Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественно-экономические формации и типы государств

Типология государства

Формационный подход Цивилизационный подход

 

2. Формационный подход в типологии государства основан на марксистском учении о смене общественно-экономических фор­маций. По мнению представителей данного подхода (К. Марк­са, Ф. Энгельса), именно базис, т.е. тип производственных отношений, является фактором общественного развития. Отсю­да государство как элемент надстройки над экономическим базисом полностью зависит от базиса — совокупности про­изводительных сил и производственных отношений, поэтому государства определенной общественно-экономической форма­ции, кроме первобытнообщинной, где государства не было, су­щественно отличаются от государств другой общественно-эко­номической формации. В зависимости от типов экономическо­го базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуаз­ный, социалистический типы государств. В последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и профеодализм.

Общественно-экономическая формация — это социальная сис­тема, базирующаяся на том или ином способе производства материальных благ и его основе — форме собственности. Вла­дение собственностью является определяющим критерием для осуществления властных полномочий и рассматривается как основная причина классового расслоения общества.

Основными историческими типами государств в соответ­ствии с формационным подходом являются государства эксплуататорского типа (рабовладельческие, феодапьные, буржуаз­ные), характеризуемые наличием частной собственности (ра­бы, земля, средства производства, прибавочный капитал) и непримиримыми противоречиями между классом угнетателей и классом угнетенных.

Первобытнообщинная формация (догосударственная стадия развития общества) Рабовладельческая формация (рабовладельческое государство) Феодальная формация (феодальное государство) Буржуазная формация (буржуазное государство) Коммунистическая формация (социалистическое государство)

Нетипичным для формационного под­хода является социалистическое государство, возникающее в результате победы пролетариата над буржуазией и знаменую­щее собой начало перехода от буржуазной к коммунистичес­кой (безгосударственной) общественно-экономической форма­ции. В социалистическом государстве на смену частной соб­ственности на средства производства приходит собственность государственная (общенародная); противоречия между класса­ми перестают носить антагонистический характер; имеет мес­то тенденция к слиянию основных классов (рабочих, крес­тьян, социальной группы — трудовой интеллигенции) и образо­ванию социально однородной общности — советских людей; государство продолжает оставаться "силовым механизмом при­нуждения", однако меняется характер: из аппарата порабо­щения одного класса другим государство превращается в ин­струмент обеспечения и защиты интересов сообщества на меж­дународной арене, гарантий и правопорядка в самом государ­стве[3].

 

3. В связи с приобретением Казахстаном независимости и изменением идеологических и политических ориентаций в нашей стране формационный кри­терий типологии государств стал некоторыми теоретиками под­вергаться сомнению. В противовес марксистско-ленинскому формационному подходу к типологии государств в настоящее время выдвигается цивилизационный, который базирует­ся на истории развития цивилизации.

Цивилизационный подход (автор – немецкий юрист Рудольф Йеринг) в типологии государства заключа­ется в том, что за основу классификации государства и правовых систем берутся не вышеперечисленные критерии, и в частности принадлежность государств и правовых систем к той или иной общественно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации.

При этом за основу понятия "цивилизация" берутся не материальные, социальные или иные подобные элементы, а исключительно духовные факторы.

Цивилизация (от лат. civilis — "гражданский") — это социокультурная система, включающая, как социально-экономи­ческие условия жизнедеятельности общества, так и этничес­кие, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, соци­альной и духовной свободы личности.

В литературе, исходя из типов цивилизации, выделяют госу­дарства первичной цивилизации и государства вторичной цивилизапии.

Для государства первичной цивилизации (древнеегипетской, шумерской, иранской, японской и др.) характерны такие осо­бенности, как существенная роль государства и соединение государства с религией в политико-религиозный комплекс.

Цивилизация (концепция Н. Я. Данилевского)

Китайская Египетская Ассирийско-вавилонская, халдейская или древнесемитскаяИндийская Иранская Еврейская Греческая Римская Новосемитская (аравийская) Германо-романская (европейская)

 

Цивилизация (концепция А. Дж. Тойнби)

Египетская Китайская Западная Православная Арабская Мексиканская Иранская Сирийская Дальневосточная и др.

Цивилизация (этничсская концепция А.Н. Гумилева)

Фаза подъема (резкий pocт всех видов акгивности. "завоеванис местa под солнцем")   Фаза акмагическая (наивысшее напряжение пассио­нарносги, пoгaшаемое подчас за счег внутренних конфликтов)   Фаза надлома (рост числа свсрхпассивных сограждан, острые конфликты внутри этнической системы)   Фаза инерции (укрепление государсгвенпой власти, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей)   Фаза обскурации (формирование общества потреб­ления, предшествующего гибели этнической сис­темы)   Фаза регенерации (возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин)  

В государствах вторичной цивилизации (западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамери­канской и др.) появилось отчетливое различие между государ­ственной властью и культурно-религиозным комплексом, пра­вовое положение главы государства было двойственным: с одной стороны, правитель достоин всякого повиновения, а с дру­гой — его власть должна соответствовать законам, иначе она незаконна.

 

4. Современная наука, опираясь на принцип плюрализма, применяет оптимальное сочетание формационных, цивилизационных и других критериев при типологии государств. Каждый подход имеет свои достоинства, их совокупность позволяет учесть все многообразие типов и видов государств.

В соответствии с формационной типологией все государства под­разделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские. К последним относятся только социалистические государства.

Достоинства данной типологии, как считает А.В. Малько, сводятся к следующему:

— во-первых, продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действи­тельно весьма существенно влияют на общество;

— во-вторых, она показывает поэтапность, естественно-исто­рический характер развития государства.

В то же время, по мнению А.В. Малько, она во многом прямолинейна, характеризуется излишней запрограммирован­ностью, между тем история многовариантна и далеко не всег­да "вписывается" в начерченные для нее схемы; недооценива­ются духовные факторы (религиозные, национальные, культур­ные и т.п.).

Значение цивилизационного подхода состоит в том, что он предоставляет возможность раскрыть сущность любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход не только требует познания прошлого через все формы деятельности человека (трудовую, политическую, социальную), но и учитывает также все многообразие общественных связей. При таком подходе человек стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность со всеми ее достоинствами и недостатками.

Значение цивилизационного подхода состоит еще и в том, что он учитывает как противостояние классов в общественно-политической жизни, так и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей. Иначе говоря, речь идет не только о выявлении классовых противоречий, но и об общности духовных принципов, которыми руководствуется человек в различных сферах своей жизнедеятельности. Все это позволяет формировать такие нормы взаимодействия людей, которые жизненно необходимы социальной и культурной группам, побуждая их оставаться в пределах (границах) единой целого.

Таким образом, цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только орудие политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми.

Государство является важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

По мнению А.В.. Малько, слабыми сторонами цивилизационного подхода являются:

а) недооценка социально-экономических факторов;

б) по сути дела, это типология не столько государств, сколько обществ.

Современное правоведение применяет для типологии государств оба подхода (формационный и цивилизационный) в совокупности их положительных сторон, выделяя, например, рабовладельческое государство античной цивилизации.

Кроме рассмотренных нами разновидностей государств на основе других критериев классификации можно выделить и иные типы. Например, по политическому режиму, господству­ющему в государствах, их можно классифицировать на демо­кратические и авторитарные. По уровню развития политичес­ких систем общества выделяются примитивные, традиционные и современные государства. По особенностям национального исторического развития — государства западной и восточной цивилизации. По тому, как государства связаны с религией, их можно подразделить на светские и теократические, причем среди теократических государств можно выделить различные группы. Так, в шиитских исламских государствах главы госу­дарств присягают только на Коране, а в суннитских — на Кон­ституции и Коране одновременно.

Развитие теории государства и права может привести и к другим основаниям типологии государств.

Критерии (основания) для классификации (типологии) государств

 

Форма правления политический режим административно- территьориальное устройство Уровень развития политических систем общества
Монархия: абсолютная, конституционная (парламентарная, дуалистическая). Республика: президентская, смешанная, парламентская Тоталитарное Авторитарное Либеральное Демократическое Унитарное Федеративное Примитивные Традиционные Современные

 

Особенности национального развития Связь государства с религией Приоритетные функции Устойчивость политической жизни
Государства западной цивилизации. Государства восточной цивилизации Светское Теократическое Военное (полицейское) Правовое Социальное Стабильные государства. Неустойчивые государства.

 

Истории известны также и различные пути смены типов государств: революция, эволюция, конвергенция.

Революция — коренной поворот в жизни общества, означаю­щий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрес­сивного общественного строя.

Эволюция — это медленные, постепенные количественные изменения жизни общества.

Конвергенция — это смешанное сочетание в некоем новом качестве признаков различных типов государств. В качестве примера обычно приводят конвергированное государство Швей­цария.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие критерии использует современная юридическая наука при классификации государств?

2. Сущность формационного подхода в типологии государств.

3. Сущность цивилизационного подхода в типологии государств.

4. Какие достоинства и недостатки имеет формационный подход?

5. Какие достоинства и недостатки имеет цивилизационный подход?

6. Выявите особенности государств первичной и вторичной цивилизации.

7. Какие типы цивилизаций выделял А.Дж. Тойнби?

8. Какие типы государств выделял Р.Давид?

9. Что понимается под «типом государства»?

10. Что понимается под «азиатским способом производства»?

11. Что вы знаете о «степной» цивилизации?

 

ТЕМА 6. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

ПЛАН:

1. Понятие государства;

2. Общесоциальные задачи государства;

3. Признаки государства, отличающие его от других организаций общества;

4. Методы осуществления государственной власти;

5. Сущность принципа разделения властей;

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марченко М.Н. теория государства и права. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М., 2005.

2. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.- М., МГУ, 1998

3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М., 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Байтин М.И. Государство и политическая власть.- Саратов, 1972.

2. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах.-М., 1998. С.52-54.

3. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. № 7.

4. Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 г.- Алматы, 2002.

5. Конституционные законы Республики Казахстан о Президенте, о Парламенте, о Правительстве, о референдуме, о выборах.- Алматы, 1999.

6. Лебедев В.А., Маркина Е.А. Теория государства и права. Конспект лекций.- М.,2003. С.64-70.

7. Раянов Ф.М., Гарданов А.Ш. Размышления о государстве. – Уфа, 1994. С.30-31.

8. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений/ Под ред.А.У.Бейсеновой.- Алматы, 2006.С.42-45.

9. Чиркин В.Е. Основы государственной власти.- М.,1996.

10. Шеретов С.Г. Конституционное право Республики Казахстан. Краткий курс. Учеб. пособие. – Алматы, 2002. С. 17-19.

1. Практически все проблемы теории государства и права прямо или косвенно связаны с категорией «сущность государства». Как считают доктора юридических наук К.Д. Жоламан и К.А. Жиренчин - сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно: регулировать общественные отношения, управлять обществом.

С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной теории государства и права принято различать две стороны сущности государства, поскольку управление обществом может осуществляться государством, как в интересах всего населения, так и в интересах отдельных классов или социальных групп:

- государство есть особая организация власти, которая выступает в качестве инструмента организации жизни общества, средства управления им с учетом, прежде всего, общественных интересов;

- государство может служить орудием насилия в руках меньшинства (части общества) для подавления большинства (части общества) населения (эксплуатируемых классов или бывших эксплуататорских), является средством реализации интересов относительно немногочисленных социальных групп, которым принадлежит экономическая или политическая власть.

Эти две стороны сущности в различных сочетаниях присутствуют во всех государствах. На разных этапах развития государства менялась его сущность в зависимости от решаемых государством общесоциальных и классовых задач. Так сущность рабовладельческого и феодального государства определяется как классовая, а современного государства (наиболее развитого) – общесоциальная (общенародная).

Однако использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти. При определении сущности государства необходимо учитывать его социальное назначение. В науке и в практической государственной деятельности существуют два крайних варианта определения пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения:

- концепции тоталитарного государста;

- либерально-демократичекие концепции.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства. В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Основная и главная сущность государства Республики Казахстан провозглашена в ст. 1. Конституции РК: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». В соответствии с социальным назначением сущность Республики Казахстан общенародная.

Как политический институт государство характеризуется рядом специфических признаков, отличающих его от других институтов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории происхождения государства и права | От негосударственных организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.