КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные формы и методы государственного регулирования экономики
Выделяют следующие формы государственного регулирования: государственные заказы; индикативное планирование; стратегическое планирование; программирование; прогнозирование и др. Директивное планирование – одна из форм государственного регулирования, длительное время существовавшая в СССР и других социалистических странах. При директивном планировании план экономического и социального развития страны имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства - предприятий, отраслей, регионов. Директивное планирование существенно ограничивало свободу экономической деятельности и инициативу в процессе выбора решений. Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию. Анализ отечественного и зарубежного опыта хозяйствования в рыночных условиях позволяет сформулировать основные принципы формирования и реализации госзаказов: • заказчиком продукции (работ, услуг) является государство, располагающее для этого финансовыми и иными необходимыми ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам, утверждающим конкретные, детально разработанные сметы, программы мероприятий и соответствующие им бюджетные ассигнования; • состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных областях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не могут осуществляться с помощью механизма рыночного саморегулирования; • объем заказов ограничивается величиной средств бюджетного фонда страны; • заказы размещаются и выполняются на договорной основе. Государственный заказ можно определить как одну из форм исполнения расходной части государственного бюджета и, следовательно, как форму регулирования рыночной экономики. До размещения заказов необходимо проведение конкурсного отбора предприятий-подрядчиков. По окончании отбора соответствующее ведомство-заказчик подписывает с предприятием-подрядчиком контракт - основной документ, определяющий права и обязанности сторон по поставке необходимой продукции, проведению работ и оказанию услуг. Контрактом регламентируются экономические, правовые, организационно-технические, административно-управленческие и социальные взаимоотношения соответствующего ведомства-заказчика и его подрядчиков-предприятий, организаций и т. д. Индикативное (рекомендательное) планирование является формой государственного регулирования рынка преимущественно при рыночных отношениях. Такие планы ориентируют и мобилизуют отдельных хозяйствующих субъектов на выполнение их в общенациональных интересах. Индикативное планирование - механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. Особенностью индикативного планирования является то, что оно воздействует на частный сектор главным образом через стимулирующий или огранивающий спрос. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели динамики, структуры и эффективности экономики, состояния финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движения цен, занятости, уровня жизни населения и др. Стратегическое планирование. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Каждое из перечисленных направлений приобретает статус целевой государственной программы, для большей привлекательности выполнения которой предусматриваются различные финансовые льготы. Программирование представляет собой разработку программы социально-экономического развития - комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Прогнозирование как одна из форм государственного регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического развития и т.д. Во всех видах общественной деятельности необходимо предвидение перспектив развития, будущих последствий принятых в настоящее время решении, а также явлений, которые могут возникнуть независимо от предусмотренных мер. Прогноз рассматривается как аргументированные научные представления и высказывания о будущем состоянии изучаемого объекта, носящие вероятностный, но достаточно достоверный характер. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации: • по народнохозяйственным комплексам (в том числе в территориальном разрезе); • по отраслям экономики; • по регионам (по экономическим районам). Отдельно выделяются прогнозы развития государственного сектора экономики.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |