Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Психодиагностика как наука и практика (6 час)

Логическая операция исключающее ИЛИ

В логической операции исключающее ИЛИ опрашиваются сигнальные состояния двух или более указанных адресов. Если сигнальное состояние одного из адресов равно 1, то условие удовлетворяется, и команда дает результат 1. Если сигнальные состояния всех адресов равны 0 или 1, то условие не удовлетворяется, и операция результат равен 0.

Условие удовлетворяется, когда сигнальное состояние равно 1 только на входе I1.0 или I1.1 (т.е. не на обоих одновременно).

 

1.1.Понятие и структура ПД

Психодиагностика (с греч. psyche [душа] + dia gnosis [диа – гнозис] – различительное познание) в буквальном смысле означает принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству; процесс постановки диагноза о выраженности того или иного психологического качества;

Вплоть до настоящего времени термин «психодиагностика» неоднозначен и существует несколько подходов к его пониманию. Один из подходов рассматривает психодиагностику как специальную область психологических знаний, предусматривающую раз­работку и использование на практике различных психодиагностичес­ких средств. В этом смысле психодиагностика является наукой о те­оретическом изучении и оценке психологических явлений.

Как теоретическая дисциплина, разрабатывающая методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей и познавательных процессов личности, психодиагностика рассматривает:

а) закономерности вынесения адекватных, объективных и достоверных диагностических суждений;

б) правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

Теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания: 1) предметной областью пси­хологии, изучающей конкретные явления; 2) дифференциальной психометрией – наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и 3) практикой использования психологического знания.

В предмет общей психодиагностики входят принципы разработки психодиагностических средств и их конк­ретное воплощение в диагностических методиках, включая их мето­дологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности.

Теория психодиагностики опирается, главным образом, на достижения психологии человека, которая раскрывает общие закономерности развития и проявлений психической деятельности.

Общая (теоретическая) психодиагностика в известной степени отвлекается от специфических диагностических задач, возникающих в различных частных областях психодиагностики. Однако психодиагност должен представлять себе эти задачи, поскольку они существенно определяют ограничения в использовании методов.

В свою очередь, частная психодиагно­стика базируется на соответствующих предметных областях психологической науки, таких как возрастная, медицинская, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д. Психология соответствующей предметной области составляет одну из составных частей психодиагностики.

Другая базовая дис­циплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики и одновременно ее составной частью, – это дифференциальная психометрия, наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные ди­агностические методы. Дифференциальная психометрия базируется на принципах дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология – (от лат. differentia – различие) – отрасль психологии, изучающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием практики – педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф.Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа.

Термин «дифференциальная психология» был введен в 1900 году немецким психологом В.Штерном. Первыми крупными представителями нового направления были А.Бине, А.Ф.Лазурский, Дж.Кэттелл и др. Основным методом дифференциальной психологии стали тесты – сначала индивидуальные, а затем групповые, – используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных – для измерения интересов, установок, эмоциональных реакций.

Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

Наконец, третье основание психодиагностики – это практические сферы при­менения психологического знания, которые выдвигают психодиагно­стические задачи и обосновывают определение комплексных, интеграль­ных переменных, выступающих в качестве объектов психодиагностики.

Следует отметить, что в практической психологии диагностика не связана с открытием какого-то совершенно нового знания или явления. Границы ее очерчены распознаванием связи данного явления с уже известными науке общими понятиями о каком-то конкретном классе явлений. Ключом к открытию чего-то нового является эксперимент. Хотя внешне даже инструментарий, используемый в эксперименте (исследовании), может быть тем же самым, главное отличие - в задачах, выполняемых дисциплинами: практической и экспериментальной психологией.

В компетенцию практического аспекта психодиагностики также входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять как измерительные инструменты, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Отсюда и второе определение термина «психодиагностика», указывающее на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постанов­кой психологического диагноза. Здесь решаются сугубо практические вопросы, связанные с организацией и проведением диагностического обследования или исследования. Этот практический аспект включает в себя:

1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать, чтобы успешно справляться со своей работой.

3. Установление минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

4. Подготовку психолога как психодиагноста и оценку его компетентности.

Таким образом, психодиагностика предполагает единство теории, метода (и его инструментального воплощения) и способа воздействия на психическую реальность.

Схематично это можно изобразить следующим образом (см. рис. 1):

 

 

Оба направления: и теоретическое, и практическое, тесным об­разом взаимосвязаны в деятельности психолога как диагноста. Таким образом, психодиагностика может рассматриваться как область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методического аппарата (методик) для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достиг­нутого индивидом или группой.

Рис. 2. Структура ПД

 
 
 

 


1.2. Объект, предмет, цель, задачи и принципы ПД

 

В качестве объекта психодиагностики может высту­пать практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психоло­гическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии лю­дей как личностей друг с другом.

Основной предмет психологической диагностики – те психические образования, которые позволяют прогнозировать наибольшую успешность взаимодействия человека с окружающим миром в конкретных условиях.
Подобное понимание предмета психологической диагностики означает, прежде всего, ориентацию на признание уникальности каждого человека, активно взаимодействующего с обществом, природой, культурой и предметной средой, на понимание своеобразия стратегий самореализации в процессе этого взаимодействия, а не на методики. Методика здесь превращается в средство выявления индивидуальных возможностей и проблем их совершенствования. Соответственно, конструирование методик осуществляется ради решения проблем человека.

Цель психодиагностики – сбор информации об особенностях человеческой психики и на этой основе обеспечение полноценного психического и личностного развития человека.

Цель реализуется в системе задач:

Общие:

· изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного, межличностного) разви­тия;

· выявление индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития индивида, его отклонений от некоторого среднего стандарта - нормы - в положительную (ускоренное развитие) или отрицательную (замедленное развитие) сторону;

· получение разносторонней информации о наличном состоянии психологии субъекта, полезной для социального окружения (семья, школа, трудовой или учебный коллектив) с задачей выбора наиболее подходящих для данного индивида содержания и методов обучения и воспитания, организации его трудовой деятельности.

· психологическое обслуживание специалистов других областей науки (медиков, педагогов, социальных работников).

Частные:

1. Установление наличия и определение состояния развитости у человека соответствующего психологического свойства или особен­ности поведения, выражения их в определенных количественных и качественных показателях.

2. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей, характеристик человека в тех случаях, когда это необходимо.

3. Определение динамики его развития и преобразования в тече­ние определенного периода времени.

4. Установление тех реальных изменений в психологии и поведе­нии индивида или группы, которые произошли под влиянием опреде­ленных воздействий.

5. Определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа законов и динамики его развития в прошлом.

6. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей. Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.

7. Определение пригодности индивида или группы для решения конкретных задач (например, установление профпригодности).

8. Определение соответствия-несоответствия психологии и пове­дения индивида или группы некоторой заданной норме (медицинской, социальной) с целью проведения психокоррекционной работы.

9. Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью социально-психологической реабилитации, самоопределения или саморазвития.

Психодиагностика предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой.

Очевидно, для того, чтобы управлять психической реальностью, ее необходимо объективизировать (выделить отдельным объектом изучения) и зафиксировать ее текущие параметры. И это невозможно сделать без искусства психологической диагностики.

Собственно в основе диагностического искусства в практической психологии лежат четыре главные принципа (по Акимовой):

1. Принцип методического ограничения, предполагающий, что метод, разработанный и применяемый в рамках одной теоретической концепции, не может быть в полной мере использован для объективизации той стороны объекта, которая освещена другой теорией, а полученные с помощью этого метода данные не могут служить основой для построения технологии воздействия, базирующейся на совершенно иных теоретических представлениях.

2. Принцип взаимной проверки и сопоставления методик между собой. Этот принцип был введен в психологию применительно к патопсихологическому исследованию еще С.Я.Рубинштейн. Любая методика имеет более широкие возможности зондирования, помимо ее прямой целевой направленности. При адекватном подборе методик результаты, получаемые при помощи одной методики, проверяются через дополнительные возможности других использованных диагностических инструментов.

3. Принцип необходимости-достаточности заключается в том, что набор и количество диагностических процедур должны быть минимально необходимыми, но, в то же время и вполне достаточными для объективного зондажа психической реальности. Большинство психологических методик позволяет получать более широкий спектр данных за счет дополнительных возможностей методики.

Психологу необходимо так построить диагностический алгоритм, чтобы, используя основную направленность и дополнительные возможности методик, составить на основе диагностического алгоритма необходимый набор инструментальных средств и техник, позволяющих экономично и достаточно надежно провести исследование.

4. Принцип взаимосвязи возможностей инструментального приема и уровня зондирования психической реальности предполагает, что каждая конкретная методика исследует то, на что она направлена, лишь на определенном уровне. В тоже время, сам предполагаемый специалистом, уровень диагностики объективно диктует необходимость получения данных лишь в пределах этого уровня глубины исследования.

Кроме того, следует отметить, что психодиагностика, во-первых, строится, на тех же методологических принципах, что и все психологические дисциплины; во-вторых, имеет собственные, отражающие специфические особенности диагностической работы психолога. К общим принципам можно отнести принцип отражения, принцип единства психического развития и обучения, принцип целостности. Современная практическая психология позволяет выделять еще ряд принципов, важных для психодиагностики: принцип жизненной детерминации психологии человека, принцип парадоксальности психологии человека, принцип взаимодействия человека с природой и обществом, принцип трансформации свойств человека в психологические качества его личности.

Наряду с общепсихологическими, принципами психодиагностика учитывает принципы смежных – гуманитарно-ориентированных наук, в частности, теоретические положения юриспруденции, такие, как теория доказательств, принципы законности, объективности и достоверности, всесторонности исследования доказательств, принципы справедливости, гуманизма, презумпции невиновности.

К особым принципам психологической диагностики можно отнести:

· Принцип конкретности - подчеркивает относительность психологического диагноза, его зависимость от психологического и социального смысла конкретной ситуации, в которой диагностируется обследуемый, от выбранного диагностического аппарата, актуального состояния обследуемого, от места и времени диагностики.

· Принцип выявления индивидуальности - ориентирует на признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути и истории развития.

· Принцип безоценочности - отражает неправомерность использования оценочных критериев при выявлении психологических особенностей человека.

Ряд исследователей формулируют и другие принципы психодиагностики. В частности, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова в 1988 г. применительно к разработанному ими инструменту ШТУР выдвинули «принцип коррекционности». Конечно, он не нов. Об этом в свое время тоже писала С.Я.Рубинштейн в известном практическом пособии 1970 г. издания [Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). - М.: Медицина, 1970. - 215 с.], отмечая, что любая патопсихологическая методика при ее применении не только диагностирует (выявляет), но и формирует психологическую реальность. Происходит обучение испытуемого в пределах исследуемого круга явлений. С.Я.Рубинштейн не возводила эту частную особенность патопсихологических методик до уровня принципа. Но что такое «коррекция» в практической психологии? До сих пор этот вопрос остается открытым и дискуссионным. Можно сводить коррекцию к диагностике, как это определяет М. Степанова (2003) [ Степанова М. Права и обязанности // Школьный психолог. - 2003. - № 1 - январь.]. Только не стираются ли при этом границы между психодиагностикой и коррекционной работой? В известном смысле коррекционной работы в психологии не существует. Это термин из педагогического тезауруса. Есть понятие «коррекционно-развивающая работа» как обязательный раздел (направление) деятельности специального учреждения для детей со специфическими образовательными потребностями. В практическую психологию дефиниция «коррекция» попала совершенно случайно. В большинстве случаев технологии коррекционной психологической работы либо копируют и фактически эрозируют известное диагностическое оборудование, делая его непригодным для дальнейшего использования, либо дублируют психотерапевтическую и консультативную работу.

Функции психолога в системе образования не предусматривают непосредственного его участия в учебном или воспитательном процессе. Поэтому, коррекционная работа психолога - это только частный, а не один из основных видов его деятельности. Следовательно, поскольку частность не может возводиться до значения принципа, поэтому и понятие «коррекционность» не может быть принципом психодиагностики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Логическая операция ИЛИ | Тема 1.2. Методы товароведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.