Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия науки, ее сущность и предмет изучения

Лекция №7.

1. Научное знание. Научное и ненаучное знание.

2. Критерии научности.

3. Понятие научных революций. Смена типов рациональности.

1. Предметом философии науки выступают общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Вненаучное знание производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с нормами, эталонами, отличными от рационалистических.

Формы вненаучного знания:

1. Паранаучное – несовместимое с имеющимися гносеологическими стандартами. Включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с т.зр. критериев научности.

2. Лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки.

3. Квазинаучное – ищет приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения.

4. Антинаучное – утопическое или сознательно искажающее представления о действительности.

5. Псевдонаучное – интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий.

6. Обыденно-практическое – доставляет элементарные сведения о природе и окружающей действительности.

7. Народная наука – существует и транслируется в бесписьменной форме.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщенных реальных фактов в их взаимосвязи, для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

2. Критерии научности отличают науку от других форм познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности.

2. На основе знания законов объективного мира наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Научное познание системно, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

4. Методологическая рефлексия.

5. Цель и высшая ценность – объективная истина.

6. Научное познание – процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий.

7. В процессе научного познания используются специфические материальные средства, т.н. «научное оборудование».

8. Научному познанию присуща строгая доказательность.

9. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов.

Субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п.

Объект (предмет, предметная область) науки – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

3. Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, получили название научных революций.

Перестройка оснований науки, сопровождающаяся научными революциями является результатом внутридисциплинарного развития, благодаря междисциплинарным взаимодействиям. Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов рациональности. Рациональность предполагает способность человека самостоятельно мыслить и принимать решения. Исторические типы рациональности – это своего рода абстрактные идеализации, однако выделяют несколько типов рациональности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Рост зародыша новой фазы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.