Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые тенденции законотворчества и социальная работа




Важнейший контекст законотворчества в сфере социальной работы связан с политическими реалиями.

Зарубежные ученые разработали три важнейших принципа, способствующие эффективной деятельности социального работника на политической арене.

Первый принцип связан с фундаментальной реальностью политической жизни, ибо любой политик стремится быть избранным на соответствующую должность. Стать членом законодательного органа – важное условие, позволяющее добиться изменений в политике.

Второй принцип связан с постоянным несоответствием между ресурсами и потребностями социальных работников и клиентов в сфере благотворительности. Главный вопрос связан со стоимостью программы по реабилитации культурных групп, социальных слоев, этнических и национальных меньшинств, нуждающихся в социальной защите и поддержке.

Третий принцип связан с трагическим несоответствием идеальных замыслов в сфере социальной, законотворческой деятельности и их реальным воплощением.

Зарубежные исследователи социальной работы отмечают, что только 20 % из представляемых в государственные законодательные органы документов получают статус закона.

Перспективы законотворчества связаны, прежде всего, с особой специализацией социальной работы. Речь идет о подготовке специалистов, блестяще разбирающихся в тайнах правоведения прошлого и сегодняшнего дня, компетентных в достижениях отечественного и зарубежного опыта. (Естественно, речь идет об утверждении принципа культурной дифференциации по природным и профессиональным признакам, о творческом многообразии, о равенстве возможностей и разнокачественности свершений).

Зарубежные ученые уделяют внимание и тактическим вопросам законотворчества.

В частности, речь идет о формулировании оригинального проекта со стороны лидеров в сфере социальной работы и правоведческих дисциплин.

Любой смелый проект всегда имеет защитников и тех, кто, отличаясь осторожностью и конформизмом, всегда придерживается мудрого нейтралитета и, наконец, непримиримую оппозицию.

Естественно, в борьбе мнений, полярных платформ шлифуется первоначальный замысел.

Организация социальной работы с политическим уклоном всегда требует огромной предварительной работы. В то же время, выбор в законодательные органы требует широко, масштабно мыслящего, а не узкого, зашоренного только на своей профессии, специалиста.

Особое внимание необходимо уделить представлению проекта социальной работы, находящемуся на стыке с политическими концепциями и конструкциями.

Здесь и своевременная подача прекрасно подготовленных и оформленных материалов, поиск защитников, способных доказать социальную, профессиональную, нравственную значимость программы.

Необходима тончайшая дипломатия, но без иезуитских приемов и скрытной враждебности.

Особым влиянием обладают комитеты и комиссии в политических законодательных и исполнительных сферах.

Зарубежные ученые считают, что перед данными социальными институтами возникают три политические, но с нравственно-профессиональным уклоном, задачи: а) социальные работники, являющиеся по сути своей интеллектуальными лидерами, должны оказывать позитивное влияние (без взяток и диктата) на ход рассмотрения того или иного проекта в комиссии; б) следить за тем, чтобы проект получил наиболее сильную поддержку со стороны наиболее компетентных, политических деятелей, способных за прагматическими, важными, но временными задачами, увидеть будущее во всей его концептуальной сложности; в) добиваться благоприятной реакции комиссии на первоначальный законопроект в сфере социальной благотворительности или его пересмотра, приемлемого для законодателей и всех социальных и культурных групп, входящих в регион благотворительной деятельности.

Но социальным работникам предстоит пройти еще ряд сложнейших инстанций. Данная деятельность опосредованно напоминает работу скалолаза, пробивающегося к вершине с ледорубом. (Обратной дороги нет, ибо там только пропасть и смерть).

Вышеназванные специалисты организуют ряд целенаправленных действий после слушания в комиссиях. Речь идет о редакционной комиссии, включающей в себя влиятельных лидеров. Речь идет и о стилистике, умении высвечивать главные и косвенные вопросы; находить блестящую форму тем или иным проблемам на стыке различных наук. Писать одновременно сложно и просто, без примитива и наукообразия.

Следующий, весьма ответственный этап связан со слушанием данной программы социальной работы в палате. Включаются в действие оппоненты, защитники, ниспровергатели и те, кто принимают проект целиком, без всякой корректировки.

Интеллектуальные социальные работники понимают, что сложнейший процесс законотворчества не является сферой деятельности только нескольких профессионалов. Здесь работают мощные социальные кланы различной профессиональной и политической ориентации.

Социальные работники добиваются тесного взаимодействия с законодательными органами, пытаются воевать с коррупцией, взяточничеством. Отстаивают благотворительные и другие фонды, предназначенные для особо нуждающихся клиентов.

Зарубежные ученые отмечают, что социальные работники в идеальном варианте должны быть «опытными и влиятельными проводниками законопроектов».

Особая сфера социальной работы связана с «защитой прав клиента» в нравственном, а не в сугубо прагматистском ключе.

Начальный этап деятельности Национальной Ассоциации социальных работников связан с утверждением «этического кодекса» общечеловеческих нравственных ценностей.

Американский ученый Р.Санли в 1970 году выдвинул следующий принцип в сфере социальной работы: «от дела к делу», предполагающий бесконечное восхождение от простейших конструкций к высшим духовно-философским, нравственно-социальным озарениям.

Сюда включается специальное, конкретно дифференцированное обслуживание клиентов независимо от социального статуса, вплоть до «возбуждения уголовного дела» против тех, кто пытается растоптать человеческое достоинство страждущих, зависимых индивидов.

Социальные работники, связанные с законодательными сферами, занимаются проблемами определения «взаимоотношений клиента с равнодушной системой». Речь идет о «заинтересованном посредничестве», о преодолении отчуждения индивида не только от интеллектуального труда, но и от давящего бюрократического монстра в аспекте утверждения своих законных, выстраданных человечеством прав, независимо от социального положения, престижных связей и материального положения личности.

В то же время, в процессе защиты прав клиентов выявляются, как минимум, 20 различных проблемных вариантов. Речь идет и о плохой организации производственного процесса, о межведомственной несогласованности, о недостатках в социальной политике.

Бесспорно, «общей целью» настоящего социального работника является защита прав клиента от плохого социального обслуживания.

Обращается особое внимание на систему «мишеней» (поиск наилучшего варианта из бесконечного обилия возможностей). Речь идет о «внутренней» и «внешней защите», т.е. об отношениях между социальным работником и клиентом. Подчас, в борьбе с администрацией данного социального агентства. Об отношениях между защитником прав нуждающегося человека и лицом, принимающим решения.

Зарубежные ученые пишут и о санкционировании (о жестких мерах в борьбе с беззаконием), дающем право социальному работнику вмешиваться в систему, не требующую помощи с чисто формальной стороны.

Законные права клиента часто приходят в противоречие с административными полномочиями, когда руководители того или иного агентства могут по собственному, часто субъективному усмотрению давать профессиональную, подчас заниженную оценку материальным и духовным потребностям зависящего от них человека.

Глубокое знание материальных и духовных ресурсов агентства, высших политических страт определяют активную позицию защитника тех, кто нуждается в его бескорыстном деянии. Это дает гарантию надежности в предполагаемых действиях.

Социальный работник, защитник человеческих прав, должен знать все о положении клиента, разбираться в нюансах административного механизма; в мотивации, которая приводит в движение политические силы. Знать о ресурсах местной общины.

Подчас, решение защитника должно находиться в пределах «системы мишеней». (Бесспорно, это ограничивает его нравственные, духовные возможности).

В то же время, речь идет о коммуникативных, посреднических навыках, которые должен вырабатывать в своей профессиональной деятельности социальный работник. Поддержка должна быть связана с «естественными источниками». С высоконравственными принципами, с генерированием идей. Необходимо умение общаться с коллегами по работе. Без заискивания, фамильярности, снобизма. При этом, сохраняя чувство собственного достоинства, не унижая, не подавляя других.

Зарубежные ученые уделяют внимание и концепции, так называемой, «потенциальной восприимчивости», органично входящей в «систему мишеней».

Речь идет о вероятности того, захочет ли ответственный работник из данной системы социальной благотворительности воспринять объективно (без негативной реакции) запрос защитника.

Возникает еще один немаловажный нюанс, будет ли роль защитника прав клиента в данном вопросе считаться законной. (А если он предельно субъективен и выполняет определенный заказ. При этом великолепно оплаченный, независимо от истинного положения вещей).

Зарубежные ученые пишут и об «уровнях вмешательства». Здесь можно говорить и о действиях одного лица, или структурно-административных функциях мощной разветвленной системы благотворительных институтов. Наконец, о политической реформе законодательных, исполнительных органов и всего общества в целом.

Относительно «объекта вмешательства».

Возникает вопрос к кому, прежде всего, должен апеллировать защитник?

Здесь также возникает разновидность не только субординации, но и культурной дифференциации по природным, профессиональным признакам.

Необходимо обращаться и к рядовому штатному сотруднику учреждения; инспектору или руководителю того или иного агентства, подразделения или филиала, органично входящих в «систему мишеней». Необходимо обращаться в исполнительные и финансирующие организации представительной власти. В эту разветвленную структуру входят и независимые социальные службы, и местная община, судебные, законодательные органы.

Зарубежные ученые уделяют внимание «стратегии и способам вмешательства» защиты в дела клиентов в сфере социальной работы и благотворительности.

Речь идет о подходах, методах, о тактике, которую выберет защитник в данной области нравственной, духовно-материальной деятельности.

Подходы могут быть связаны с соперничеством, посредничеством, сотрудничеством.

Методы предполагают ходатайство, увещевание, уступки, давление, а, подчас, и принуждение несогласной стороны.

В то же время, используются и опосредованные методы. Здесь и подготовка клиента к самостоятельным, независимым действиям; мобилизация местной общины и группы клиентов на определенные действия в защиту благотворительных программ и человеческого достоинства страждущих. Обращение за помощью на стороне к тем, кто способен на высоком политическом, профессиональном уровне утвердить важнейшие критерии социальной работы в той или иной программе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.