Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К числу общих для литературы и культуры серебряного века особенностей принадлежит художественный синтез




В широком своем варианте художественный синтез понимался Серебряным веком как «синтез искусств».

Художественный синтез был не частной чертой, а одной из немногих основных «опор» в поэтике символистов (а через их посредство и вообще Серебряного века). «Синтеза возжаждали мы прежде всего», – писал Вяч. Иванов.

Стремясь определить качественное своеобразие литературы 1910-х годов, современная критика ввела термин «неореализм». Одни критики распространяли его на творчество всех крупных реалистов, другие подразумевали под неореализмом творчество писателей, находившихся под сильным воздействием символизма.

Процесс взаимообогащения различных направлений и течений – давний непреложный факт развития литературы. Такое взаимовлияние и взаимообогащение в области проблематики и поэтики наблюдалось и в литературе начала XX века. И то, что критика 1910-х годов называла «неореализмом», подразумевая под ним особое, хотя и не вполне оформившееся течение, скорее всего, следовало бы отнести к промежуточным, пограничным явлениям, демонстрирующим тесное соприкосновение творчества таких писателей, как Л. Андреев, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев и некоторых других, с реализмом и модернизмом.

Каковы же отличительные художественно-стилевые особенности реализма рубежа веков?

1. Стремление к лаконизму, к большей емкости художественных средств. Роман уступает место более мобильным жанрам – повести и рассказу, при этом происходит размывание границ между ними.

Отвергнув неторопливую речь и пространные описания литераторов ХIХ столетия, писатели нового времени стремились в своих описаниях воспроизвести лишь самое характерное, полагая, что современный читатель сможет сам дорисовать или оценить показываемое ему.

2. В связи с возрастанием лаконизма прозы возрастают роль и удельный вес художественной детали, а также ассоциативность художественного мышления.

3. Литературе начала века свойственна стихия лиризма. Лиризм повествования становится одним из действенных средств раскрытия миропонимания автора и изображаемого им человека нового времени.

4. Реалистической литературе рубежа веков была свойственна также открытая и повышенная идеологичность и публицистичность, накал которой особенно повысился в канун и в годы первой русской революции.

5. На смену аллегоричности и эзопову языку, характерным для литературы 60 – 80-х годов ХIХ века, в реалистической литературе рубежа веков приходит язык символов, повышенная символизация всех элементов художественного текста, что позволило реалистам «новой волны» достигать в своих произведениях глубокого, «одухотворенного», по словам Горького, обобщения жизненных явлений.

Творческим спором с реализмом и натурализмом заявил о себе символизм, в полемике с символизмом выдвинулся и эстетически самоопределился акмеизм, на отрицании символизма и акмеизма утверждал себя русский футуризм, резко ниспровергавший все традиции и эстетические нормы словесного творчества. Русский авангард – литературный и художественный – уникальное явление, вписанное в общие тенденции мирового искусства XX века. Поиски новых форм и средств художественного выражения дали яркие результаты и в конце XIX века, и в 10-е, и в 20-е годы XX века. Серебряный век представлен не только литературными течениями и группировками, а также и крупными поэтами, не входившими ни в какие группы и направления, – М. Волошиным и М. Цветаевой.

Символизм – литературное течение конца ХIХ – начала ХХ века, широко распространенное сначала в Европе, а затем и в России, в основе которого лежит стремление поставить на место художественного образа символ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.