Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие темы семейной терапии

Этими вопросами занимались зарубежные исследователи К.Билс и А.Ферер в 1969 году, П.Гурин в 1976 году, Дж.Лэард и Дж.Аллен в 1983 году, К.Мэдэйонс и Дж.Хейли в 1977 году, М.Никольс в 1989 году и М.Риттерман в 1977 году.

Занимаясь данными проблемами, ученые отмечали первое и наиболее важное. Речь идет о том, что человеческое поведение не является исключительно продуктом личности, испытывающей влияние событий прошлого. На поведение индивидов в огромной степени влияют устойчивые модели взаимодействия между людьми и окружающим миром. Особенно значимой частью среды является семья.

Современные ученые считают, что специалисты в сфере семейной терапии и социальной работы различаются по двум направлениям.

Речь идет о главном в поседении человека. Одни занимаются историей семьи, другие – нынешней системой взаимодействия представителей того или иного клана.

Ученые считают, что семья является саморегулирующейся, основанной на определенных правилах системой, со стойкими моделями поведения, процессами, структурами, развившимися со временем нравственными установками и стереотипами.

В то же время, выделяются приоритетные стороны системы при экспертной оценке и вмешательстве высококвалифицированных специалистов.

В вышеназванную систему входят структура семьи, коммуникации, организация, процессы управления, взаимоотношения с окружающей средой и другими людьми. Модели взаимоотношений между поколениями.

С точки зрения высококвалифицированных специалистов, конфликтное поведение или индивидуальные проблемы одного из членов семьи обычно расцениваются:

– как результат неправильной структуры семьи и организации коммуникаций, и неадекватных напряженных отношений с окружающей средой, выполняющих важную роль в сохранении согласованности семейной системы;

– как устаревшее и несдержанное поведение личности, поддерживаемое негативными реакциями членов семьи.

Многие семейные терапевты отрицают критерии стабильности. (Постоянное движение и изменение характерно для любого коллектива).

Американские ученые считают, что саморегуляция семьи не ориентирована на фиксированную нормативную структуру. Об этом писали Д.Спиер в 1970 году и Б.Кини и Дж.Росс в 1985 году. Семья, с их точки зрения, является кибернетической, коммуникативной системой. И все ее проблемы воспринимаются как часть всеохватывающей и устойчивой модели организации. Семья, по концепции данных исследователей, характеризуется неизменно подвижным состоянием, включает в себя потенциалы стабильности и изменения.

Специалист, работающий с семьей, несет огромную психофизическую нагрузку. Он выступает в различных социальных ролях и ипостасях. И в качестве своеобразного катализатора, руководителя, создателя определенной обстановки, ситуации, атмосферы. Специалист данного профиля не только руководит, но и обучает, изменяет, перестраивает представителей того или иного семейного клана.

Бесспорно, представитель системы социальной благотворительности не может кардинально изменить человека и его семью (это относится к «привилегиям» деспотизма), но он способен создать такую обстановку или атмосферу (применяя термин Сухомлинского «гармонию педагогических воздействий на личность»), в которой семья сама захочет измениться, участвуя в построении новой реальности, системы духовных, нравственных ценностей.

Зарубежные ученые Б.Кини и Дж. Росс, изучая роль специалиста в сфере социальной работы с семьей, считают, что он создает «осмысленный шум» или новые коммуникации. Вокруг подлинных профессионалов или специалистов вышеназванного профиля семья реорганизует свои взаимодополняющие модели стабильности и изменения. Происходит мобилизация внутренних сил семьи. Вступают в действие круговые опросы (не путать с допросами и системой доносительства), упражнения по общению, изучение семейной структуры.

Клиенты выполняют различные задания. Насыщенный, интеллектуальный диалог, при взаимном уважении сторон, предполагает получение новой, далеко неоднозначной, сложной информации.

Важнейшие концепции, обсуждаемые на занятиях, постепенно внедряются в практику, в реальную жизнь представителей тех или иных семейных кланов или групп. Особое внимание уделяется профессиональным, тактичным указаниям, заданиям, предписаниям, полученным на очередном занятии.

При этом обсуждаются результаты действий тех или иных клиентов. Желательно проводить беседы не чаще одного раза в две недели, дабы у семьи было больше времени на выполнение задания.

Зарубежные ученые уделяют особое внимание роли семейного терапевта, который глубоко, объективно изучает структуру и процессы, происходящие в семейных взаимоотношениях.

Объект исследования – разговор членов семьи, «зоны молчания», второй план, скрытый подтекст, шлейф предшествующей жизни каждого, профессиональные интересы, интеллектуальный уровень клиентов, возрастной ценз, социальный статус, национальность, вероисповедание.

Семейная терапия, естественно, принимает во внимание устойчивые модели взаимодействия в семье, положение различных членов клана по отношению друг к другу. Распределение пространства и времени, так называемые, невербальные коммуникации.

Американские ученые Р.Спен и К.Этнис в 1973 году писали, что границы работы с семьей имеют тенденцию к открытости и доступности гораздо в большей степени, чем к замкнутости и недоступности. Возможность совместной терапии предполагает еще одного специалиста для работы с семьей.

Это делается для того, чтобы основной терапевт избежал чрезмерной поглощенности работой с данной семьей.

Сотерапевт, хотя и находится вне данной системы, но наблюдает за процессами и ситуациями, всевозможными нюансами, которые могли быть не учтены при большой загруженности первого специалиста.

Наблюдается позитивная тенденция, связанная с отходом от чрезмерной усложненности в сфере социальной работы с семьей.

Существуют различные подходы в этой чрезвычайно ответственной и щепетильной сфере благотворительной деятельности. Создаются особые «школы» семейной терапии. Даются полезные характеристики всевозможных методов социальной работы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как отвечают на вопрос: «Что же такое семья» отечественные и зарубежные ученые | Практика социальной работы с семьей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.