Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические положения и философская концепция стандартизации

Поведение любой системы, в том числе любого организма направлено на обеспечение конечной цели – сохранение выживания системы (организма). Природа выработала два основных механизма приспособления организмов к условиям внешней среды с помощью поведения – безусловный и условный рефлексы. Механизм регулирования поведения, возникший только у человека, представляет собой дальнейшее развитие механизма научения, в основе которого лежит условный рефлекс. Сущность этого механизма – непрямое, двухэтапное защитное средство: организм, наученный средой, учит другой организм. У человека появляется возможность осуществлять правильные действия на раздражитель, который он ранее не встречал. Так первоначально появились всевозможные «табу» (запреты), обычаи, традиции.

«Если бы в обществе каждый делал все, что ему хочется, не считаясь не с какими нормами, типизированными образцами поступков, - пишет доктор философских наук И.В.Суханов, - то социальные связи между людьми были бы разрушены. Само возникновение человеческого общества – это не только переход наших далеких обезьяноподобных предков к труду с помощью изготовленных ими орудий.

Наряду с этим – главным, определяющим процессом антропогенеза – весьма важную роль играло становление и развитие социальных механизмов, воплотивших в себе достижения первобытных людей в овладении силами природы и осуществлявших передачу этих достижений новым поколениям.

Строгая стандартизация поведения в системе обычаев сломила власть инстинктов в отношениях между членами первобытного общества, преодолела зоологический индивидуализм».

Постепенно появились правила поведения в обществе, правила приличия. «Это неприлично», - было понятно и соблюдалось.

Ну, а дальше шла уже деятельность по совершенствованию «техники».

«Для того, чтобы любое орудие было доступно всем и способно произвести прогрессивное усовершенствование, его изготовление и применение должно быть осмысленным, и изученным. Оно должно быть действительно стандартизовано традицией…» - читаем мы у одного из основоположников науковедения, английского физика и общественного деятеля Джона Бернала.

Так уже в начале самостоятельной деятельности организмов, в наше время получивших звучное название Homo Sapiens рождались обычаи, традиции, образцы, правила, нормы поведения, - рождался его Величество СТАНДАРТ, во всей своей многогранности и многообразии.

«Стандартизация, таким образом, представляет собой высший уровень развития механизма приспособления организмов к условиям существования посредством поведения» - это говорит к.т.н. И.Л.Леонтьев. а если так, то стандартизация есть один из признаков цивилизации вообще. Цивилизация, или культура, это все равно, это синонимы.

Постепенно в истории человечества сложилось так, что стандарты поведения стали относится к социальной и духовной жизни общества. В сферу религии и культуры ушли нормы поведения, регулирующие взаимоотношения людей и общества на основе понятий нравственности. Такие нормы стали называться заповедями, кодексами чести и т.д. И только деятельность в области производства и потребления материальных объектов стала собственно называться стандартизацией.

Надо признать, что стандартизации длительное время предавали второстепенное значение.

Шестидесятые – семидесятые годы характеризуются ростом во всем мире общего внимания к проблемам стандартизации, и общим пониманием, что без стандартизации никакого технического прогресса вообще быть не может. Проблема международной гармонизации стандартов и ТУ как важного средства устранения препятствий в торговле и промышленном сотрудничестве заняла должное место в эпохальном документе нашего времени – «Заключительном акте», подписанном всеми Европейскими странами, Канадой и США в августе 1975 г. в Хельсинки.

Мировое сообщество через свои международные организации по стандартизации очень жестко предъявляет обязательные требования для защиты природы от окончательного загрязнения, а человечество – от гибели и вымирания.

Безопасность и экологическая чистота – основа основ деятельности десятков различных, но хорошо координирующих свою деятельность международных организаций, работающих ради выживания нашей цивилизации. И как знать, может быть, если бы человечество «опомнилось» бы несколько раньше (на сто лет, хотя бы), т.е. ввело ограничительные, экологические стандарты, не пришлось бы сейчас говорить о крахе экологии. Однако во многих странах, да и у нас, в частности, не было концепции развития стандартизации, отвечающей задачам цивилизованного общества.

Астрофизики дали предельно широкое, в космическом понимании, определение цивилизации: это высоко устойчивое состояние вещества, способное собирать, абстрактно анализировать и использовать информацию об окружающем и самом себе и для выработки сохраняющих реакций.

Выработка сохраняющих реакций тождественна выработке алгоритмов, направленных на экономию ресурсов в самом широком их понимании, как в плане одного человека, так и в плане технических систем и социальных систем любой степени сложности. Поэтому рассмотрим первую формулировку «стандартизации»:

«Стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности».

Таким образом, «экономия ресурсов» - характеристика цивилизации, - в конечном счете и есть главная задача стандартизации. Сейчас, в полушаге от пропасти, здравомыслящие люди ищут пути возврата в цивилизованное общество, к общечеловеческой норме, стандарту жизни.

По словам Г.Б.Борисовского:

«Будь дан мне талант поэта, я воспел бы стандарт в звонких строфах, полных любви и благодарности. Я представил бы его в виде доброго гения, обладающего чудодейственной способностью дорогую вещь делать дешевой. Подобно тому, как греческий царь Мидас одним своим прикосновением превращал любую вещь в золотую, так и стандарт обладает свойством уникальное изделие превращать в массовое, общедоступное. Это больше, чем золото!».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпосылки развития стандартизации | История стандартизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.