Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Натурфилософское созерцание мира

Мифологическое видение мира

 

Древнейшими источниками формирования мировоззрения человека можно считать традиции и мифы.

Мифологическое мироздание представляет собой художественную фантазию реального и иллюзорного. Человек не выделялся из окружающей природы, окружающий мир одушевлялся и очеловечивался. Космос представлялся как брачное сочетание неба и земли, например, у древних индейцев. Мужской дух («ян») стал управлять землей, а женский («инь») – небом. Хаос олицетворялся с враждебными человеку силами и спасение от Хаоса человек видел в свершении магических действий, ритуалов. Космос, наоборот, олицетворялся – с порядком и упорядоченными силами. Родовой коллектив считался частью Космоса.

Мифологическое сознание постепенно заменялось рациональными формами знаний с развитием мышления и критической функции разума. Но для перехода к научному познанию требовался особый способ мышления и видения мира, особые способы деятельности человека. Но такое познание не могло утвердиться в культуре кастовых и деспотических обществ Востока. Конфуцианство и брахманизм были философскими системами и одновременно религиозно-идеологическими учениями, регулирующие поведение и деятельность людей, они консервировали сложившиеся стереотипы. Научные знания в таких обществах трактовались как предписания для практики, но не обретали статуса знаний о естественных процессах. Знания вырабатывались особой кастой и являлись непререкаемой нормой.

 

В античные времена произошел переход от донаучного знания к научному, в первую очередь в математике, в результате формирования идеала обоснованного и доказательного знания.

Первой формой выражения естественнонаучных знаний была натурфилософия или философия природы. Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительного понимания мира. Натурфилософия, строя общую картину природы, непонятные явления природы толковала созерцательно-умозрительно, придумывая, например, жизненную силу или мифическое вещество («эфир»).

В ранней древнегреческой натурфилософии исходными первоначалами мироздания считали либо «стихии» (воду, воздух, огонь, землю), либо мифическое первовещество - «апейрон» Анаксимандра.

Пифагор и его школа первоосновой считали «все есть число» и рассматривали Вселенную как гармонию чисел и геометрических фигур (создали мистическую математику), обогатили саму математику теоремами и понятием иррациональности.

В V-IV вв. до н.э. Демокрит приходит к идее неделимых частиц – атомов, т.е. к натурфилософской идее атомизма: вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, необходимой для перемещения атомов в пространстве.

Крупнейший философ античности Платон истинной сущностью считал идеи, а вещи только несовершенные сущности идей.

Позднее, величайший философ античности Аристотель создает учение о материи и форме: мир состоит из вещей, и каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Аристотель приходит к идее абстрактной «первоматерии», лишенной всякой формы, всяких свойств и качеств и не имеющей определенности.

Чистая форма – вечный двигатель, источник движения и жизни. «Первоматерия» Аристотеля в соединении с простейшими формами (теплое, холодное, сухое, влажное) образует четыре элемента: огонь (теплое + сухое), воздух (теплое + влажное), вода (холодное + влажное) и земля (холодное + сухое). Важную роль в учении о Космосе играл принцип отсутствия пустоты в природе.

Основу вещей по Аристотелю составляют четыре причины: материя; форма (то, что отличает статую от куска мрамора); действие, или начало движения (то, что вызвало их появление – или наше понимание понятия «причина»); цель (замысел, намерение).

Первоэлементы расположены в определенном порядке, который задает структуру Космоса. В центре находится первоэлемент земля, образующий планету Земля – центр Вселенной, неподвижную и сферической формы. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, далее огонь, протирающий до сферы Луны. Выше надлунный, божественный мир из эфира с равномерным круговым движением небесных тел, прикрепленных к материальным вращающимся сферам, сделанным из неизменного эфира. Надлунный эфирный мир принципиально отличается от подлунного изменчивого мира. За сферой неподвижных звезд находится перводвигатель сфер – Бог.

Одна из проблем описания движения связана с парадоксами (апориями) Зенона: «Дихотомия» («деление пополам»), «Ахиллес» («быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху»), «Стрела» («летящая стрела покоится»), «Стадий» («движение навстречу друг другу»). Зенон поставил вопрос о природе континуума (непрерывного, связанного, целостного единства точек, чисел или физических величин), который актуален и для современной науки.

Античная наука – натурфилософия была космоцентричной, теория была оторвана от практики, а знание – от опыта.

Принцип центральности и неподвижности Земли и принцип конечности и вечности Космоса с иерархической организацией подлунного и надлунного миров со своими законами выражают суть аристотелизма. В картина мире Аристотеля Вселенная представлена неоднородной и анизотропной (в каждом направлении действуют свои законы), в этом принципиальное ее отличие от научного представления о мире в XVII в.

Античный образ мира представлял собой геоцентрическое учение о мировых сферах с принципиально различной физикой земных и небесных тел – был как результат аристотелевской научной революции. И хотя идея геоцентрической системы мира неверна, но это не значит – что ненаучна.

Космология Аристотеля – мировоззренчески означала геоцентризм, позже он был математически обоснован Птолемеем, занимал господствующее положение в религиозных представлениях о мире вплоть до XVI века.

Аристотель стал основателем физики – разработал учение о движении – механику, разделив движение на совершенное движение небесных тел и несовершенное движение земных тел, в котором различал естественное движение – движение тела к своему месту (тяжелого вниз) и насильственное движение – требующего применения силы, даже равномерное и прямолинейное движение у Аристотеля происходит под действием силы.

Такое познание природы называется синкретическим, для нее характерно нерасчлененное представление об окружающем мире, господство наблюдений, а не эксперимента; догадок, а не точных выводов.

В эпоху эллинистически - римского периода вопросы объективного устройства мира, законов природы постепенно передаются от философии к конкретным наукам. Наибольшее развитие получает математика в Александрийской математической школе. Евклид (основатель школы) в своих «Началах» изложил все достижения древнегреческих математиков в аксиоматической форме.

Универсальной ученостью отличался Эратосфен, величайшим математиком (геометром) древности был Аполлоний Пергский, величайшим алгебраистом эпохи эллинизма был Диофант Александрийский, наконец, Архимед сыграл основополагающую роль в становлении статики и гидродинамики, можно сказать, Архимед заложил основы прикладной и теоретической механики. Величайшим изобретателем механизмов был Герон Александрийский, в своих устройствах использовал реактивное действие струи пара, построил прообраз реактивного двигателя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Картины мира и научное мировоззрение | Изобретение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.