Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философский смысл проблемы бытия




Читайте также:
  1. I. Диагностика проблемы
  2. NB! Следует отличать значение и смысл.
  3. Аксиома о потенциальной опасности и проблемы обеспечения безопасности
  4. Актуальность проблемы
  5. Актуальность проблемы надежности сложных систем
  6. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  7. Актуальные проблемы и тенденции развития мировой валютной системы и системы международных расчетов на современном этапе и пути их преодоления.
  8. Актуальные проблемы осуществления правосудия судом с участием присяжных заседателей
  9. Актуальные проблемы правовой защиты
  10. Акции и специальные события
  11. Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия.
  12. Арсеньев А.С. / Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: ИНТОР, 1994. С. 35-36

Лекция 10. Проблема бытия в философии

Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем виде.

Исходной предпосылкой жизнедеятельности людей является признание того, что мир существует. Но, признав существование мира, мы невольно ставим вопрос о его прошлом и будущем. И здесь возможны разные ответы. Одни философы утверждали, что мир всегда был, есть и всегда будет. Другие, соглашаясь с этим положением, считали, что мир имеет начало и конец во времени и пространстве. Иными словами, идея о существовании мира как целого соединялась в философии с тезисом либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира.

Проблема бытия включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов. Первый аспект состоит в единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия отдельных вещей и процессов природы, имеющих начало и конец во времени и пространстве

Второй аспект показывает, что мир в процессе существования образует неразрывное единство, универсальную целостность, т.е. принципом существования в равной мере обладают природа, общество, человек, мысли, идеи.

Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность которая имеет внутреннюю логику своего существования и реально предшествует сознанию и действиям людей.

В философии сложилось два значения бытия. В узком смысле слова – это объективный мир, существующий независимо от сознания человека. Бытие в этом значении отождествляется с понятием «материя». В широком смысле слова бытие – это все существующее: и материя, и сознание, и чувства и фантазии людей.

Выделяют четыре основные формы бытия: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного, бытие социального.

Бытие вещей.Исторически первой предпосылкой существования людей были и остаются вещи и процессы природы, которые существуют вне и независимо от сознания и деятельности человека. Природа является той средой, в которой формировался человек в течение тысячелетий. Становления человека совершалось в процессе все усложняющейся трудовой деятельности, в ходе которой был создан целый мир вещей, названный К. Марксом «второй природой». По форме своего бытия «вторая природа» во многом сходна с первой, из которой она рождается, а по сути своей она обладает важнейшими отличительными особенностями. Прежде всего их существование связано с процессом опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание – это процесс, в ходе которого происходит перенос на предмет природы знаний, умений, навыков, социального опыта создающего его человека. В результате этого предмет природы преобразуется в соответствии с действующими потребностями людей и способом их удовлетворения.



Распредмечивание – это процесс переноса на человека заложенных в продукте труда социальных качеств, благодаря которым предмет удовлетворяет конкретную потребность.

В предметах «второй природы» воплощены труд и знания человека. Чтобы овладеть предметом, каждый человек должен иметь представление об их назначении, принципе работы, особенностях конструкции и т.д. Главное отличие бытия вещей, созданных человеком, от бытия природных вещей состоит в том, что их бытие есть бытие социально-историческое, осуществляемое в процессе предметно-практической деятельности людей.

Бытие человека.Оно подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие. Учение о бытии человека отвечает прежде всего на вопрос о том, как именно существует человек. Первичной предпосылкой человеческого бытия является существование его тела как предмета природы, подчиняющегося законам биологической эволюции и нуждающегося в удовлетворении необходимых потребностей. Человек должен прежде всего иметь пищу, одежду, жилище, потому что без этого вообще невозможно человеческое существование.

Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. С одной стороны, функционирование тела человека тесно связано с деятельностью мозга и нервной системы, с другой, здоровое тело создает хорошую основу для совершенствования мышления, развития духовной деятельности и удовлетворения духовных потребностей. Вместе с тем хорошо известно и то, насколько велика бывает роль человеческого духа в поддержании физических сил человека.

Важно отметить, что существование человека как мыслящей и чувствующей вещи было одной из предпосылок, побудивших человека к производственной деятельности и общению. Природа не обеспечила людей всем необходимым для нормального существования и они вынуждены были объединиться для производства предметов, необходимых для удовлетворения постоянно возникающих потребностей.

В реальности существует конкретный, отдельно взятый человек, которого можно рассматривать как мыслящую и чувствующую вещь, как природное тело. И одновременно с этим человек существует как индивид, как представитель человеческого рода, находящийся на данном витке его развития. Вместе с тем человек существует и как социально-историческое существо, как субъект и объект человеческой истории. Человеческое бытие объективно по отношению к сознанию отдельных людей и даже целых поколений. Однако бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания. Оно является единством природного и духовного, индивидуального и родового, личностного и общественного. Человеческое бытие, по словам Маркса, есть реальный процесс жизни людей, их деятельность по удовлетворению своих потребностей. Первенство среди всех видов деятельности принадлежит трудовой деятельности, труду.

Бытие духовного.Духовное включает в себя процессы сознания и бессознательного, нормы и принципы человеческого общения, знания, материализованные в формах естественных и искусственных языков. Различают индивидуализированное духовное, существование которого неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивида, и объективированное духовное, которое может существовать отдельно от индивида и его деятельности.

Индивидуализированное бытие духовного включает в себя сознание, самосознание и бессознательное. Индивидуализированное духовное не оторвано от эволюции бытия как целого, оно не существует отдельно от жизнедеятельности индивида. Индивидуализированное духовное по своей сущности является особой разновидностью духовного, обусловленного также бытием общества и развитием истории.

Специфика объективированного духовного заключается в том, что его элементы (идеи, идеалы, нормы, ценности, языки и т.д.) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени.

Бытие социального.Бытие социального делится на бытие отдельного человека в обществе и процессе истории и бытие общества как социального феномена.

Каждый отдельный человек живет не изолированно, а является в то же время членом какого-то конкретного социального образования, вступает в многообразные связи и отношения с другими индивидами. В ходе своей жизнедеятельности он постоянно воздействует на окружающих его людей и сам в свою очередь испытывает воздействие со стороны других индивидов, социальных групп и институтов. Человек, с одной стороны, является объектом исторического процесса, постоянно вовлекаясь в многообразные исторические события, а с другой, все в большей степени он становится субъектом исторического действия, сознательно вмешиваясь в исторические события, чтобы повлиять на ход истории в соответствии со своими потребностями и интересами.

Бытие общества включает в себя социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, социальные, экономические, политические отношения индивидов, групп, классов. Бытие общества находит свое выражение в межгосударственных и гражданских войнах, социально-экономических и политических реформах, в переходах от одной стадии общественной организации к другой.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2608; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.