КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 3. Правоохранительная деятельность государства и система правоохранительных органов (2 часа)
Правоохранительная деятельность государства и система правоохранительных органов (2 часа) План лекции: 1. Сущность правоохранительной деятельности государства. 2. Принципы функционирования правоохранительного механизма. 3. Отличие правоохранительных органов от спецслужб и контролирующих органов. 4. Правоохранительные функции государственных органов. 1. Правоохранительная деятельность в государстве обусловлена, прежде всего, характером самого государства. Именно государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми, и создает систему органов, призванных охранять эти нормы от нарушений. Правоохранительная функция – отражает деятельность всего государственного аппарата и его органов. Эта функция является основным направлением деятельности и правоохранительных органов. Именно на основе соблюдения провозглашенных юридических норм у должностных лиц возникают соответствующие юридические обязанности. Сущность государства и сущность права — взаимосвязанные категории. Поэтому от сущности государства во многом зависят сущность тех норм, которые устанавливаются государством, методы и способы правовой охраны общественных отношений и тот уровень свобод, который становится реальностью в конкретном государстве. 2. В демократическом государстве принципиальное значение с точки зрения расширения прав и свобод личности приобретает проблема оптимального соотношения дозволений и запретов. Неверно было бы сказать, что дозволение – это всегда хорошо, а запрет – плохо. Дозволение тоже может быть использовано не только для добрых дел. Так правовая и моральная вседозволенность, бесконтрольное использование природных и материальных ресурсов, загрязнение окружающей среды – не есть благо. И назначение запретов также может быть различно, их можно адресовать чиновникам, но можно и гражданам. Они могут быть направлены на защиту общественных и личных интересов, прав и свобод граждан, а могут, наоборот, создавать ненужные ограничения. Запрет – это грань, отделяющая свободу от произвола, от вмешательства в личную жизнь. И для того чтобы эффективно охранять человека, его достоинство, права и свободы, нужно четко определить эту грань. Это непременное условие нормальной организации и нормального функционирования правоохранительной системы в демократическом правовом государстве. Соотношение дозволения и запрета может выражаться в двух противоположных принципах правового регулирования: «Все, что не запрещено — дозволено» и «Дозволено только то, что прямо разрешено законом». Использование первого принципа гражданами не должно допускать какой бы то ни было правовой неопределенности. Человек всегда должен знать, что дозволено, а что запрещено. Правоохранительные органы, будь то следственные органы, суд или прокуратура, должны действовать не иначе, как в соответствии с предписанием закона, т.е. неукоснительно придерживаться второго принципа. При этом речь идет именно о законе, ведь они выполняют определенные государственные функции. Поэтому отступление от принципа: «Дозволено только то, что прямо разрешено законом» чревато вторжением в сферу охраняемых законом интересов, прав и свобод граждан. Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан является конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна их реализация. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановление нарушенных прав, эта обязанность возлагается на правоохранительные органы. 3. В настоящее время среди правоведов нет единого мнения о том, какие органы относятся к правоохранительным. Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных органов к числу правоохранительных, важно дать определение правоохранительной деятельности. Необходимо уяснить, что правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, отличающих ее от сходных видов деятельности: - она осуществляется только с помощью юридических мер воздействия, к которым относятся меры правового принуждения и взыскания, регламентированные законом; - реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур; - ее реализация возлагается на специально создаваемые государственные органы. С учетом всего вышесказанного, правоохранительная деятельность — это регламентированная правовыми актами государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств специально уполномоченными органами путем применения регламентированных законом мер юридического воздействия. В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы», хотя оно употребляется в Конституции РФ, законах и других нормативных и ненормативных документах. Можно сделать вывод, что оно оформилось в процессе практической деятельности различных правовых структур. Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи, которые состоят либо в восстановлении нарушенного права, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенные права невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Таким образом, правоохранительный орган – это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств. Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными полномочиями, компетенцией, обладает организационной самостоятельностью. Однако его характерной особенностью является то, что правоохранительная деятельность для него является доминирующей. Особенность деятельности правоохранительного органа проявляется также во взаимодействии с другими правоохранительными органами и отдельными их подразделениями. Например, такая закономерность просматривается во взаимодействии судебных и следственных органов. Суд является самостоятельным органом судебной власти, в то время как следственный орган – лишь часть другого правоохранительного органа (внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предварительное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное следствие – это подсистема в системе правосудия. Из всего этого можно сделать вывод, что взаимодействие правоохранительных органов, согласованность их действий как друг с другом в целом, так и с отдельными их подразделениями, невозможно без системы правоохранительных органов, представляющей собой совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод граждан от противоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия. При этом необходимо помнить, что в этой системе каждый правоохранительный орган наделен специальной, предоставленной только ему компетенцией, хотя на первоначальном этапе деятельности по выявлению (проведение розыскных или оперативно-розыскных мероприятий) и предварительному следствию (производство неотложных следственных действий) противоправных деяний отдельным органом (например, милиции как полифункциональному органу) предоставлено право широкой компетенции. Борьба с преступностью — задача всего общества, всех его институтов. Ее успешный исход во многом зависит от эффективной правоохранительной системы, включающей в себя совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств. Правоохранительная система — понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные структуры. Это, прежде всего, механизм обеспечения, он состоит, во-первых, из системы органов законодательной (представительной) государственной власти и органов муниципального самоуправления, обеспечивающих принятие правовых актов, необходимых для осуществления правоохранительной деятельности; во-вторых, из системы юридических норм, в которых правоохранительная ориентация является доминирующей. И только тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необходимость в применении соответствующих мер юридического воздействия, подключаются правоохранительные органы. Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести: судебные органы, органы прокуратуры, органы МВД РФ, ФСБ РФ, таможенные органы, органы МЮ РФ. В правоохранительной деятельности существенную роль играют и правоохранительные организации: адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, Частные охранные и детективные структуры и т.д. Являясь негосударственными учреждениями, они непосредственно не входят в систему правоохранительных органов, но своей деятельностью призваны обеспечивать законность их деятельности. При этом необходимо подчеркнуть, что собственно правоохранительными среди вышеперечисленных органов являются судебные органы, органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия), министерства юстиции (служба судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы). Некоторые из них являются, как уже отмечалось ранее, спецслужбами, т.е. правоохранительными органами узкой (специальной) компетенции, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.). Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной. К числу таких органов можно отнести органы ФСБ. В системе правоохранительных органов можно выделить и контролирующие органы с элементами правоохранительной деятельности, например таможенные органы. Их деятельность является фискальной и связана с обеспечением экономической безопасности государства (взимание таможенных платежей и пресечение контрабанды). Правоохранительная функция в таможенных органах выполняется специальными подразделениями, входящими в так называемый правоохранительный блок. Отличие правоохранительных органов от спецслужб и контролирующих органов в целях их деятельности. Если для первых задача защиты прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп носит опосредованный (производный) характер, так как они являются органами предварительного расследования, которое обеспечивают оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных (следственных) действий. 4. По своему содержанию правоохранительная деятельность не является одноплановой. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых определяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. Каждая из этих функций направлена на достижение конкретных результатов. Для их выполнения существуют конкретные государственные правоохранительные органы и негосударственные правоохранительные организации. Т.о., под правоохранительными функциями понимаются основные направления деятельности правоохранительных органов. Функции – цели – органы: 1) конституционный контроль - устранение нарушений конституционных предписаний - Конституционный суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) осуществление правосудия и судебный контроль - справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, административных, арбитражных и уголовных дел, а также устранение нарушений закона, связанных с деятельностью государственных и административных органов и должностных лиц – суды, входящие в судебную систему РФ; 3) прокурорский надзор – выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования – органы прокуратуры РФ; 4) выявление и расследование преступлений и правонарушений – выявление и установление обстоятельств преступлений, правонарушений и лиц, причастных к их совершению – оперативные подразделения МВД РФ, ФСБ РФ, таможенных и других органов, органы предварительного следствия и дознания; 5) охрана общественного порядка – охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности – милиция общественной безопасности; 6) организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений – создание условий для независимого осуществления правосудия и исполнения судебных решений по уголовным, гражданским и арбитражным делам – судебные приставы и органы уголовно-исполнительной системы МЮ РФ; 7) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам – предоставление квалифицированной юридической помощи – адвокатура.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |