Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как отвечают на вопрос: «Что же такое семья» отечественные и зарубежные ученые




Специалисты сходятся в главном, что большинство людей, независимо от социальной системы, вероисповедания, национальности, социального статуса, имеет две семьи. «Здесь-и-теперь». Речь идет о клане, в котором он живет в данный момент, и о семье, из которой данный индивид произошел.

(В свое время Ю.Трифонов в произведении «Другая жизнь» отмечал, что брак – это отнюдь не идиллическое соединение двух людей, а столкновение характеров, мировоззрения, кланов и т.д.).

В 1980 году проблема определения семьи расколола на два противоположных лагеря конференцию в Белом Доме, собравшуюся по данному вопросу.

В чем была в наиболее общем виде суть разногласий.

Представители первой точки зрения заявляли, что если считать семьей лишь супружескую пару с детьми, то социальная культурная политика, программы и практическая деятельность лидеров социальной работы, направленная на поддержку такой модели, будет утверждать только данный образ личностных отношений и, естественно, ограничивать возможности желательного выбора, устраивающего все стороны.

В то же время, заявляют другие, если придерживаться широкого определения семьи, включая глубинные родственные связи, отцовские и материнские корни, то политики, связанные с реализацией культурных, социальных программ, с практической деятельностью в сфере социальной работы, не смогут защищать, поддерживать, финансировать определенные, интимные формы жизни, которые люди называют семьей.

Отечественные и зарубежные ученые, учитывая полярные, взаимоисключающие точки зрения, и взгляды, способствующие нахождению «компромисса в данном вопросе, заявляют, что «работа с семьей» должна быть основана на всеобъемлющем, идущем от самих граждан, феноменологическом определении семьи, но в этом же контексте необходимо учитывать и узкое определение.

Американские специалисты дают следующее определение данному социальному феномену: семья существует, если два человека создали для себя теплую интимную среду существования, которую они рассматривают как нечто целостное; окружение, с которым индивиды обычно разделяют общее жизненное пространство, повседневные, профессиональные, гражданские обязанности, разнообразные социальные роли и функции. Все это, в конечном итоге, принято считать важной составной частью семейной жизни.

Семья второго типа («Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» А.С.Пушкин) есть у всех людей. Эта семья психологически, нравственно, гражданственно представляет непреходящую духовную ценность, независимо от того, поддерживаются ли в ней близкие родственные связи.

Из такой семьи в био-социальном, антропологическом плане человек происходит. (Речь идет о непреходящей связи ушедших, живущих, грядущих поколений, уходящей в глубокую древность и старающейся подтвердить великий библейский принцип: «Пусть семя твое наследует землю»).

Таким образом, члены семьи связаны кровным (или близким к кровному) родством, как вертикальным (родством поколений), так и горизонтальным (семья подобного типа объединяет всех родственников: живых и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных).

В то же время, как отмечают исследователи, разные семьи и этнические группы устанавливают границы семьи по-своему.

Например, в результате усыновления, повторного брака родителей человек начинает происходить, как бы, из нескольких семей.

Исторический контекст (история вопроса, связанная с социальной работой в семье)

Зарубежные и отечественные ученые пишут, что работа с семьей в практике социальной деятельности явилась результатом объединения двух исторически сложившихся тенденций: продолжительных, неоднозначных отношений между социальной работой и семьей и междисциплинарного движения за помощь семьям.

Необходимо отметить, что непосредственная деятельность, касающаяся семьи, началась на базе обществ милосердия, впоследствии названных Ассоциациями помощи семьям.

Американская исследовательница Мэри Ричмонд в своей работе «Социальный диагноз», изданной в 1917 году, подчеркивала, что семья является той единицей, которая требует к себе постоянного внимания. В 1930 году Ричмонд писала, что «Семья как таковая продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы». В то же время, исследовательница предупреждала, что положительные результаты в работе с отдельными клиентами будут сведены к нулю, если социальные работники не будут принимать во внимание семью.

Далеко неслучайно, что первый профессиональный журнал в изучаемой нами сфере деятельности назывался «Семья». В настоящее время, он переименован в «Социальную работу» и занимается в основном решением конкретных проблем. В то же время, с годами, статус социального работника в различных ипостасях неизменно повышается.

Например, социальные работники, выступая в качестве экспертов по социальному окружению, приглашались в психиатрические клиники, службы здоровья, в движение по оказанию помощи зависимым, угнетенным детям с задержкой в психофизическом развитии. Для работы с семьей клиента, находящейся на грани распада или деградации, как главным элементом социального окружения каждого человека.

Американские ученые подчеркивают, что в 1917 году на заре движения за психическую гигиену в социальную работу были введены такие понятия, как психиатрия, психоанализ с учетом концепций З.Фрейда.

Постепенно акцент смещается с социального фактора на психологический, но это отнюдь не приводит к абсолютизации того или иного понятия. Сохраняется неразрывное диалектическое единство. В центре внимания остается индивид, торжествует принцип абсолютной ценности личности, не смотря на все социальные катаклизмы, происходящие в мире.

Об этом писал американский ученый Э.Саутхард в 1919 году.

Мэри Джаррет, основавшая в 1920 году колледж для социальных работников, особо отмечала, что «адаптация отдельного человека к окружению, в конечном счете, зависит от его психического склада».

Данная концепция на время победила. Особое внимание стало уделяться социальной работе с отдельными гражданами или членами того или иного сообщества. Об этом писал Ф.Шери в 1954 году. В частности, даже в работе с детьми, родители привлекались чисто формально, дабы получить от них отдельные сведения.

Семья, как определенная группа, затерялась между «внутренним» и «внешним» подходами в сфере социальной работы. Семья с ее проблемами оказалась, как бы, на стыке психотерапии и социальной терапии. В этом аспекте весьма характерно, что социальные работники, занимающиеся отдельным человеком, стали рассматривать семью как маленькую первичную группу. В то же время, социальные работники, связанные с группами, считали семью предметом заботы тех специалистов, которые решают отдельные локальные проблемы.

Складывалась трагическая ситуация. Работе с семьей уделяло внимание очень немного агентств.

Возникали негативные тенденции, связанные со свертыванием программ в данной сфере благотворительной деятельности.

В 1979 году в жизни американского общества произошло одно знаменательное событие.

Совет по образованию и Национальная Ассоциация социальной работы установили, что семья, дети, первичные группы являются сферой социальной работы.

Положение семьи рассматривается в качестве одной из центральных проблем таких сфер человеческой деятельности, как охрана физического, психического здоровья, образование, правосудие, занятость граждан в области совпадающей с их профессиональными интересами и природными наклонностями.

В то же время, необходимо отметить, что идеологические, организационные и концептуальные характеристики цеха социальных работников препятствовали дальнейшему развитию и совершенствованию работы с семьей.

Социальные работники, преодолевая локальную ситуацию, ведущую к стагнации данной формы человеческой деятельности, обратились к движению за семейную терапию, к лидерам в других областях творчества.

Духовный багаж, общечеловеческие нравственные ценности и ориентация на человека, независимо от его социального статуса, национальной принадлежности и вероисповедания, в конкретной ситуации сделали социальных работников способными и трудолюбивыми учениками.

Зарубежные ученые отмечают, что в настоящее время социальные работники составляют большинство образованных и опытных специалистов по проблемам семьи, занимающих лидирующие позиции в междисциплинарном движении.

Изучая объемно и досконально «движение за помощь семье», зарубежные исследователи сделали ряд интересных выводов. Они считают, что в центре данной проблемы оказались не «предметы», «сущности» (реальности) или «истины», а форма, структура, модель взаимоотношений между объектами.

Раньше в работе с семьей ставились следующие вопросы: «Что произошло?», «Что здесь не соответствует нашим понятиям о норме?».

Теперь, как замечают зарубежные ученые, возникают другие вопросы: «Каковы взгляды этой семьи на себя и окружающий мир?», «Каковы ее система ценностей и типичные взаимодействия?», «Что в этой семье поддерживает стабильность и приводит к изменению, и что помогает ей успешно взаимодействовать с окружающей средой, миром?»

Мощным подспорьем явились общая теоретическая системная кибернетика, генштальтпсихология, различные теории общения и экологические концепции.

Параллельно с этим произошли качественные сдвиги в физике, биологии, философии, лингвистике, антропологии, социологии.

Зарубежные исследователи отмечали, что люди (конечно, в наиболее общем виде) являются «открытыми системами», влияющими на формирование друг друга. При этом возникают обоюдные, многосторонние взаимодействия с их социальной и природной средой.

В этом контексте особое внимание уделяется «семейной терапии».

Например, на Западном побережье в Паль-Альто, в штате Калифорния антрополог Грегори Бейтсон, занимаясь проблемами коммуникации, отметил, что важной частью этой системы является шизофрения (обнаженность духовного мира, предельная ранимость, неадекватность реакции на происходящее, засилие навязчивых мыслей и т.д.). Этим ученый занимался в 1956 году.

Вирджиния Сэйтир пишет о так называемом «двойном узле» или адаптивной реакции, связанной с приспособлением к парадоксальным моделям общения в рамках семьи. В то же время, данный исследователь стремился оказать действенную помощь социальным работникам.

Нельзя не отметить и ряд других зарубежных исследователей, занимающихся проблемами семьи,

Например, американский психолог Дж.Бэлл видит семью, как единое целое. Другой ученый Н.Аккерман исследовал семейные проблемы через психоанализ и детскую психологию. В 1957 году создается клиника психического здоровья семьи. Она весьма органично входит в Еврейский Центр обслуживания семьи в Нью-Йорке в 1961 году.

В 1961 году Аккерман и Дон Джексон создают первый журнал по семейной традиции под названием «К теории шизофрении».

В 1958 году создается первый фундаментальный труд под названием «Психодинамика жизни семьи».

М.Бауэн в 1978 году уделяет внимание семьям, имеющим детей с психофизическими отклонениями. Для этого создавались определенные группы по курсу семейной терапии. При этом уделялось особое внимание семьям, в которых имелись представители разных поколений: от стариков до самых юных. Велась весьма скрупулезная, тактичная индивидуальная работа с взрослыми членами такой семьи.

Талантливые ученые-экспериментаторы создавали такие модели семейной терапии, которые предполагали кардинальное изменение отношений внутри семьи.

Мы не можем не обратить внимания на достижения талантливого ученого Сальвадора Минухина, занимавшегося созданием программ для детей-правонарушителей. Данному автору принадлежит замечательная книга «Семьи трущоб», изданная в 1967 году. В деятельности С.Минухина сочеталось теоретическое и практическое начало, высоко художественное и сугубо реальное. Он возглавил Филадельфийскую детскую клинику.

Ученые Джейн Хейли, Марианна Уолтерс, Гарри Апонте создали многопрофильный центр. Здесь была и социальная работа с трудными семьями, оказавшимися в бедственном положении. И изучение взаимоотношений семьи с экологической средой. И стремление разобраться в структуре и организации семьи как таковой.

Нельзя не отметить вклад в эти проблемы таких ученых как Лини Хофман, Моника Макгодрук, Пегги Папп, Элизабет Картер, Ольга Сильвертшейн, Гарри Апонте, Марианн Уолтер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.