Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8




Негосударственная и общественная система безопасности жизнедеятельности, ее содержание

и структура (2 час)

План лекции:

1. Предпосылки возникновения и структура общественной системы общегосударственной безопасности.

2. Сущность и задачи общественной системы общегосударственной безопасности.

3. Классификация НГСБ.

4. Взаимоотношения государственной власти и общества на современном этапе.

1. Как подчеркивается в Законе РФ «О безопасности», в систему безопасности наряду с органами законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, государственными организациями и объ­единениями, а также гражданами входят и общественные струк­туры, которые в соответствии с законом принимают участие в обеспечении безопасности.

Негосударственные и общественные организации и объединения являются субъектами безопасности и обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. При этом государство обеспечивает правовую и социальную защиту негосударственным и общественным органи­зациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Массовое возникновение и конституциирование негосударст­венных и общественных организаций и движений, по мнению специалистов, достаточно убедительный показатель ее демокра­тизации. Создание подобных организаций в сфере обеспечения без­опасности обусловлено тем, что государственные органы, при­званные обеспечивать безопасность в различных сферах жизне­деятельности, в сложившейся после распада СССР ситуации оказались дезорганизованными и неспособными эффективно обеспечить многообразные и весьма сложные задачи безопасно­сти. Поэтому общество, остро чувствуя свою незащищенность, начало напрямую, без посредничества государства, предпринимать шаги в плане обеспечения своей безопасности.

2. Роль и место негосударствен­ных и общественных структур определяются их социально-полити­ческой сущностью и способностью решать конкретные задачи, такие, как:

- упреждать о появлении источников опасности и нарастании угроз;

- выявлять и предупреждать возникновение кризис­ных ситуаций, конфликтов и противоречий;

- защищать права и свободы граждан­;

- формировать общественное мнение и воздействовать на него;

- осуществлять общественный контроль за деятельностью органов власти и управления;

- вовлекать граждан в практическую деятельность по обеспечению общенациональной безопасности, достижению мира и согласия;

- бороться с социальными и моральными пороками, коррупцией, служебной безответственностью и некомпетентностью государст­венных служащих;

- развивать гражданское самосознание, творчество, инициа­тиву.

Исключительное значение для становления негосударственных структур безопасности (НГСБ) имело создание в 1990 г. неправительственного общест­венного международного объединения — Фонда национальной и международной безопасности.

3. Все НГСБ можно классифицировать в зависимости от их правового статуса и масштабов деятель­ности, сферы приложения сил, состава учредителей и целей учреждения, специфики финансирования.

По своему правовому статусу и масштабам деятельности НГСБ подразделяются: на международные, общероссийские, межреспубликанские, межрегиональные и местные.

В зависимости от сферы приложения сил различают следующие НГСБ: национальной, экономической, политической, военной, технологической, информационной, гуманитарной, этносоциаль­ной, экологической и т.д. безопасности.

По составу учредителей и целям учреждения различают такие НГСБ, как:

- сословные возрожденческие структуры (Союз офицеров, Военно-исторический клуб, Дворянское собрание, казачьи фор­мирования и т.д.);

- организации ветеранов войны в Афганистане;

- «дочерние» структуры правоохранительных органов;

- структуры безопасности региональных и местных органов власти (Национальная гвардия, отряды местной самообороны и др.).

В зависимости от специфики финансирования различают НГСБ:

- структуры безопасности коммерческих предприятий (выполне­ние охранных, охранно-сыскных функций, оказание юридических и информационно-аналитических услуг);

- аварийно-спасательные службы в ведении государственных комиссий по ЧС и соответствующее финансирование;

- военно-патриотические объединения, осуществляющие моральную и физическую подготовку к службе в армии, что определяет и характер их финансирования: это государственные субсидии, благотворительная помощь, допущение определенной коммерческой деятельности.

Новым явлением для общественной жизни России стала дея­тельность организаций и движений военнослужащих ВС РФ и правоохранительных органов (действующих и запаса), среди ко­торых можно назвать Всероссийское общественное движение офицеров за возрождение России, Союз офицеров, Фонд социальной адаптации и защиты военнослужащих, Союз моряков-подводников, Солдаты Отечества, Военные за демократию и др.

Важное место в структуре негосударственных правоохранитель­ных организаций занимают адвокатура, частные нотариальные конторы, коммерческие юридические службы и частные юрис­консульты, частные детективные и охранные предприятия, служ­бы безопасности коммерческих предприятий и т.д.

К общественным правоохранительным организациям можно отнести комиссии по делам несовершеннолетних и охране их прав при органах местного самоуправления и субъектов РФ, наблюда­тельные комиссии при этих органах, дружины по охране общест­венного порядка и дорожного движения. Хорошо себя зарекомен­довали и недавно созданные Общественная палата РФ и общест­венные советы при силовых структурах.

4. Вопрос о создании общественной системы безопасности связан с проблемой отношения государст­венной власти и общества, попытками уравновесить их воздействие друг на друга. Сегодня государство все еще подменяет общество, видя в нем, опасного для себя оппонента. Однако для граждан РФ проблема безопасности является доминирующей сегодня, и самоорганизация общества наиболее продуктивно может идти через создание структур общественной системы без­опасности. Эта система может стать и «обществен­ной почвой» для государственной системы безопасности, так как без подобной «общественной почвы» силовые структуры будут слепыми исполнителями воли властных структур, предметом их манипуляций ради собственной выгоды, опасными для народа и в то же время беззащитными от произвола властей.

У силовых структур и общественных организаций, взявших на себя обеспечение безопасности, есть много общих точек соприкосновения вза­имных интересов — начиная от защиты жизни, здоровья, имущест­ва, прав граждан и заканчивая участием в законотворчестве по проблемам безопасности, анализе ситуации и выработке рекомен­даций для соответствующих государственных и общественных структур.

Весьма значимым для общества является взаимодействие си­ловых структур и структур общественной системы безопасности в области информации. Силовые структуры могут снабжать информацией НГСБ своими ба­зами данных, тем самым значительно расширяя и свои возможности по ее реализации, что разширило бы информационное поле безопасности.

В основе деятельности всех структур НГСБ лежат два принци­па: содействие обеспечению безопасности и стремление к само­стоятельности. Их деятельность дает надежду на защиту интересов граж­дан, а в ряде случаев — и государства в условиях несоответствия направленности деятельности власти объективным общественным интересам.

Однако необходимо помнить, что при юридической необеспе­ченности деятельности организаций НГСБ, слабом контроле за их деятельностью со стороны государственных органов власти в условиях нестабильности политической и экономической си­туации весьма велика вероятность использования сил и средств НГСБ в общест­венно опасных целях. Структурные противоречия процесса становления сил НГСБ еще в большей мере увеличивают риск потери контроля над си­туацией. Органы власти некоторых субъектов РФ (Чечня, Ингу­шетия, Дагестан) и местные органы власти (казачьи поселения) сейчас создают свои военизированные подразделения, которые, по сути, не подчиняются вышестоящим властным структурам. В этом случае происходит нарушение субординации сил и рассогласова­ние деятельности организаций НГСБ, ориентированных на разные органы государственной власти.

Организации НГСБ должны иметь свою правовую «вертикаль» и не подчиняться иным структурам правопорядка, кроме прокуратуры, хотя функциональное пространство с го­сударственными структурами безопасности у них во многом сов­падает. Например, если провести некоторые аналогии, то видно, что казачьи формирования могут вполне выполнять роль погра­ничной стражи и милиции, а охранно-сыскные структуры — вое­низированной охраны (ВОХР) и криминальной милиции.

Подобное вытеснение требует четкого юридического обоснования, разграничения пол­номочий и функций традиционных структур безопасности, ори­ентированных на государство, и новых негосударственных, а также уровня их материального обеспечения. И современные российские реалии говорят о том, что в настоящее время целесообразнее всего строить систему взаимоотношений двух функционирующих струк­тур на принципе взаимодополнения, а не взаимоисключения.

Все это должно стать основой для формирования современной российской системы безопасности, которая должна строиться на нормативно-правовой базе, основанной на балансе интересов всех слоев нашего общества. Без этого безопасность личности, обще­ства и государства просто немыслима и может привести к серьез­ным противоречиям между государственной и негосударственной системой безопасности, криминализации общества и кризису государственности, как это уже имело место накануне распада СССР.


Лекция № 9 -10

Государственные органы охраны правопорядка (4 часа)

План лекции:

1. Роль милиции в системе ОВД.

2. Правоохранительная деятельность ФСБ.

3. ФСНК как новая структура в правоохранительной системе.

4. Таможенные органы РФ.

5. Органы дознания и предварительного следствия.

6. Оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов.

1. Одно из центральных мест среди правоохранительных органов, имеющих важное значение в правоохранительной системе РФ, занимают органы внутренних дел (ОВД). Они выполняют значительный объем рабо­ты по борьбе с преступностью и другими правонарушениями, по обеспечению законности, защите прав и свобод человека, охране общественного порядка, законных интересов государственных и негосударственных предприятий и организаций различных форм собственности, трудовых коллективов.

Систему органов внутренних дел возглавляет МВД РФ.

Одним из структурных подразделений ОВД является милиция, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в РФ. Правовой основой ее деятельности являет­ся Закон РСФСР от 18.04.1991 «О милиции». В этом законе впер­вые был урегулирован правовой статус милиции, определены ее организационная структура, а также место и роль в обществе и государстве. На уровне закона получили правовое толкование общественные отношения, касающиеся правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, а также интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. С принятием этого закона в деятельности милиции произошел ряд кардинальных изменений.

Милиция — это система государственных органов исполни­тельной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государст­ва от преступных и иных противоправных посягательств и наде­ленных правом применения мер принуждения.

Законом на милицию возложены следующие задачи:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- предупреждение и пресечение преступлений и администра­тивных правонарушений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- оказание помощи в установленных законом пределах граж­данам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, орга­низациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

В соответствии с законом милиция включает в себя криминаль­ную милицию и милицию общественной безопасности.

Криминальная милиция решает следующие основные задачи:

- предупреждение, пресечение и раскрытие наиболее опасных преступлений, по которым предварительное следствие обяза­тельно;

- организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, и иных лиц и в случаях, предусмотренных законодательством.

Для решения указанных задач в составе криминальной мили­ции созданы подразделения: уголовного розыска; по экономиче­ским преступлениям; оперативно-технические; оперативно-по­исковые и др., призванные выполнять задачи криминальной милиции, а также оказывать в необходимых случаях помощь милиции общественной безопас­ности в выполнении ее задач.

Начальники криминальной милиции назначаются и освобож­даются от нее начальником вышестоящего ОВД. Начальники криминальной милиции одновременно являются заместителями начальника соответствующего ОВД.

В связи с тем, что деятельность криминальной милиции на­правлена прежде всего на обеспечение государственных интересов и нуждается в независимости от влияния местных властей, закон вывел криминальную милицию из подчинения местных админи­страций, сохранив ее подчинение и подконтрольность только по вертикали — вышестоящему органу внутренних дел.

Милиция общественной безопасности (местная милиция) в отличие от криминальной призвана решать несколько иные задачи:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и администра­тивных правонарушений;

- раскрытие и расследование преступлений, для которых про­изводство предварительного следствия не обязательно;

- оказание (в пределах компетенции милиции) помощи граж­данам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, орга­низациям и общественным объединениям.

В общей численности органов милиции милиция обществен­ной безопасности составляет примерно 60 %. В ее состав входят: дежурные части; Государственная инспекция безопасности до­рожного движения (ГИБДД); патрульно-постовая служба (ППС); участковые инспекторы; подразделения охраны объектов по до­говорам (вневедомственная охрана — ОВО); изоляторы времен­ного содержания задержанных и заключенных под стражу (ИВС); отряды милиции особого назначения (ОМОН); подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; подраз­деления дознания; паспортно-визовая служба и др.

Деятельность милиции общественной безопасности подчиня­ется и подконтрольна не только вышестоящему ОВД, но и мест­ным администрациям, т.е. в данном случае имеет место двойное подчинение. Вместе с тем местная администрация не вправе вме­шиваться в уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность и в производство по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время местная администрация вправе создавать, реорганизовать и ликвидировать по согласованию с МВД РФ подразделения милиции, содержащиеся за счет местного бюджета, увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, а также устанавливать дополнительную штатную чис­ленность подразделений милиции общественной безопасности.

Начальник милиции общественной безопасности является заместителем начальника ОВД. Он утверждается в должности и освобождается от нее главой местной администрации по пред­ставлению начальника ОВД.

Таким образом, органы местного самоуправления получили ряд возможностей реально влиять на деятельность милиции об­щественной безопасности. И все же пока нельзя отождествлять ее с муниципальной милицией в «чистом» виде, поскольку двойное подчинение и подконтрольность милиции общественной безопас­ности, т.е. подчинение не только органам местного самоуправ­ления, но и вышестоящему ОВД, сохраняется. Более того, пока еще большая часть милиции общественной безопасности содер­жится за счет бюджетов РФ и субъектов РФ. Поэтому милиция общественной безопасности представляет собой переходную сту­пень к муниципальной милиции.

Учреждение в перспективе муниципальной милиции, подчи­ненной органам местного самоуправления, наряду с федеральной милицией, подчиненной МВД РФ, позволит создать оптимальную модель милицейской системы, обеспечивающей в своей деятель­ности разумное сочетание интересов государства и местного са­моуправления.

2. Составной частью сил обеспечения безопасности РФ и одним из правоохранительных органов является Федеральная служба безопасности РФ.

Остановимся именно на правоохранительной деятельности ФСБ.

В Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» отмечается, что одним из направлений ее деятельности является борьба с преступностью и террористической деятельностью. Это направление деятельности ведется в соответствии с законодатель­ством РФ путем осуществления оперативно-розыскных мероприя­тий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной пре­ступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркоти­ческих средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законом к ее ведению, а также по выявлению и предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильствен­ное изменение конституционного строя РФ.

3. Новым для РФ правоохранительным органом стала Федераль­ная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН).

Основными задачами ФСКН являются:

- обеспечение в пределах своей компетенции контроля за обо­ротом наркотических средств, психотропных веществ и осущест­вление мер по противодействию их незаконному обороту;

- участие в разработке и реализации государственной полити­ки в области оборота наркотических средств, психотропных ве­ществ, а также противодействия их незаконному обороту;

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и пред­варительное расследование преступлений, отнесенных законода­тельством РФ и подследственных органам наркоконтроля;

- создание и ведение единой базы данных по вопросам, каса­ющимся оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также противодействия их незаконному обороту;

- координация деятельности федеральных органов исполни­тельной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

- осуществление в соответствии с международными договора­ми РФ взаимодействия и информационного обмена с междуна­родными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту нар­котических средств и психотропных веществ, а также представле­ние интересов РФ в международных организациях по данному вопросу.

4. В системе правоохранительных органов, осуществляющих за­щиту экономического суверенитета и экономической безопасно­сти государства, особое место занимают таможенные органы РФ. На эти органы возложено осуществление таможенной политики РФ, а также порядок и условия перемещения через государственную границу РФ това­ров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие сред­ства таможенной политики.

Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пре­делах таможенной территории и таможенной границы РФ.

Таможенные органы РФ составляют единую систему, в кото­рую входят: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК); региональные таможенные управления РФ; таможни РФ; тамо­женные посты РФ. В эту систему входят также таможенные лабо­ратории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведе­ния, вычислительные центры и другие организации, подведомст­венные ГТК РФ.

Полномочия таможенных органов определены Таможенным кодексом РФ, Законом РФ от 21.05.1993 «О таможенном тарифе», другими законами РФ, указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ с учетом характера возлагаемых на эти органы функций.

Таможенная деятельность — сложное комплексное явление, тесно связанное с внешней и внутренней политикой РФ. В процессе ее осуществления реализуются экономические и правоохранительные цели.

Экономические цели таможенной деятельности связаны с осу­ществлением таких функций таможенного дела, как фискальной, связанной с пополнением доходной части государственного бюд­жета за счет взимания таможенных платежей, и регулятивной, призванной посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничении, лицензирования, квотирования стимули­ровать развитие национальной экономики, защищать отечествен­ный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.

Правоохранительные цели таможенной деятельности направ­лены на обеспечение безопасности страны (защиту ее государст­венной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и расте­ний, окружающей природной среды; защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечение незаконного оборо­та наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.

Таможенные органы призваны также оказывать содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконно­го вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.

Правоохранительная деятельность таможенных органов про­является в том, что они, являясь органами дознания, проводят расследование по делам о преступлениях, производство по кото­рым отнесено к их компетенции. В их числе: контрабанда; неза­конный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран; уклонение от уплаты таможенных платежей; нарушение таможенного законодательства РФ и другие.

При обнаружении признаков преступлений, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов, соответ­ствующий таможенный орган возбуждает дело и, руководствуясь нормами УПК РФ, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступлений и обнаруже­ния лиц, его совершивших. Затем уголовное дело для дальнейше­го расследования передается следователю по подследственности.

При уклонении от уплаты таможенных платежей таможенные органы проводят расследование в полном объеме и направляют материалы дознания в суд.

Непосредственно функции дознания в таможенных органах реализуют только подразделения по борьбе с контрабандой и на­рушениями таможенных правил. Для этих целей в территориаль­ных таможнях создан так называемый правоохранительный блок, в который входят следующие отделы: дознания, оперативно-розыскной, таможенных расследований, оперативно-поисковый и исполнения постановлений. Возглавляет этот «блок» замести­тель начальника таможни по борьбе с таможенными преступле­ниями.

В случае выявления фактов нарушения таможенных правил таможенные органы могут применять меры административного воздействия: предупреждение; штраф; отзыв лицензии или ква­лификационного аттестата, выдаваемых таможенными органами на осуществление определенного вида деятельности в сфере та­моженного дела; взимание стоимости товаров и транспортных средств; конфискация товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей.

Применению административной ответственности, как прави­ло, предшествует проведение производства по делу о нарушении таможенного правила, которое проводится в соответствии с ТК РФ либо с законодательством РФ об административных право­нарушениях.

Надзор за соблюдением законов в деятельности таможенных органов осуществляет транспортная прокуратура.

5. В РФ по большинству уголовных дел до рассмотрения их в суде производится предварительное расследование, представляющее собой урегулированную уголовно-процессуальным законом пра­воохранительную деятельность органов предварительного след­ствия и дознания, направленную на раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия в дея­нии состава преступления, изобличения и привлечения к уголов­ной ответственности лиц, причастных к его совершению.

Эта деятельность является основой судебной деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных дел, поскольку в процес­се судебного разбирательства суд, несмотря на его независимость, при принятии решений использует данные, полученные в ходе предварительного расследования.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ, органов ФСКН. В исключительных случаях его могут осуществлять на­чальники следственных отделов и прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователя.

Систему органов предварительного следствия составляют следователи различных ведомств. Как уже отмечалось ранее, в настоящее время принято решение о создании единого след­ственного органа — Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ, который призван объединить следователей всех правоохранительных органов (прокуратуры, ОВД, ФСБ, ФСКН).

На органы предварительного следствия в соответствии с уго­ловно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

- обнаружение преступлений, изобличение лиц, причастных к их совершению;

- всестороннее, полное и объективное исследование всех об­стоятельств дела;

- обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разби­рательства;

- обеспечение законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемых;

- обеспечение участия обвиняемого и других участников про­цесса в производстве по уголовному делу;

- установление наличия или отсутствия ущерба, причиненно­го преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

- выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Вторым видом предварительного расследования является до­знание. Его производство основывается на том же законодатель­стве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридиче­ское значение, как и акты следователя.

Вместе с тем, помимо выполнения общих с органами предвари­тельного следствия обязанностей, на органы дознания возлагается производство необходимых оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятель­ной функции органов дознания, предусмотренной уголовно-про­цессуальным законодательством.

К органам дознания относятся:

- милиция;

- командиры воинских частей, соединений и начальники во­енных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанны­ми во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими ВС РФ в связи с исполне­нием служебных обязанностей или в расположении части, соеди­нения, учреждения;

- органы ФСБ — по делам, отнесенным законом к их ведению;

- начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудни­ками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

- органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

- пограничные органы ФСБ России — по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континен­тальном шельфе РФ;

- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

- федеральные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по делам, отнесенным законом к их ведению;

- таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмот­ренных законодательством РФ.

 

Должностное лицо, которому начальник органа дознания по­ручил производство дознания по уголовному делу, имеет статус лица, производящего дознание. Следует иметь в виду, что именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обя­занности. Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, несут как начальник органа до­знания, так и лицо, производящее дознание.

Уголовно-процессуальный закон различает две формы дозна­ния:

- по делам с обязательным производством предварительного следствия;

- по делам без обязательного производства предварительного следствия.

В первом случае предварительное расследование, начатое ор­ганом дознания, состоит из производства неотложных след­ственных действий по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, за­держание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свиде­телей). О начале производства дознания по таким делам орган дознания в обязательном порядке должен немедленно уведомить прокурора. Данную форму дознания закон ограничивает 10-днев­ным сроком со дня возбуждения уголовного дела, после чего дело немедленно передается по подследственности следователю.

Вторая форма дознания предполагает проведение расследо­вания уголовного дела органом дознания в полном объеме, закан­чивая его составлением обвинительного заключения или вынесе­нием постановления о прекращении производства по делу.

Уголовно-процессуальный закон устанавливает некоторые особенности, отличающие дознание от предварительного след­ствия:

- срок проведения дознания — 1 месяц;

- по окончании дознания материалы уголовного дела предъяв­ляются для ознакомления только обвиняемому, другие участники процесса лишь уведомляются об окончании дознания;

- обжалование органом дознания указаний прокурора, в отли­чие от жалобы следователя, во всех случаях не приостанавливает их исполнение.

Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процес­суальные функции:

- рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о пре­ступлениях;

- дознание;

- досудебную подготовку материалов в протокольной форме;

- производство следственных и розыскных действий по пору­чению следователей;

- оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

Таким образом, расследование преступлений в отличие от ор­ганов предварительного следствия не является единственной функцией органов дознания. Однако в их процессуальной деятельности производство дознания имеет наибольшее значение. При этом все органы дознания обладают равными процессуальными правами, действуя в пределах своей компетенции.

6. Ответственные задачи по обеспечению правопорядка решают и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятель­ность (ОРД), под которой понимается вид деятельности, осущест­вляемой гласно и негласно оперативными подразделениями госу­дарственных органов, уполномоченных на то законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 «Об опе­ративно-розыскной деятельности» такую деятельность вправе осуществлять оперативные подразделения ОВД, ФСБ, федераль­ной службы охраны (ФСО), пограничной службы, таможенной службы, службы внешней разведки, МЮ РФ.

Задачами ОРД являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие пре­ступлений, а также выявление и установление лиц, их подготав­ливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов до­знания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создаю­щих угрозу государственной, военной, экономической или эко­логической безопасности РФ.

При осуществлении ОРД проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследо­вание предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участ­ков местности и транспортных средств, контроль почтовых от­правлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание теле­фонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, опера­тивный эксперимент.

Оперативно-розыскные действия проводятся соответствующи­ми органами самостоятельно, а также по поручениям следователя, органа дознания и указаниям прокурора или определениям суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан, допускается на основании су­дебного решения и при наличии информации о преступлении.

Оперативно-розыскные мероприятия вместе со следственными действиями направлены на борьбу с преступностью и носят пра­вовой характер. Однако они имеют существенные различия, ко­торые проявляются в следующем:

- различна правовая база их производства, ибо следственные действия проводятся в соответствии с нормами УПК, а оператив­но-розыскные мероприятия осуществляются на основании зако­на об ОРД и подзаконных актов;

- различны пределы производства этих действий, так как след­ственные действия проводятся только после возбуждения уголов­ного дела, а оперативно-розыскные могут проводиться и до его возбуждения;

- различны и результаты этих действий: в результате следствен­ных действий получаются доказательства, а в результате опера­тивно-розыскных — лишь сведения, которые станут доказатель­ством только после закрепления их процессуальным путем.

Надзор за законностью производства этих действий возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров.

В обеспечении правоохранной деятельности важное место занимают органы юстиции — совокупность правоохранительных органов и их ядро — органы уголовной юстиции (суд, прокурату­ра, органы предварительного расследования). Они представляют собой важнейшую составную часть всей государственной системы воздействия на преступность.

Каждый из них выполняет самостоятельные, только ему свойст­венные функции. Органы расследования обязаны полно и всесто­ронне исследовать обстоятельства совершенного общественно опасного деяния. Прокуратура осуществляет надзор за исполне­нием законов следственными органами. Суд призван справедливо и на основе закона разрешать судебные дела.

И, тем не менее, несмотря на существенные различия в компе­тенции, их связывает общая функция — борьба с преступностью.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.