Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В детском возрасте

Основы лечебной физической культуры

 

Особенности ЛФК в детском возрасте определяются анатомо-физиологическими показаниями развития организма детей разных возрастных периодов.

Каждому из периодов детства соответствуют свои особенности как в формировании двигательных навыков, так и в характеристике ответных реакций на применение средств физической культуры. Поэтому при подборе физических упражнений необходимо учитывать данные возрастной физиологии.

Гимнастика для детей грудного возраста.

Гимнастика для детей грудного возраста основана на особенностях физического и нервно-психического развития детей первого года жизни и построена на принципах использования сохраняющихся в первые месяцы безусловных рефлексов, а также простейших активных и пассивных движений и массажа. Такая гимнастика используется при лечении различных заболеваний у детей грудного возраста и для профилактики их возникновения.

Гимнастика для детей дошкольного возраста.

В основу лечебной гимнастики положен игровой метод. Также широко используются имитационные движения. Особенность высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста является быстрое распространение процессов возбуждения. Даже изолированные двигательные акты у них сопровождаются:

  1. генерализацией возбуждения;
  2. появлением сопутствующих движений;
  3. повышенной реакцией со стороны ССС, ДС и др. систем.

Выполнение точных движений, требующих сосредоточения, детей дошкольного возраста быстро утомляет.

Гимнастика для детей школьного возраста.

В школьном возрасте в комплексах ЛФК используются упражнения обычного характера с учетом возраста школьника.

Общей особенностью детей разных возрастных периодов является повышенная активность. Ограничение двигательной активности вследствие любых причин и в любом детском возрасте крайне нежелательно сказывается на общем развитии детского организма.

Показания и противопоказания ЛФК и массажа.

Гимнастика и массаж показаны всем практически здоровым детям раннего возраста. Детям с отставанием в физическом развитии, нарушениями опорно-двигательного аппарата, рахитом, гипотрофией (нарушение питания) ЛФК и массаж проводится по специальным методикам.

Противопоказания гимнастике и массажу.

  1. Все острые и лихорадочные заболевания
  2. Тяжелые формы гипотрофии
  3. Гнойные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей.
  4. Заболевания, сопровождающиеся ломкостью и болезненностью костей, тяжелая форма рахита.
  5. Врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным расстройством кровообращения
  6. Различные формы заболевания крови
  7. Активная форма туберкулеза
  8. Обширные пупочные, паховые, бедренные и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости и склонностью к ущемлению

Временные противопоказания гимнастике и массажу – отрицательная реакция ребенка на занятие.

Причины отрицательной реакции:

1. Холодные руки массажиста

2. Чувство голода

3. Боли в животе, вызванные метеоризмом

4. Недомогания при начинающихся заболеваниях

5. Страх ребенка перед массажистом.

Ребенок, лишенный достаточной двигательной активности (гипокинезия) быстро теряет силу, подвижность и уравновешенность основных корковых процессов (возбуждение и торможение). Он становится вялым, апатичным, плаксивым, неадекватно реагирует на окружающую обстановку. При гипокинезии происходят изменения во всех органах и системах.

1. В костно-мышечной системе ухудшается сократительная функция мышц, они быстро атрофируются, из костей вымываются соли, что приводит к остеопорозу (размягчению костной ткани).

2. Ухудшается работа ССС, периферическое кровообращение, нарушается деятельность ЖКТ, выделительной системы.

3. Поскольку у ребенка на первом году жизни преобладает диафрагмальное дыхание, при гипокинезии дыхание становится поверхностным.

Гимнастика и массаж у детей:

1. Укрепляет опорно-двигательный аппарат

2. Улучшает сократительную функцию мышц

3. Быстрее развивает мышечную систему

4. Улучшает все виды обмена

5. Движения стимулируют рост костей, кости становятся более прочными

6. Ритмичные сокращения скелетной мускулатуры активизируют периферическое кровообращение и работу сердца

7. Улучшается дыхательная система

8. Нормализуются процессы возбуждения и торможения в ЦНС

9. Ребенок становится спокойным, нормализуется его сон.

Гимнастика для детей грудного возраста.

Первый год жизни характеризуется бурным ростом и развитием ребенка. Масса тела увеличивается на 200-250%, длина тела – на 50%,

Окружность головы увеличивается на 35%. Значительно увеличивается вес головного мозга в 3 раза.

Гимнастика как форма организации движения ребенка может начинаться с 1 месяца и основывается на развитии движений и умений ребенка, которые появляются в определенные сроки.

1. Движения головы

2. Движения в горизонтальном положении

3. Переворачивание

4. Ползание

5. Одновременно развивается хватание, бросание

6. Сидение

7. Стояние

8. Ходьба

Появление двигательных умений и сроки их появления зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Двигательная активность ребенка организуется в часы бодрствования в виде предоставления свободы движений и в виде гимнастики как системы специально подобранных дозированных упражнений.

Двигательная активность должна вызывать положительные эмоции. Большое значение придается игрушкам, которые побуждают ребенка к деятельности.

Организация бодрствования зависит от возраста ребенка.

I период – период новорожденности (первый месяц).

Мышцы новорожденного ребенка находятся в состоянии повышенного тонуса, который исчезает на верхних конечностях к 2-2,5 месяцам, на нижних – к 3-4 месяцам. Движения новорожденного беспорядочны, почти непрерывны.

В этом периоде определяются временные новорожденные рефлексы:

1. Рефлекс обхватывания;

2. ползания;

3. плавания;

4. автоматической ходьбы.

В 2 месяца ребенок, лежа на животе, начинает поднимать голову.

В 3-4 месяца – ребенок хорошо удерживает голову, опирается на предплечья и выгибает спину. Переворачивается со спины на живот.

В 3-3,5 месяцев ребенок тянется рукой к игрушкам, однако, его движения не координированы. После 4-х месяцев он захватывает игрушки, после 6 – удерживает, после 7 – перехватывает.

Особенности методики проведения занятий с детьми дошкольного возраста.

1. Занятия с детьми до 2-х лет следует проводить индивидуально и не более 8-10 минут из-за особенностей нервных процессов (слабые процессы торможения).

2. В возрасте 2-3 года занятия могут проводиться малогрупповым методом, не больше 3-4-х детей в группе. Используют игры, легкие сюжетные игры и упражнения с предметами. Во время занятия следует чередовать упражнения для всех групп мышц.

3. Следует избегать длительных статических напряжений.

4. Необходимо реже использовать расчлененные упражнения.

5. В каждое занятие должны быть включены упражнения для мышц спины, живота и ягодиц (для формирования правильной осанки).

6. В занятия включаются упражнения для развития и совершенствования ходьбы, лазания, прыжков, метания, сохранения равновесия и ДУ.

7. Упражнения следует вводить последовательно по степени трудности. Они должны соответствовать двигательным умениям ребенка.

8. Занятия должны проводиться систематически с постепенным увеличением нагрузки.

9. Занятия обязательно должны вызывать положительные эмоции.

10. Для детей дошкольного возраста занятия должны проводиться ежедневно.

11. Усиление физической нагрузки происходит путем частых повторений упражнения и усложнения упражнения.

Роль физических упражнений в формировании здорового ребенка.

Весь период детства (по Н.П.Гундобину – 1906 г.) разделяют на 6 периодов:

1. – период внутриутробного развития (длится 240 дней)

2. – период новорожденности с момента рождения 28 дней)

3. – период вскармливания грудью - младенческий

4. – период молочных зубов – дошкольный

5. период отрочества – младший школьный возраст

6. период полового созревания

Физиологические особенности и нормы в период новорожденности.

1. Физиологическая потеря массы тела (9% от исходной) за счет потери жидкости через легкие, кожу, отходит меконий, обмен веществ идет в фазе распада.

2. Физиологический катар кожи (краснота) – нет зрелости тонуса периферической кровеносной системы (до 10 дней).

3. Физиологическая желтуха (избыток эритроцитов, которые распадаются – до 21 дня)

4. Нагрубание молочных желез

5. Физиологическая гипертермия (до 40 градусов) – для устранения нужно дать много жидкости, чтобы вывести избыток белкового распада.

ЛФК назначается с 1-1,5 месяца – массаж (поглаживание), упражнения (пассивные, активные, рефлекторные).

Физиологические особенности и нормы в период младенчества..

1. Усиление обменных процессов на фоне функциональной незрелости органов и систем (нервной, пищеварения, дыхания). Важным является – правильное вскармливание, закаливание, регулярные занятия.

Физиологические особенности и нормы в период дошкольный.

1. Замедляется энергия роста.

2. Активное созревание ЦНС и периферической НС.

3. Формируется вторая сигнальная система (речь).

4. Активное усвоение бытовых, трудовых навыков, формирование двигательных навыков.

5. Слабость мышечной и скелетной систем.

6. Проявление аллергических и инфекционно-аллергических признаков (экземы, нейродермиты, БА, ревматизм).

Иммунитет можно повысить благодаря правильной организации двигательной активности (прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе, закаливание).

Физиологические особенности и нормы в младшем школьном периоде (8-11 лет) – Различие между мальчиками и девочками..

1. Происходит практически полное функциональное формирование органов и систем.

2. Возрастает масса тела.

3. К 12-ти годам двигательная область КГМ становиться сходное со взрослой (передняя центральная извилина ГМ)

4. По-прежнему остается слабость позвоночника и связочного аппарата.

Физиологические особенности и нормы в младшем школьном периоде (8-11 лет) – Различие между мальчиками и девочками..

1. У д. – вторичные половые признаки, у м. – ломка голоса, вторичные половые признаки.

2. Срок полового созревания зависит от:

- генетики

- социальных условий

- климатических условий

- состояния психики подростка

В это период завершается формирование всех органов и систем.

В возрасте 6-7 лет - период полуростового скачка, т.е. его рост достигает ½ взрослого своего роста.

У детей до 2-х лет преимущественно брюшной тип дыхания, с 2-х до 5-ти лет – смешанный. В 6-7 лет межреберные мышцы обладают достаточной силой, увеличивающей объем легких, объем грудной клетки, следовательно, преобладает грудной тип дыхания. Это следует учитывать при подборе ФУ.

 

Дорошко А.Г.

лекция

тема:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показания и противопоказания применения ароматерапии | Верхних и нижних конечностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.