Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия стратегического менеджмента

Сущность и основные составляющие стратегического управления.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

14.02.2011

Менеджмент – умение добиться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения персонала.

-это функция или вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях

-это область знаний, которая помогает осуществить функцию управления

 

Менеджер – это определённый социальный слой людей, который осуществляет управление

 

1. Стратегия и стратегическое управление.

Слово «стратегия» происходит от греческого «стратегос», что означает «искусство генерала». Понятие стратегия берет начало из военного дела.

В современном менеджменте, точно также как и в военном деле, можно выделить стратегические и тактические аспекты. К вопросам стратегии можно отнести, в частности, следующие:

- цель;

- основные виды деятельности организации и приоритетное направление;

- определение союзников и противников;

- собственные преимущества и направления их использования.
К тактическим вопросам относятся:

- порядок найма сотрудников;

- технология оборота документов;

- процедура взаимодействия с потребителями продукции и контрагентами.
Стратегия организации — это комплекс принципов деятельности организации и

отношений ее с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей и ориентация деловой активности организации (человека). Это одновременно перспектива развития, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, в структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала.

Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством (топ менеджером), а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней управления. Выработанная стратегия придает организации общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам - четкие ориентиры в повседневных действиях. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой, - гибким, допускающим коррекцию.

В последнее время стало преобладать новое понимание стратегии как соединения рационально-выработанной стратегии и случайной стратегии, которая является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий. Такое новое понимание стратегии обусловлено высокой степенью изменчивости среды - будущее непредсказуемо, нет достоверных прогнозов, цели подвижны также как и внешние условия. Именно поэтому успешно действующие организации управляют собственными изменениями с целью постоянной адаптации к изменяющейся внешней среде. При разработке стратегии аналитическое размышление и интуиция должны дополнять друг друга.

Стратегия - это общее направление развития. Если его нельзя указать точно, то все равно полезнее иметь не вполне четкое направление развития, чем никакого. Даже недостаточно четкое, но понятное общее направление можно воплотить в тактических шагах и программах. При этом стратегическое управление не должно быть слишком формальным и предсказуемым. Основная роль стратегического управления состоит в непрерывном изучении и изменении. Таким образом, стратегическое управление - это процесс формирования стратегии, ее реализации и контроле, соответствия достигнутых результатов к запланированным целям.

Стратегия – обобщающая модель длительных действий для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях.

Стратегия – комплексный план, предназначенный для достижения основных целей.

Стратегия - совокупность главных целей и основных способов их достижения; средство достижения конечного результата; план действий; объединение всех частей системы в единое целое; позиция в окружающей среде; перспектива, видение того состояния, к которому надо стремиться; результат анализа сильных и слабых сторон системы и определение возможностей устранения препятствий ее развития; заранее подготовленная реакция системы на изменение внешней среды; реакция системы на объективные внешние, внутренние обстоятельства ее деятельности.

Определения классиков стратегического менеджмента:

Стратегия – способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровня (Игорь Ансоф)

Стратегия – способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны (М. Портер)

Стратегия – метод определения конкурентных целей организации (Гарвардская школа бизнеса)

Стратегия – метод установления долгосрочных целей организации, программы её действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов (А. Чандер)

 

Определения стратегический менеджмента:

Стратегический менеджмент (управление) - это деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением (внешней средой), которые позволяют ей добиться своих целей и оставаться восприимчивой к внешним требованиям, а также соответствуют её внутренним возможностям (Игорь Ансоф)

Стратегический менеджмент – это комплексный, непрерывный и бесконечный процесс, а не некое одноразовое мероприятие, выполнив которое можно заниматься другими вещами (А.А. Томсон и А. Джорш Стрикленд). Выделяют 5 задач комплексного процесса стратегического менеджмента:

1.формулировка стратегического видения и миссии

2. постановка целей

3. разработка стратегии

4.внедрение и реализация стратегии

5. оценка деятельности, отслеживание изменений и корректировка

Стратегия – это детальный, всесторонний, комплексный план (Мескен М.Х.)

Стратегический менеджмент – это управление организацией, которая опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременное изменение в организации, которые позволяют добиться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей (Веханский О.С)

(Фатхутдинов Р.А.) Система стратегического менеджмента включает в себя:

1. разработку стратегического управленческого решения

2. стратегию достижения конкурентных преимуществ

3. формирование стратегии фирм

4. включает стратегию повышения качества товара

5. стратегию ресурсосбережения, в тч и фин ресурсов

6. стратегию развития производства

7. организацию разработки и реализацию стратегических планов

 

6.03.2012

 

Менеджеры организаций перед разработкой стратегии должны представлять её будущее, те обладать стратегическим видением.

Видение – это образ возможного и желаемого будущего состояния организации, представление о её месте в окружении, сильных и слабых сторонах, представление о возможностях и угрозах.

Стратегическое видение – это маршрут движения организации в будущее в соответствии с поставленными долгосрочными целями с соответствующими ценностями и духовными запросами общества. Формулируется на основе интуиции и знаний условий внутренней и внешней среды топ менеджмента, но с учётом мнения остального руководящего состава и анализа тенденций развития ситуации. При этом формулировка стратегического видения должна быть простой, реалистичной и служить основой выработки преобразований в организации. Определяет, как правило, целевые аудитории в будущем, определяет географические и товарные рынки, технологии, перспективные возможности и образ организации какой она должна стать в будущем. Таким образом, стратегическое видение определяет образ будущего.

 

Если стратегическое видение определяет будущее организации, то миссия определяет положение и бизнес организации в настоящее время, те в текущий момент. Таким образом, в мисси отражается какие товары и услуги она производит, кто её клиенты, каковы технологические и деловые возможности. По сути миссия указывает на то, как будут реализовываться в текущей деятельности стратегические установки организации в части товаров и услуг, потребителей, технологических и деловых возможностей. Миссия определяет производственный профиль организации.

Миссия опирается на накопленный опыт функционирования фирмы, указывает приоритетные направления, наиболее привлекательные сферы деятельности и смысл работы (для чего работает организация).

Миссия помогает определить позиции и интересы в отношении разных социальных групп, наиболее гармоничную схему взаимодействия фирмы с внешней средой. Миссия обеспечивает каждому сотруднику ясное представление о том, чем занимается организация, какие преследует цели, какие выбирает пути для достижения поставленных целей и как результат при выполнении своих профессиональных обязанностей персонал должен осознавать, какую они приносят пользу для потребителей. В миссии находит отражение мотивация деятельности персонала организации.

 

Классические определения миссии:

А.А. Томсон, А. Джордж Стриплинг Миссия описывает деятельность организации в настоящее время.

Мескон М.Х. Миссия планирования – это основная общая цель организации.

С.А. Кузнецова, В.Д. Маркова Миссия – это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса и его философии

Зуб А.Т. Миссия – это основная общая цель организации, чёткая выраженная причина её существования и её предназначение.

 

Цель определяет, какие и когда результаты должны быть достигнуты.

Стратегическая цель – это основная цель, воздействующая на направление развития и жизнеспособность организации в целом.

Конкретную цель называют задачей.

Несоответствие состояния управляемого объекта поставленной цели создаёт для организации проблему.

Цели – это конкретизация стратегического видения и миссии организации в форме доступной для управления процессом их реализации.

Цели формулируются на основе стратегического видения и миссии, ценностей, свойственных топ менеджменту и на основе анализа факторов внешней среды.

Цели имеют многоуровневую систему.

Чаще всего систему целей организации представляют в виде 3х уровней:

1. генеральная цель (стратегическое видение, миссия) – как правило, временной диапазон от 3 до 10 лет

2. стратегические цели – от 2 до 5 лет

3. задачи – это конкретные, привязанные к определённым срокам результаты, которых организация намерена достичь в ходе реализации своих более широких целей. Причём задачи формулируются как можно конкретнее и количественно, при этом упор делают на оценке результата.

Для реализации конкретных стратегических задач может быть подготовлен план график выполнения необходимых работ, разработана соответствующая программа или проект (чаще всего в виде бизнес-плана).

 

После определения миссии и целей определяют стратегию и общую политику организации.

Стратегия задаёт направление реализации организации своего стратегического видения, миссий и целей. А политика, которая вытекает из стратегии, определяет ориентиры действий для менеджеров всех уровней. Ориентиры – это правила или директивы.

Обратная связь в системе стратегического менеджмента обеспечивается путём контроля деятельности предприятия, оценки результатов, корректировки программ, бюджета, процедур стратегического управления.

В процессе разработки и осуществления стратегий любой организации принимается множество разнообразных стратегических решений, каждая из которых предполагает постановку определённых целей, определяет необходимые для этого ресурсы и направлена на организацию персонала по его выполнению.

 

Одновременно на практике подготавливается несколько вариантов стратегических решений, те вариантов развития событий, которые называются стратегические альтернативы.

Стратегию можно определить как реакцию системы на возникающие стратегические проблемы в процессе функционирования организации. Стратегическая проблема – это разница между действительным и желаемым состояниями любой организации.

Маркова и Кузнецова Проблема – противоречия в организации, требующие управленческого решения.

Фатхутдинов П.А. Проблема – это разница между действительным и желаемым состояниями объекта. Проблема может быть стратегической и текущей, внезапной или катастрофической и плановой, объективной и субъективной, технической, социальной, организационной, психологической, экономической и тд.

 

Правильная формулировка стратегических проблем является залогом постановки реалистических стратегических целей, а также формирования и реализации стратегий, направленных на их решение.

стратегия обеспечивает решение проблемы. Стратегия как 5П – автор Минсбер Г. Стратегия представляет собой комбинацию 5 П:

1. стратегия – это план действий

2. это прикрытие с целью обыграть конкурента

3. стратегия – это поведение или модель поведения, при этом план может быть не реализуем но порядок должне быть обеспечен

4. стратегия- это позиция в окружающей среде

5. стратегия – это перспектива, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться

 

13.03.12

Выделяют 3 вида проблем, касающихся конкретных ПП:

  1. сущностные (по основному содержанию):
  • противоречие между стабильностью (то, что успешное выполнение текущих задач требует устойчивости и стабильности организации) и развитием организации (изменяющиеся внешние условия требует перемен в целях, в структуре управления, в методах работы на рынке, перемен в мотивации персонала);
  • противоречие между целями организации в целом и её подразделений.

 

  1. Социокультурные проблемы – связанные с перестройкой деловой и организационной культуры организации с учетом рыночных отношений
  • ориентация на клиента,
  • делегирование полномочий, т.е. внутри организации часть полномочий может быть перераспределена
  • демократический стиль управления

 

  1. Ситуационные проблемы – могут появиться из-за ошибок конкретных менеджеров, а также из-за особо стечения обстоятельств, предвидеть которые было невозможно.

 

Правильная формулировка стратегических проблем, является основой постановки стратегических целей, а также формирования и реализаций стратегий, направленных на их решение.

 

Критерии оценки эффективности стратегии:

1) Рост доходности.

2) Увеличение доли рынка.

3) Ускорение темпов освоения новой продукции или услуг.

4) Повышение качества товаров или услуг.

5) Достижение более высокой производительности.

6) Улучшение морально-психологического климата в организации.

 

После того как установлены цели организации, необходимо определить направления действий организации (её политику) и наметить конкретные пути достижения намеченных целей.

Политика объясняет каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливает ориентиры, которым нужно следовать.

В этом смысле политику можно рассматривать в качестве кодекса законов и правил организационных действий, которые определяют в каком направлении могут осуществляться действия.

Обычно политика формулируется высшим руководством на длительный период

 

Стратегическая единица бизнеса – применительно к крупной диверсифицированной организации выделяют отдельные направления деятельности или стратегические единицы бизнеса (СЕБ). Иначе их также называют стратегическими хозяйственными подразделениями (СХП) или стратегическими зонами хозяйствования, (СЗХ) или центрами бизнеса.

В основе выделения СЕБ лежит концепция сегментации рынка.

Сегментация – выделение части рынка, где может быть реализована продукция или услуга.

Критерии сегментации: уровень дохода, географический признак, социальный статус, пол, возраст, хобби.

 

СЕБ (по Ф. Котлеру) – одно или несколько подразделений бизнеса, занимающих особое место в стратегических планах организации.

Особенности СЕБ (по Ф.Котлеру):

1) такая единица участвует в конкурентной борьбе самостоятельно

2) у нее есть свой собственный менеджер, который отвечает за стратегическое планирование и рентабельность её деятельности, и контролирует большинство факторов, влияющих на её прибыль

3) имеет определенный круг клиентов и заказчиков

4) самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность и материально-техническое снабжение

 

СЕБ (Маркова В.Д. и Кузнецова С.А.) – внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегий в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Электроны в кристаллической решетке | Стратегические решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.