio – положение), сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение». Эта обстановка, положение как раз и проявляется через факты и через их связи. Вот почему оказывается возможным определить ситуацию как совокупность взаимосвязанных между собой фактов, характеризующих в том или ином отношении положение на объекте.
Ситуации различаются по величине – это связано с тем, что различаются по величине и характеризуемые ими объекты. Например, ситуация с невыплатой зарплаты на небольшом предприятии, и ситуация с невыплатой зарплаты на основном градообразующем предприятии. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Причем нельзя забывать о системности мира: любой его объект может рассматриваться как самостоятельная система и в то же время входить как элемент в другую, более широкую систему. Точно так же и ситуации: ситуация в городе есть часть ситуации в области, ситуация в области – составляющая ситуации в стране и т. д., и т. п.
Различаются ситуации и по времени: одно дело – положение на объекте сегодняшнее (ситуация текущей реальной действительности), другое – его вчерашний день (ситуация вчерашнего дня). Например, вчера перестали платить зарплату. Сегодня рабочие бастуют, завод стоит.
Третий критерий для различения ситуаций – глубинный. Поэтому, прежде чем его сформулировать, нам придется разобраться с понятием «проблема». Разрешение противоречий переживается людьми как реальные трудности, из которых надо найти выход и которые оборачиваются для них творческими задачами. Вот эти творческие задачи и принято обозначать понятием «проблема». Греческое слово problema, от которого происходит данное понятие, так и переводится – «задача». Именно поэтому проблему объясняют по-разному: и как трудность, и как задачу.
П остановка задачи есть одновременно предвидение возможностей ее решения. Чем точнее предвидение и надежнее средства, избираемые в соответствии с ним, тем больше вероятность преодоления трудностей, разрешения противоречия.
Ну, а теперь вернемся к разговору о глубинном критерии различения ситуаций. Этот критерий – ступень противоречия, переживаемая человеком. Таких ступеней три: малозаметная ступень, когда противоречия еще пока пребывают в единстве. Вторая – это когда противоречия заявляют о своем различии, поляризуются. И третья – обострение, антагонизм, конфликт противоречий, тут уже могут быть серьезные потрясения. Но все д ело в том, что человек всегда одновременно испытывает влияние многих противоречий. А потому есть смысл говорить о ведущем противоречии: этот критерий – переживаемая человеком ступень в развитии его ведущего, то есть наиболее существенного в данный момент, противоречия. Раз ступеней три, то существует и три типа ситуаций. Первый тип – позитивные ситуации, те, что соответствуют первой ступени в развертывании ведущего противоречия. (Зарплату платят, все довольны) Второй тип – проблемные ситуации; они характеризуют состояние объекта на второй ступени развертывания его ведущего противоречия. (зарплату задержали на пару месяцев, появляется ропот, причина такой задержки системный сбой) Третий тип – конфликтные ситуации, складывающиеся на объекте в случае, если противоречие перешло на стадию антагонизма противоположностей. (Это забастовка) Теперь давайте смотреть, какие варианты ситуаций могут быть представлены в журналистском произведении. Первый ответ: это все различные ситуации, из которых состоит жизнь, такие и попадают в поле зрения журналистов.
Попытаемся их все обозначить и ранжировать. По времени – это, прежде всего ситуации текущей реальной действительности - то есть сегодняшние, новые, дающие аудитории представление о переменах в мире. С итуации вчерашнего дня – как правило, они рассматриваются в связи с необходимостью глубже понять сегодняшнюю ситуацию, ставшую предметом непосредственного профессионального интереса. И третий случай - обращение к ситуациям из далекого прошлого. Чаще всего оно бывает вызвано потребностью заполнить «белые пятна», которые неизбежно остаются во все времена и на определенном этапе становятся помехой для глубокого понимания настоящего.
Важно подчеркнуть: к какому бы времени такие ситуации ни относились, они всегда – из реальности, не вымышленные, не созданные фантазией, а рожденные жизнью.
По масштабу отражаемых событий, есть ситуации: локальные - допустим, ситуация в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, и глобальные - ситуация мирового экономического кризиса.
Ситуации могут быть любого типа, а именно... Позитивные – и тогда рождаются материалы, которые принято называть положительными. Проблемные — ложатся в основу проблемных аналитических публикаций. Конфликтные – вызывают острые критические выступления.
Теперь вернемся к заметке про ДТП. Это и есть секрет актуальности журналистских выступлений. Ч ем зорче увидел журналист связь реальной конкретной ситуации с масштабной общественной проблемой, чем глубже понял ее и получил о ней более ценное новое знание, осваивая конкретный материал, тем актуальнее будет его публикация и тем больший резонанс она вызовет.
Между реальной конкретной ситуацией и более широкой, масштабной проблемой, из которых складывается тема журналистского произведения, существуют разные отношения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |