КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 1-2
Современный комплекс субъектов безопасности (4 часа) План лекции: 1. Актуальность проблемы обеспечения безопасности и современный подход к ее решению. 2. Объекты и субъекты обеспечения безопасности. 3. Система безопасности РФ и ее составляющие. 3.1. Силы и средства обеспечения безопасности. 3.2. Система безопасности РФ по М. Алешенкову. 3.3. Органы безопасности по М. Алешенкову. 3.4. Силы национальной безопасности по М. Алешенкову. 4. Классификация органов безопасности. 5. Совет безопасности и его роль. 5.1. Задачи Совета безопасности. 5.2. Функции СБ РФ. 6. Управление системой обеспечения безопасности. 7. Контроль за обеспечением безопасности со стороны государственной власти. 8. Вооруженные силы РФ в системе безопасности. 9. Органы МВД в системе безопасности. 10. Органы ФСБ в системе безопасности. 11. Роль МЧС в системе безопасности РФ. В современных условиях проблемы обеспечения безопасности остаются очень актуальными. Это объясняется прежде всего многообразием опасностей и угроз в современном обществе, а также огромными затратами, необходимыми для обеспечения безопасности. Поэтому любой специалист, а тем более специалист в сфере безопасности жизнедеятельности, должен не только обладать знаниями, умениями и навыками обеспечения безопасности в узкой сфере своей деятельности, но и иметь представление об основах теории безопасности и основных направлениях и формах борьбы с опасностями и угрозами в различных сферах жизнедеятельности. Коренные изменения во внутренней и международной жизни, произошедшие в нашей стране на рубеже веков, потребовали переоценки сложившихся ранее подходов к обеспечению безопасности России. В российском обществе возникло понимание того, что необходим комплексный подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности всех слоев населения, в чем и заключается сложность стоящей задачи. Комплексный подход – это одновременно и условие, и фактор, и одна из целей реформирования системы безопасности.
При этом обеспечение безопасности государства – не самоцель, а одно из важнейших условий развития граждан, наиболее полного и всестороннего удовлетворения их интересов и потребностей. Прежнее осознание безопасности как совокупности мер исключительно силового, ограничительного характера привело к такому пониманию роли государства, которое отождествляло его силу, власть с правом на произвол. В силу этого сформировалась определенная социальная среда, характеризующаяся высокой вероятностью использования преимущественно насильственных форм разрешения конфликтов. • Тем не менее, интересы обеспечения безопасности не могут обойтись без насилия вообще. Сегодня речь идет о формировании более цивилизованных форм его применения, расширения арсенала его средств и методов, его оптимизации путем большей избирательности действия, вытеснения примитивных и жестоких форм. Безопасность социальной системы, каковой является и государство, должна восприниматься не как совокупность охранительных мер власти, а как стратегия, направленная на обеспечение жизненно важных национальных интересов личности, общества и государства. Как уже отмечалось ранее, правовую основу обеспечения безопасности России составляют Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ и ее субъектов, а также различные международные договоры и обязательства нашего государства. 2. Закон РФ «О безопасности» определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся:
- личность – ее права и свободы; - общество – его материальные и духовные ценности; - государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Субъектами обеспечения безопасности являются государство, общественные и иные организации и объединения, граждане. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера по предотвращению угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. 3. В соответствии с российским законодательством систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Важное место в системе безопасности занимают силы и средства обеспечения безопасности, которые создаются и развиваются в соответствии с решениями высших органов законодательной власти РФ, указами Президента, постановлениями Правительства и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности. 3.1. Силы и средства обеспечения безопасности РФ на государственном уровне, согласно законодательству РФ, включают в себя: Вооруженные Силы; федеральные органы безопасности; органы внутренних дел и внутренние войска; внешнюю разведку; службы обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебных властей и их высших должностных лиц; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и формирования гражданской обороны; пограничные войска; органы, обеспечивающие безопасность ведения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; органы таможни; налоговые службы; природоохранительные органы; органы охраны здоровья населения и др.
Законодательство РФ разрешает иметь собственные службы обеспечения безопасности общественным организациям, коммерческим структурам, а также отдельной личности. 3.2. В настоящее время в научных исследованиях система безопасности РФ конкретизируется и детализируется, Так, например, ректором Московской академии комплексной безопасности профессором М. Алешенковым эта система называется национально-государственной и ее структуру составляют: - органы и силы безопасности; - государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности; - отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности. 3.3. К органам национальной безопасности профессор М. Алешенков относит: - органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Службу высшей разведки; - органы внутренней безопасности: МВД, ФСБ, Пограничную службу, Прокуратуру, Федеральную службу охраны; - органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговую службу, Таможенную службу; - органы экологической и техносферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, Гостехнадзор, Госпожарнадзор; - органы демографической безопасности: Минздравсоцразви-тия, Минобрнауки, комитет Федерального собрания по демографии; - органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ, комитет Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомиссию России, Роскоминформ, Межведомственную комиссию по защите гостайны. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти составляют органы государственной власти и управления. 3.4. К силам национальной безопасности, указанным автором, относятся:
- внешние силы национальной безопасности РФ: ВС РФ и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ; - внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД, подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их, Пограничные войска, оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях войска министерств и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности профессор М. Алешенков относит общественные силы безопасности (добровольная рабочая дружина, добровольная пожарная дружина (ДРД, ДПД), народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях. Организация деятельности системы национальной безопасности РФ, по его мнению, возлагается на Совет безопасности РФ. Выбор тех или иных средств обеспечения безопасности в конкретной ситуации зависит от целого ряда обстоятельств, и прежде всего от характера и масштабов опасностей или угроз, а также опыта защиты от них, которым обладают субъекты обеспечения безопасности. Однако важно иметь в виду, что для эффективного обеспечения безопасности выбранные средства защиты должны быть адекватны угрожающей опасности или угрозе. 4. По задачам, функциям, положению и роли в системе государственного управления органы безопасности подразделяются на следующие виды. Во-первых, это специальные службы, предназначенные для обеспечения высших органов государственного управления конфиденциальной информацией политического, экономического, военного, и иного характера, противодействия разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств, террористических группировок и иных враждебных инфраструктур, проведения спецопераций против них, но не участвующие в управлении государством. К ним можно отнести Службу внешней разведки РФ, органы разведки МО РФ, органы контрразведки и спецподразделения ФСБ РФ, оперативно-розыскные и спецподразделения МВД РФ и др. В своей практической деятельности спецслужбы используют формы и методы, которые, как правило, не применяются другими государственными органами (разведку и контрразведку, спецсредства, спецподразделения, спецоперации, агентуру и др.). Поскольку деятельность спецслужб является наиболее острым инструментом обеспечения безопасности, то она требует жесткой законодательной регламентации и контроля со стороны правительственных органов и общества. Во-вторых, это правоохранительные органы, входящие в механизм государственного управления, обладающие правом осуществлять правоохранительную деятельность по защите прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств, а также контроль за их деятельностью. К ним относятся судебные органы, органы прокуратуры, органы МВД, МЮ, ФСБ РФ, таможенные органы и т.д. Сюда же можно отнести некоторые негосударственные организации обеспечения правопорядка, такие, как адвокатура, нотариат, частные охранные и детективные структуры и др. В-третьих, это органы, не только включенные в систему государственного управления, но и являющиеся главными в сфере обеспечения того или иного направления безопасности. Таковыми являются МО РФ, МВД, МЧС, МЮ, ФСБ и др. 5. Принципиально важную роль в определении стратегии российского руководства по обеспечению безопасности и координации деятельности всех органов обеспечения безопасности сыграло создание в 1992 г. Совета безопасности РФ. Это конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, сформированный на основе Конституции РФ и ее законодательства. Совет безопасности (СБ) рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. Он несет ответственность перед высшими органами власти РФ за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. СБ РФ — коллегиальный орган, возглавляемый Президентом РФ. В его состав входят; - председатель (Президент РФ); - секретарь (назначается из числа постоянных членов СБ Президентом РФ); - постоянные члены — Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министры иностранных дел и обороны, директор ФСБ; - члены-руководители федеральных министерств и ведомств: финансов, экономики, внутренних дел, юстиции, по атомной энергетике, по делам ГО и ЧС, ФСО, СВР, руководитель администрации Президента РФ, Президент Академии наук РФ, а также (по согласованию) Председатель Государственной Думы и Председатель Совета Федерации. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса СБ РФ может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц. При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях субъектов РФ для участия в работе СБ привлекаются их полномочные представители. Совет безопасности РФ призван олицетворять единство исполнительной и законодательной власти. С помощью своего аппарата он координирует деятельность всех органов, ведомств, структур, сил и средств по выработке и проведению единой государственной политики безопасности. Совет безопасности РФ как совет первых лиц государства, призван увязывать в решениях Президента весь спектр задач по обеспечению безопасности. 5.1. Основными задачами Совета безопасности РФ являются; - определение жизненно важных интересов объектов безопасности, выявление внутренних и внешних угроз для них; - разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения; - подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности; - подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и по организации их ликвидации; - подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения; - разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности; - совершенствование системы обеспечения безопасности путем предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов безопасности. 5.2. К основным функциям Совета безопасности РФ относятся: - рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению последствий; - подготовка решений Президента РФ по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности; - рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности, представление рекомендаций по ним Президенту РФ; - подготовка проектов указов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, развития глобальных информационных систем, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность; - организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности РФ, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и выявление их источников; - осуществление контроля за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ стратегии и тактики в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности России; - рассмотрение вопросов создания контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности; - рассмотрение и оценка информации о состоянии безопасности РФ и факторах, угрожающих ей; - накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности РФ, выработка рекомендаций по ее совершенствованию, организация разработки федеральных программ в области обеспечения безопасности РФ, а также оценка их эффективности; - организация подготовки федеральных целевых программ обеспечения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации; - организация научных исследований в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; - решение иных задач в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в соответствии с законодательством РФ и решениями Президента РФ. 6. Для обеспечения вышеуказанных функций Указом Президента РФ от 25.12.2000 № 2087 в аппарате СБ созданы следующие подразделения: - Управление проблемами государственной и общественной безопасности; - Управление проблемами международной безопасности; - Управление проблемами в социально-экономической сфере; - Управление оборонно-промышленной безопасности; - Управление военной безопасности; - Управление проблемами безопасности в Северо-Кавказском регионе; - Управление проблемами информационной безопасности. В соответствии с Положением о Совете безопасности РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 02.08.1999 № 949 и Указом Президента РФ «Вопросы межведомственных комиссий Совета безопасности Российской Федерации» от 01.09.2000 № 1603, образованы Межведомственные комиссии СБ РФ: - по проблемам СНГ под председательством (по должности) первого заместителя министра иностранных дел РФ, на которого возложена функция специального представителя Президента РФ в государствах-участниках СНГ; - по конституционной безопасности, председатель (по должности) – министр юстиции РФ; - по военной безопасности, председатель (по должности) – министр обороны РФ; - по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией, председатель (по должности) – Генеральный прокурор РФ (по согласованию); - по оборонно-промышленной безопасности, председатель (по должности) – заместитель Председателя Правительства РФ; - по безопасности в сфере экономики, председатель (по должности) – первый заместитель Секретаря СБ РФ; - по пограничной политике, председатель (по должности) –Главнокомандующий пограничными войсками; - по информационной безопасности, председатель (по должности) – первый заместитель Секретаря СБ РФ; - по международной безопасности, председатель (по должности) – министр иностранных дел РФ; - по экологической безопасности, председатель (по должности) – вице-президент Российской академии паук; - по охране здоровья населения, председатель (по должности) – министр здравоохранения и социального развития РФ; - по мобилизационной подготовке и мобилизации, председатель (по должности) – начальник Главного управления специальных программ Президента РФ. На Комиссии возлагаются функции по подготовке предложений СБ РФ, касающихся обеспечения защиты национальных интересов РФ в соответствующей области. Например, на Комиссию по конституционной безопасности возлагаются следующие функции: - анализ и прогнозирование развития ситуации в области обеспечения конституционной безопасности; - определение возможных угроз конституционной безопасности, выработка предложений по их предотвращению; - анализ эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации основных направлений стратегии в области обеспечения конституционной безопасности, а также федеральных целевых программ и др. 7. Важную роль в предотвращении терроризма и обеспечении борьбы с ним играет в настоящее время Национальный антитеррористический комитет, возглавляемый директором ФСБ России Н.П.Патрушевым. В системе представительной власти наиболее важными органами обеспечения безопасности являются следующие подразделения: - в Совете Федерации – Комитет по вопросам безопасности и обороны; - в Государственной Думе – Комитет по безопасности и Комитет по обороне. В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти институт полномочных представителей Президента РФ в регионах преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Основные задачи полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе определены Положением о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утвержденным Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (с изм. от 21.06.2000 и 09.09.200(5). Одной из важнейших среди этих задач является представлений Президенту регулярных докладов об обеспечении безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе. Полномочный представитель обеспечивает координацию деятельности федеральных округов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе, анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, вносит Президенту РФ соответствующие предложения. Территория Российской Федерации разделена на семь федеральных округов, включающих ряд субъектов. Центральный федеральный округ (центр – г. Москва): Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва. Северо-Западный федеральный округ (центр – г. Санкт-Петербург): Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Южный (ранее Северо-Кавказский) федеральный округ (центр – г. Ростов-на-Дону): Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания, Чеченская; Красноярский и Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области. Приволжский федеральный округ (центр – г. Нижний Новгород): Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмурдская, Чувашская – Чаваш; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Коми-Пермяцкий автономный округ. Уральский федеральный округ (центр – г. Екатеринбург): Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа. Сибирский федеральный округ (центр – г. Новосибирск): Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа. Дальневосточный федеральный округ (центр – г. Хабаровск): Республика Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский края; Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Корякский, Чукотский автономные округа. В настоящее время идет процесс объединения некоторых субъектов РФ для повышения эффективности управления ими и повышения жизненного уровня их населения. 8. Ведущее место в системе безопасности России занимают Вооруженные Силы РФ, представляющие собой, как подчеркивается в Федеральном законе РФ «Об обороне», государственную военную организацию, составляющую основу обороны РФ. Они включают в себя центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации, которые входят в виды и рода войск ВС РФ, в тыл ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ. В январе 2001 г. на основе принятых в августе 2000 г. Советом безопасности РФ решений Президент РФ утвердил план строительства Вооруженных Сил РФ, в соответствии с которым в их структуре предусматривается иметь три вида Вооруженных Сил – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот. Кроме того, в их структуру входят три самостоятельных рода войск – воздушно-десантные, космические войска и ракетные войска стратегического назначения. 9. Важнейшим звеном системы безопасности России служат органы внутренних дел и внутренние войска. Работу этих органов возглавляет МВД РФ, которое действует на основе Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ. В состав этой системы входят: - министерства внутренних дел республик, главные управления и управления внутренних дел других субъектов РФ; - управления и отделы внутренних дел районов, городов, городских районов, закрытых административно-территориальных образований; - управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; - управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; - региональные управления по борьбе с организованной преступностью и др. В состав МВД включены также и внутренние войска. Основными задачами органов МВД РФ являются: - разработка и принятие мер по защите прав и свобод граждан России, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности; - организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; - совершенствование нормативно-правовой деятельности органов внутренних дел и обеспечения законности их деятельности и др. 10. Одно из важных мест в системе обеспечения безопасности занимает Федеральная служба безопасности РФ, представляющая собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий и задач по обеспечению безопасности РФ. Руководство деятельностью ФСБ осуществляет Президент РФ. Согласно Федеральному закону РФ «О федеральной службе безопасности» к органам ФСБ относятся: - федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности; - управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); - управления (органы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); - управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы), в подчинении которых, находятся пограничные войска; - другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ и пограничных войск (другие органы безопасности); -авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ. Основными принципами деятельности органов безопасности должны являться: - законность; - уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; - гуманизм; - единство системы органов ФСБ и пограничных войск, а также централизованное управление ими; - конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности. Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям: - контрразведывательная деятельность; - борьба с преступностью и террористической деятельностью; - разведывательная деятельность; - пограничная деятельность; - обеспечение информационной безопасности. Органы ФСБ обязаны; - информировать Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручению федеральные органы государственной власти, а также субъектов РФ об угрозах безопасности РФ; - выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ; - добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; - осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территорией РФ; - выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма; - разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ; - обеспечивать безопасность в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях, их органах управления, в органах внутренних дел, таможенных органах и т.д.; - обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; - обеспечивать безопасность федеральных органов государственной власти и субъектов РФ; - организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и в учреждениях за ее пределами; - участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; - проводить во взаимодействии с органами внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан РФ за ее пределами; - осуществлять меры по обеспечению защиты и охраны государственной границы РФ, экономических и иных ее законных интересов в пределах приграничной территории; - обеспечивать совместно с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ; - участвовать совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий; - выявлять на территории РФ радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также используемых в противоправных целях; - поддерживать мобилизационную готовность органов ФСБ и т.д. Учитывая важность задач и функций, выполняемых органами ФСБ, контроль за их деятельностью в пределах их полномочий, определяемых законодательством, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы. Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. В настоящее время приоритетными направлениями деятельности органов ФСБ являются борьба с терроризмом, участие в нормализации обстановки в Северо-Кавказском регионе, выявление и нейтрализация угроз конституционному строю России, помощь местным органам власти в стабилизации социально-политической и экономической обстановки, предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве, повышение эффективности борьбы с проявлениями организованной преступности. 11. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его история берет свое начало с 1990 г., когда в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения готовности органов госуправления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных ситуациях был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета. Впоследствии он был преобразован в Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям при Президенте РФ, а в 1991 г. – в Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Вскоре из-за сложности и масштабности решаемых задач возникла необходимость повышения эффективности федеральных органов управления этой сферой жизнедеятельности. В связи с этим 10 января 1994 г. Указом Президента РФ № 56 ГКЧС был преобразован в МЧС России, который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководит гражданской обороной, войсками ГО, поисково-спасательными службами МЧС. На основании возложенных на МЧС России задач оно осуществляет международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию: - сотрудничает с Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев, по доставке гуманитарных грузов, Комиссией ЕС в рамках международного четырехстороннего сотрудничества по Чернобыльской АЭС; - входит в Департамент ООН по гуманитарным вопросам, Международную организацию ГО (МОГО); - участвует в международной деятельности ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий, в международной деятельности Совета Европы. Между странами СНГ создан межгосударственный совет по ЧС. Одной из основных задач МЧС России является обеспечение функционирования и дальнейшего развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС призвана решать широкий круг задач по обеспечению безопасности, носящих общегосударственный характер и охватывающих все стороны жизнедеятельности РФ. МЧС России является одним из силовых ведомств, проводимые мероприятия, силы и средства которого являются составной частыо, одной из важнейших звеньев всей системы обеспечения безопасности России. Таким образом, государство обеспечивает свою безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами – политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и иными — на основе последовательной реализации политики национальной безопасности с учетом разграничения полномочий и обеспечения координации действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |