Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы государственного регулирования

Условно различают две классификации методов. Согласно первой классификации целесообразно выделить общие методы, частные и специальные.

К общим методам (методологии) относятся совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства и др.

В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические методы, экономико-математические и др. Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют:

• метод экстраполяции;

• метод экономических группировок;

• индексный метод;

• бюджетный метод (метод выборочного обследования бюд­жетов домашних хозяйств) и др.

К специальным методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся: балансовый, программно-целевой, нормативный.

Балансовый метод. В рыночной экономике необходимо обеспечение равновесия, следовательно, проблемы сбалансированности ресурсов и потребностей (материальных, трудовых, финансовых) являются первоочередными.

Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами, образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода. Для при­менения программно-целевого метода важно обоснование выбора проблем.

Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например, совместно с про­граммно-целевым методом определяются количественные пока­затели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей.

Норма - научно обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции (выпол­нение работы) заданного качества.

Технико-экономические нормативы позволяют хозяйствующим субъектам в рыночных условиях определить расход сырья, топ­лива, электроэнергии и т.д.

Экономические нормативы. К ним относятся:

• различного вида налоги на имущество, на доходы, на добы­чу полезных ископаемых, на товары и услуги, таможенные пошлины и т.д.;

• финансовые нормативы - трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.;

• банковские нормативы - нормативы обязательных резервных отчислений, учетная ставка и др.

Социальные нормативы. Социальные нормативы должны разрабатываться на основе прожиточного минимума и потребительских бюджетов, опреде­ленных нормативным методом: минимального потребительского бюджета и рационального потребительского бюджета. До настоящего времени в официальной статистике используются, как правило, показатели прожиточного минимума, среднедушевых доходов и средней заработной платы, которые сравниваются друг с другом и иными социальными показателями.

Экологические нормативы. Это - величины предельно допус­тимых концентраций вредных выбросов в атмосферу, загрязне­ния воды; нормативы землепользования, водопользования и др.

Экологические нормативы применяются при: расчетах эффек­тивности природоохранных мероприятий; создании основных фондов природоохранного назначения и природоохранных объектов; разработке целевых природоохранных программ и тер­риториальных комплексных схем охраны природы.

 

Вторая классификация государственного регулирования строится, исходя из различных мер воздействия на соци­ально-экономические процессы.

Государство использует методы (меры) прямого (административного) и косвенно­го (экономического) воздействия на экономику.

Специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры.

Косвенные методыпредполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной.

Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время экономические методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая.

Методы прямого воздействия, как правило, охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. К ним относятся:

• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых про­граммах;

• государственные заказы и контракты на поставки определен­ных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

• нормативные требования к качеству и сертификации техно­логии и продукции;

• правовые и административные ограничения и запреты по вы­пуску определенных видов продукции и т.п.;

• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Методы косвенного воздействия влияют на интересы хозяйствующих субъектов через налоговую систему, кредит, таможен­ные сборы и т.д.

Косвенные методы регулирования реализуются экономичес­кими средствами (экономические методы). К ним следует отнести:

• налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;

• регулирование цен, их уровней и соотношений;

• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

В рыночной экономике основу составляют методы косвенно­го воздействия и экономические методы; в переходной и смешан­ной экономиках - сочетание методов прямого и косвенного воз­действия. Применение административных и экономических ме­тодов в разных сферах и отраслях складывается по-разному, но приоритет отдается экономическим методам.

Глава 3. Эффективность государственного регулирования переходной экономики

Экономическая эффективность. При определении эффективности государственного регулирования следует, во-первых, рассматривать соответствие полученного результата поставленной социально-экономической цели, а также степень этого соответствия. Во-вторых, достижение поставленной цели связано с определенными народнохозяйственными издержками, которые желательно минимизировать.

Социальная эффективность. Существующие в обществе представления о справедливости ограни­чивают область максимизации экономической эффективности прини­маемых решений. Возникает проблема выбора между эффективностью и справедливостью. Важно также учитывать момент политической осуществимости разраба­тываемой экономической политики.

Адаптационная эффективность. Сегодня становится все более ярко выраженным запаздывание в раз­витии теории и методологии основ стратегического взаимодействия в хозяйственной системе по сравнению с моментом возникновения соответствующих проблем. В связи с этим можно выделить адаптационную эффективность государственного регулирования в узком смысле слова (в статическом плане). Это реакция на происходящие в экономике события и изменения. С другой стороны, адаптационная эффективность в широком смысле слова (в динамическом плане) представляет собой активное воздействие в направлении упреждения возникающих проблем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные формы и методы государственного регулирования экономики | Основы ведения деловой переписки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.