Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1 – 2




Тема: «Русская литература Серебряного века»

План лекции:

1. Условная периодизация литературного процесса конца ХIХ – начала ХХ вв.

2. Специфические особенности литературы и искусства конца ХIХ – начала ХХ вв.

3. Литература реализма: общая характеристика.

4. Литература модернизма: общая характеристика.

5. «Новокрестьянская» поэзия, ее особенности и представители.

6. Пролетарская литература и ее место в литературной жизни тех лет.

7. Основные выводы.

Литература:

1. Аннинский Л. Серебро и чернь: русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. – М., 1997.

2. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. – М., 1993.

3. Богомолов Н. В зеркале «Серебряного века»: Русская поэзия начала ХХ века. – М., 1990.

4. Воспоминания о Серебряном веке / Сост. В.Крейд. – М., 1993.

5. Гаспаров М.Л. Поэтика Серебряного века // Русская поэзия Серебряного века. 1870 – 1917. – М., 1993.

6. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды И Ефима Эткинда. – М., 1995.

7. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века: Поэзия Серебряного века: Учебное пособие. – М., 2004.

8. Лавров А.В. Русские символисты: Этюды и разыскания. – М., 2007. – 632 с.

9. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: Учебное пособие. – М., 2006.

10. Тух Б.И. Путеводитель по Серебряному веку: Краткий популярный очерк об одной эпохе в истории русской культуры. – М., 2005.

11. Серебряный век русской литературы: Проблемы, документы. – М., 1996.

12. Серебряный век: Мемуары. – М.. 1990.

13. Эткинд А.М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. – М.. 1996.

 

Борис Исаакович Тух – писатель, драматург, переводчик, литературовед, ученик Ю.М. Лотмана, в своей новой книге «Путеводитель по Серебряному веку» (М., 2005) называет серебряный век «эпохой с размытыми краями» и отмечает, что «мы не знаем точно ни когда начался Серебряный век, ни когда он закончился. Более того, четкого определения того, что вкладывается в это сочетание двух слов, не дано».

Традиционно принято было считать, что первым ввел в обиход понятие «серебряный век» Николай Бердяев. Правда, никаких документальных подтверждений на этот счет нет, и сейчас этот факт ставится под сомнение. Нынешние исследователи в качестве вероятного автора называют либо Николая Оцупа, либо Иванова-Разумника, либо даже Льва Гумилева или Анну Ахматову. Так, в одном из последних справочных изданий – книге Юрия Борева «Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов» (М., 2003) – утверждается, что «понятие ввел Н.А. Оцуп в одноименной статье (ж-л «Числа». – Париж, 1933. – № 7 – 8)».

Само выражение Серебряный век заимствовано из «Метаморфоз» Овидия. В прологе к этой поэме, названном «Четыре века», автор рассказывает о четырех стадиях в жизни человечества: Золотом, Серебряном, Медном и Железном веке. Вершинная стадия – это, конечно же, Золотой век. В истории русской культуры и русской литературы Золотым веком принято называть пушкинскую эпоху. Выбор эпитета «серебряный» был не случайным: проводилась грань между золотым пушкинским веком, искусством высшей пробы, веком русской классики и «новым искусством», модернизировавшим классические традиции, искавшим новые выразительные средства и художественные формы. Серебряный век, в отличие от Золотого, не может быть связан ни с именем одного, ни даже двух-трех писателей или поэтов. Этот период русской литературной истории оказался очень ярким и плодотворным, чрезвычайно богатым на новые писательские таланты, оказавшие заметное влияние на мировой литературный процесс. И не случайно его иногда называют русским культурным ренессансом.

Что касается хронологических рамок Серебряного века, то они также определяются неоднозначно. Чаще всего говорят о литературе конца XIX – начала XX века. Витторио Страда начинает период 1890-м годом. Борис Тух «никак не позже 1880-х годов».

Точно известно, когда появились произведения, ставшие манифестами нового искусства в России: в 1890 был написан философский трактат Николая Минского (Николая Максимовича Виленкина (1855 – 1937)) «При свете совести», в 1892 прочитана, а в 1893 опубликована лекция Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», в 1894 – 1895 – три сборника Валерия Брюсова «Русские символисты». Б.Тух преувеличено называет их «вехами на пути русского модернизма».

Судьбоносным для нового искусства стал и 1898 год. Именно в этом году начал издаваться журнал «Мир искусства», объединивший вокруг себя

модернистов.

Не все понятно и с нижней границей Серебряного века. Исследователи задаются вопросом, когда же он закончился? Сразу же после революции 1917 года? С гибелью Гумилева, смертью Блока и Хлебникова, в 1921 – 22 году? А, может быть, в 30-м, со смертью Маяковского, или в 1934 – со смертью Андрея Белого? С.Ф. Кузьмина утверждает, что «эта яркая эпоха продолжалась до тех пор, пока были живы носители ее культурного сознания. Яркий пример – творчество А. Ахматовой и О. Мандельштама, Б. Пастернака и Н. Заболоцкого». Как бы вторя ей, Б. Тух пишет, что «можно приурочить конец Серебряного века к дате смерти Анны Ахматовой (5 марта 1966), которая своей «Поэмой без героя» воздвигла гениальный памятник эпохе. Но у Ахматовой был ученик, который в очень сильной степени перенял заветы акмеизма. Его звали Иосиф Бродский, и он скончался в 1996 году. Если принять эту дату, получится, что Серебряный век длился даже чуть больше столетия». Конечно, подобная точка зрения курьезна и ее нельзя рассматривать всерьез. Нам представляется для удобства периодизации возможным нижнюю границу периода связывать с 1917 годом – годом, с которого начинается принципиально новый, советский период русской литературы. В то же время следует иметь в виду, что многие процессы, характерные для литературы Серебряного века, не могли завершиться одномоментно и во многом по инерции продолжались на протяжении 20-х годов, которые в историю литературы вошли как время литературного плюрализма, творческого соревнования многочисленных групп и группировок, ищущих новые пути изображения в литературе и искусстве новой действительности. Именно в 20-е годы, пытаясь отстаивать свои человеческие и творческие права от посягательств на них со стороны большевистской власти, представители оппозиционно-гуманистического лагеря литературы объединялись в различные литературные группы и общества.

Как правило, вузовский курс литературы Серебряного века охватывает период с 90-х годов XIX века по 1917 год XX века. С известной оговоркой примем этот взгляд за основу и мы.

В научной литературе принято условно подразделять его на три этапа:

— литература 1890 – 1900 годов, кануна подъема революционно-освободительного движения в стране, характеризующаяся кризисом реализма и зарождением модернизма;

— литература 1900 – 1907 годов, периода подъема революционно-освободительного движения и первой русской революции, связанная с расцветом символизма и подъемом реалистической литературы «новой волны»;

— литература 1907 – 1917 годов – межреволюционного десятилетия, характеризующаяся кризисом символизма, зарождением и расцветом акмеизма и футуризма, возникновением пролетарской и новокрестьянской поэзии.

Как видим, в основу этой периодизации положены два основных фактора: с одной стороны, движение общественно-исторического процесса, этапы революционно-освободительного движения в стране, и, с другой, – исторические судьбы основных литературно-художественных направлений этого периода.

А.П. Чехов 1892 году писал: «Наука и техника переживают теперь великое время, для нашего же брата это время рыхлое, кислое, скучное…» Под «нашим братом» он, конечно, подразумевал представителей русской литературы и искусства. Прав ли в этом суждении Чехов? Думается, что нет. Факты литературно-художественной истории красноречиво свидетельствуют как раз об обратном – о том, что и 90-е и 900-е годы явились не эпохой упадка и деградации, а закономерным и очень важным этапом поступательного движения и развития не только науки и техники, но и литературы и искусства.

Более демократичный пореформенный общественный порядок, рост городского населения, успехи в сфере просвещения, совершенствование технических средств, обслуживающих искусство, – все это приводит к стремительному количественному росту зрительской, слушательской, читательской аудитории. Художник, музыкант, режиссер ощущают теперь принципиально новую аудиторию, и искусство в этой связи получает огромные возможности влиять на духовную жизнь страны. В то же время на рубеже веков в искусстве развивались и кризисные процессы, которые приводят к появлению так называемой «массовой культуры» со свойственным ей примитивизмом изображения человеческих чувств и отношений. Возникают и сопутствующие этому процессу явления: внимание прессы к частной жизни художника, а не к сути его творчества; появление у некоторых творческих личностей установки на рекламу и саморекламу; обострение соперничества все новых и новых художественных и литературных группировок за внимание публики и т.п. Противовесом массовой культуре пытается стать искусство, изначально ориентированное на узкие круги ценителей, искусство элитарное. Таким образом, искусство и литература становятся все более неоднородными, расколотыми на течения и группировки, разделенными на конфликтующие полюса.

Другая особенность искусства этого времени – усиление контактов с мировой культурой, более активное обращение к опыту не только отечественного, но и мирового искусства. К началу ХХ века любое явление культуры европейской страны становилось немедленно и явлением русской культуры. И наоборот: все выдающиеся явления русского искусства становятся немедленно достоянием культуры Европы и мира. Такому тесному взаимодействию культур способствовали активная переводческая деятельность, меценатство российских промышленников, открытость границ, конвертируемость русского рубля. Свободное оперирование опытом мирового искусства разнообразит палитру художественных приемов отечественного искусства. Оно объединяет и возрождает к жизни самые разные стили, включает в себя и элитарное, и массовое искусство, всему дает свою «эстетическую нишу». Таким образом, еще одно отличительное качество культуры «серебряного века» заключается в том, что она (культура) эстетически полифонична.

Творческая личность получает в это время гораздо больше возможностей для самовыражения. Но эти возможности нередко приводят к тяге самоутвердиться любой ценой, легализовать художественное тщеславие, к обожествлению формальных приемов творчества. По меткому выражению поэта Наума Коржавина, «боязнь банальности – один из главных соблазнов и грехов «серебряного века» и его наследия».

Не удивительно, что атмосфера рубежа веков парадоксальным образом сочетала необычайно яркий творческий подъем с ощущением кризиса и духовного декаданса. Серебряный век дал образцы особого мирочувствования, подчас сверхобостренного и стилистически экзальтированного.

Литература реализма

Критический реализм в России к концу ХIХ века достиг вершин в изыскании разнообразных средств художественного изображения действительности, о чем красноречиво свидетельствует творчество таких крупнейших его представителей, как Л. Толстой, А. Чехов и В. Короленко. И все же все они – и Толстой, и Чехов, и Короленко – осознают известную ограниченность и даже исчерпанность критического реализма. По словам позднего Толстого, «белый лист» литературы уже исписан и надо его «перевернуть или достать другой». Чехов в 1892 году писал издателю Суворину: «А мы? Мы пишем жизнь такою, какая она есть, а дальше – ни тпру, ни ну… Дальше хоть плетями нас стегайте. У нас нет ни ближайших, ни отдаленных целей, и в нашей душе хоть шаром покати…»

Поисками нового в реалистическом методе Толстой, Чехов и Короленко открывали дверь в литературу новому, молодому поколению русских писателей-реалистов, которые, опираясь на традиции старших, продолжили поиски новых эстетических возможностей реализма. Представители этого нового поколения критических реалистов в 1899 году объединились в литературное товарищество «Московская литературная среда», основателем которого выступил писатель Николай Дмитриевич Телешов (1867 – 1957). Телешовские «среды» просуществовали 15 лет. Членами этого товарищества были М. Горький, И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн, А. Серафимович, В. Вересаев, Скиталец (Степан Гаврилович Петров), И. Шмелев, Б. Зайцев и др. «Среды» регулярно посещали Чехов, Мамин-Сибиряк, Короленко. Гостями «сред» бывали также художники, артисты и музыканты, как Васнецов, Левитан, Рахманинов, Шаляпин.

На основе деятельности «Среды» в Петербурге с начала 900-х годов было образовано книгоиздательское товарищество «Знание», во главе которого стал Горький. Выпускаемые этим издательством сборники стали авангардом реалистической литературы демократической ориентации.

Сборники «Знания» обозначили рождение нового течения в реализме ХХ века, которое современная критика именовала «школой Горького», а литературоведение наших дней называет «знаньевским реализмом».

Одним из ярчайших художественных явлений «знаньевской» литературы стала повесть А.И. Куприна (1870 – 1938) «Поединок» (1905), которая, по признанию самого автора, явилась вершиной его творчества, его «главным девятым валом».

Очень ярким, самобытным писателем-знаньевцем был Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953), произведения которого относятся к лучшим созданиям русской прозы ХХ века. Не случайно, конечно, именно Бунин стал первым русским писателем, удостоенным в 1933 году Нобелевской премии.

Еще одним ярким представителем знаньевского реализма был Леонид Николаевич Андреев (1871 – 1919). Уже первая книга рассказов, вышедшая в издательстве «Знание» в 1901 году, принесла автору большой читательский успех. Проникнутое чувством глубокого сострадания к обездоленным людям, творчество Андреева быстро приняло антибуржуазный, антимещанский характер. Современная критика особо отметила такие рассказы писателя, как «Жили-были», «Город», «Иностранец», «Мысль», «Стена», «Красный смех» (1900 – 1904).

В связи с отходом Андреева от принципов реалистической поэтики некоторые литературоведы причисляют его к представителям нереалистических, модернистских течений. Это неправомерно. Критика часто сближала Андреева с символистами, но сами символисты не считали его близким себе литератором, он был чужд их мировоззрению и творческому методу. Андреева следует считать крупным представителем реалистического искусства, активно ищущего в начале ХХ века его качественного обновления.

Межреволюционное десятилетие стало временем рождения новых больших литературных дарований, с честью принявших и продолживших художественные поиски реалистов-знаньевцев.

С оригинальной разработкой традиционной для русской литературы темы «маленького человека» вступили в литературу Алексей Михайлович Ремизов (1877 – 1957) и Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950) (например, повесть Шмелева «Человек из ресторана» (1911)). Тему уездной жизни, жизни русской провинции в целом, так своеобразно раскрытой социалистическим реалистом Горьким в «Городке Окурове» и «Жизни Матвея Кожемякина», продолжит в ранних своих произведениях молодой писатель Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937). Беспросветной жизни русской провинции посвящены его повести «Уездное», «Алатырь» и «На куличках».

Темой плачевной судьбы уходящего со сцены русской истории дворянства, распада и вырождения «дворянских гнезд» очень ярко заявил о себе граф А.Н. Толстой. Цикл рассказов «Заволжье» (1910), романы «Чудаки» (1911) и «Хромой барин» (1912) сразу выдвинули Толстого в разряд наиболее талантливых и перспективных писателей-реалистов.

Натурфилософской теме «человек и природа» посвящает свое творчество Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954). Литературную известность принесли писателю книги «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1909), «Адам и Ева» (1910). И хотя молодого писателя неоднократно упрекали в идейно-эстетической близости к декадентам, не следует забывать, что именно в издательстве «Знание» в 1913 году вышло в свет первое собрание сочинений Пришвина.

Вечной теме «человек и природа» близок в своем творчестве и писатель Борис Константинович Зайцев (1881 – 1972). «Лирик космоса», «старосветский мистик» – так называла его современная критика. О своеобразии творческой манеры Зайцева достаточно четкое представление дает роман «Дальний край» (1913), прослеживающий разные пути молодых интеллигентов в революционную эпоху.

Один перечень имен говорит о том, что состав «Среды» был неоднородным, общественно-политические взгляды и творческие принципы весьма противоречивыми, что обнаружилось уже в годы первой русской революции. «Революция 1905 года, прокатившаяся над всеми нами, надолго рассеяла этот кружок», – вспоминал И. Бунин. Линию водораздела я бы определил так: одна часть в своем творчестве пошла по пути усиления критического, социально-бытового, классового начала (Горький, Серафимович, Вересаев), другая часть писателей-реалистов, испытав сильное воздействие философии и эстетики символизма, пошла по линии усиления индивидуально-личностных мотивов творчества, разворота реалистического искусства в сторону живой души отдельной человеческой личности (Л. Андреев, И. Бунин, Б. Зайцев, А. Куприн).

Реалистическую литературу межреволюционного десятилетия невозможно представить без ее сатирической ветви. Центром сатирической прозы и поэзии этого периода становится журнал «Сатирикон», который начинает выходить в Петербурге в 1908 году под редакцией Аркадий Тимофеевич Аверченко. За десятилетие, в течение которого выходил «Сатирикон» и его фактическое продолжение «Новый Сатирикон», на страницах журнала сотрудничают, помимо самого Аверченко, Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг), Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая), Л. Андреев, А. Куприн, А. Толстой, А. Грин, С. Маршак, О. Мандельштам, В. Маяковский. Как видно из приведенного списка, в журнале сотрудничала внушительная часть самых ярких талантов тогдашнего литературного мира России. Но ядро «Сатирикона» составляли, конечно, сам Аверченко, Тэффи и Саша Черный. Так, за десять лет работы в «Сатириконе» и «Новом Сатириконе» А.Аверченко опубликовал на их страницах свыше 650-ти рассказов и фельетонов.

На рубеже ХIХ – ХХ вв. в русской литературе возникают литературно-художественные направления, в основу которых были положены не столько идейно-эстетические, сколько классовые принципы. Речь идет о возникновении пролетарской и крестьянской литературы.

Что касается крестьянской поэзии, то она ведет свою историю с начала 900-х годов, когда начал свою деятельность «Московский товарищеский кружок писателей из народа», переименованный затем в «Суриковский литературно-музыкальный кружок». Это было литературное объединение, созданное в 1872 году в Москве по инициативе поэта Ивана Захаровича Сурикова (1841 – 1880), который первым начал благородное дело объединения писателей и поэтов из народа.

Тематически поэзия «суриковцев» или «новокрестьянских» поэтов во многом противостоит поэзии пролетарской, так как предметом ее изображения является, прежде всего, деревня. Общая черта этой поэзии – пассивная созерцательность, умиление народным бытом, крестьянским трудом, восхищение мужиком, возделывающим землю.

После революционных событий 1905 – 1907 годов в стихах поэтов-суриковцев все чаще начинает звучать тема протеста против нищеты и угнетения, призывы к борьбе с социальной несправедливостью. Особенно ярко в их поэзии проявилось стремление оградить деревню от влияния индустриального города.

В числе наиболее талантливых «суриковцев» следует назвать имена: Максима Леонова (отца известного советского писателя Л. Леонова), Спиридона Дрожжина, А. Бакулина (деда поэта В. Брюсова), Егора Нечаева, Филиппа Шкулева, Сергея Клычкова, Петра Орешина, Александра Ширяевца (наст. фамилия – Абрамов). Вершинные образцы этой поэзии дали в своем творчестве два поэта – Н.А. Клюев (1884 – 1937) и С.А. Есенин (1895 – 1925), которые, выйдя из недр «Суриковского литературно-музыкального кружка», в дальнейшем пошли каждый своим особым путем.

Особую группу составляют пролетарские поэты и писатели. Несмотря на, как правило, невысокий художественный уровень произведений, их творчество представляет собой показательный материал для изучения истории поэзии ХХ века.

Как особое литературное направление пролетарская поэзия возникает в начале 900-х годов, с возникновения марксистских газет «Звезда» и «Правда». Это городская поэзия, порвавшая с деревней и крестьянским мировоззрением, воспевавшая мир городских слободок, фабричную жизнь, труд рабочего человека. Естественно, в центре стихотворения стоят завод и рабочий коллектив как источник и центр рабочего движения.

Ведущие пролетарские поэты 1910-х годов – это Алексей Гмырев, Михаил Герасимов, Федор Шкулев, Иван Садофьев, Алексей Гастев, Василий Александровский, Владимир Кириллов и др. В начале 1914 года эти поэты объединились вокруг газеты «Правда». Возникает литературное объединение поэтов-правдистов, которое возглавляет М. Горький (Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936). В том же году выходит в свет «Сборник пролетарских писателей» – наиболее представительная антология пролетарского творчества 1910-х годов.

Однако бесспорным лидером пролетарской поэзии на всех этапах ее существования оставался Д. Бедный (Ефим Придворов (1833 – 1945)) – пролетарский писатель по складу своего творчества и революционный марксист по мировоззрению.

Высшими достижениями пролетарской литературы в прозе стали произведения М. Горького и А. Серафимовича. Роман «Мать» (1906) и пьеса «Враги» (1907) Горького, а также роман Серафимовича «Город в степи» (1912). Они считаются первыми произведениями, которые ознаменовали собой рождение нового творческого метода – метода социалистического реализма, который с 30-х годов ХХ века станет основным творческим методом советской литературы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.