Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы и методы государственного регулирования экономики

Выделяют следующие формы государственного регулирования: государственные заказы; ин­дикативное планирование; стратегическое планирование; про­граммирование; прогнозирование и др.

Директивное планирование – одна из форм государственного регулирования, длительное время существовавшая в СССР и дру­гих социалистических странах.

При директивном планировании план экономического и со­циального развития страны имеет силу закона и становится обя­зательным для всех звеньев народного хозяйства - предприятий, отраслей, регионов.

Директивное планирование существенно ограничивало сво­боду экономической деятельности и инициативу в процессе вы­бора решений.

Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального дирек­тивного планирования к ограниченному планированию.

Анализ отечественного и зарубежного опыта хозяйствования в рыночных условиях позволяет сформулировать основные принципы формирования и реализации госзаказов:

• заказчиком продукции (работ, услуг) является государство, располагающее для этого финансовыми и иными необходимыми ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам, утверждающим конкретные, детально разработанные сметы, программы мероприятий и соответствующие им бюджетные ассигнования;

• состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных областях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не могут осуществ­ляться с помощью механизма рыночного саморегулирования;

• объем заказов ограничивается величиной средств бюджет­ного фонда страны;

• заказы размещаются и выполняются на договорной основе.

Государственный заказ можно определить как одну из форм исполнения расходной части государственного бюджета и, сле­довательно, как форму регулирования рыночной экономики.

До размещения заказов необходимо проведение конкурсного отбора предприятий-подрядчиков.

По окончании отбора соответствующее ведомство-заказчик подписывает с предприятием-подрядчиком контракт - основной документ, определяющий права и обязанности сторон по поставке необходимой продукции, проведению работ и оказанию услуг. Контрактом регламентируются экономические, правовые, орга­низационно-технические, административно-управленческие и социальные взаимоотношения соответствующего ведомства-за­казчика и его подрядчиков-предприятий, организаций и т. д.

Индикативное (рекомендательное) планирование является формой государственного регулирования рынка преимущественно при рыночных отношениях. Такие планы ориентируют и мобилизу­ют отдельных хозяйствующих субъектов на выполнение их в об­щенациональных интересах.

Индикативное планирование - механизм координации ин­тересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государствен­ное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулиро­ванием, основанный на разработке системы показателей (инди­каторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. Особенностью индикативного планирования является то, что оно воздействует на част­ный сектор главным образом через стимулирующий или огранивающий спрос.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели динамики, структуры и эффективнос­ти экономики, состояния финансов, денежного обращения, рын­ка товаров и ценных бумаг, движения цен, занятости, уровня жизни населения и др.

Стратегическое планирование. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Каждое из перечис­ленных направлений приобретает статус целевой государствен­ной программы, для большей привлекательности выполнения которой предусматриваются различные финансовые льготы.

Программирование представляет собой разработку програм­мы социально-экономического развития - комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указан­ных ориентиров.

Прогнозирование как одна из форм государственного регу­лирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического развития и т.д. Во всех видах обще­ственной деятельности необходимо предвидение перспектив раз­вития, будущих последствий принятых в настоящее время реше­нии, а также явлений, которые могут возникнуть независимо от предусмотренных мер.

Прогноз рассматривается как аргументированные научные представления и высказывания о будущем состоянии изучаемого объекта, носящие вероятностный, но достаточно достоверный характер.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатыва­ются в целом по Российской Федерации:

• по народнохозяйственным комплексам (в том числе в тер­риториальном разрезе);

• по отраслям экономики;

• по регионам (по экономическим районам).

Отдельно выделяются прогнозы развития государственного сектора экономики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объекты и субъекты государственного регулирования. Основные формы и методы государственного регулирования экономики | Методы государственного регулирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.