Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Картины мира и научное мировоззрение

Научное мировоззрение можно определить как систему взглядов, концепций, теорий и представлений, дающих информацию о мире в целом.

Состояние научного мировоззрения в определенном временном интервале, в рамках данной эпохи принято обычно называют картиной мира.

Но картину мира не следует представлять в виде рисунка или живописного полотна. Она очень сложна по своему строению и складывается из совокупности разнородных знаний и представлений.

Стремление к единству понимания физического мира и к созданию единой теории в настоящее время разделяется практически всеми физиками. Но структура физической теории и способы ее построения диктуются не столько и не только фактами, отражающими объективный мир, но и установками человека, его представлениями о том, каким должно быть его знание о мире, какой должна быть «хорошая физическая теория».

Таким образом, за авансценой физических понятий, суждений и теорий вырисовывается вопрос об отношении человека к миру, о влиянии человеческих ценностей и установок на развитие научного знания.

В древнейший период человеческой истории мировоззрение было мифологическим, картина мира складывалась из разобщенных, часто не связанных между собой мифов, объясняющих происхождение Вселенной, животных, растений и человека. Мифы объясняли также определенные события и эпизоды в жизни древних людей.

В эпоху античности системообразующим принципом картины мира стал космос. Сам человек рассматривался как микрокосмос. Наглядным образом этой картины и главным ее символом были круг, сфера, процесс вращения. На формирование такой картины огромное влияние оказывало наблюдение за движением небесных светил, за циклическими процессами в растительном и животном мире, а также великие изобретения, например, изобретение колеса.

В эпоху средневековья складывается совсем другая картина мира: она статична, ее стержнем является бог, весь мир проникнут иерархическими структурами, основанными на соподчинении, субординации низших высшим. Центральным для этой картины является взаимодействие человеческой души и божественного начала, пассивной природы и божественного творческого помысла. Рамки этой картины мира образуют акт творения мира и конец света, а астрофизическая модель целиком определяется астрономическими представлениями Аристотеля (384 – 322 до н.э.) и Клавдия Птолемея.

В период позднего средневековья, Возрождения и раннего капитализма (XIII – XVIII вв.) решающим фактором формирования картины мира было изобретение механических часов и создание разнообразных транспортных и производственных машин. Весь мир начал представляться в виде огромного часового механизма, созданного и заведенного великим часовщиком – богом. Эти механические представления были философски обоснованы Р. Декартом (1596 – 1650), другие мыслители пошли еще дальше. Например, Б. Спиноза представил и процесс мышления как особую автоматическую деятельность, а Т. Гоббс и некоторые другие мыслители XVII – XVIII вв. включили в механическую картину мира и общество, понимавшееся ими как гигантский механический агрегат взаимодействующих и борющихся социальных частиц – человеческих индивидов.

В настоящее время идет формирование новой, сверхсложной картины мира. Ее детали до сих пор не состыкованы. Для ее создания используются современные знания о структуре Вселенной и элементарных частиц, о кварках и глюонах, о многомерных пространствах; осмысливаются сложнейшие биологические представления о природе живой материи, знания о закономерностях общественного развития и природе человеческого интеллекта. Связь между деталями этой картины осуществляется посредством понятия об информационных процессах, пронизывающих и связывающих природу, общество и мышление.

«Художником» такой картины должно быть сообщество ученых: по причине того, что современная картина мира является научной. Окружающий нас мир изучается сотнями различных наук: физикой, химией, биологией, астрономией, социологией, геологией, генетикой, информатикой и т.д.

Отношение же человека к миру и мира к человеку составляет предмет философии, поэтому обоснование мировоззрения и синтеза картины мира, фиксирующей отношения между человеком и окружающей средой, место человека во Вселенной и в обществе, являются философской задачей - основным вопросом философии.

В глубокой древности греческие мыслители считали все в мире изменяется, двигается, развивается, постоянно возникает нечто новое, исчезает или преобразуется старое, по причине внутренней противоположности и противоречивости, присущих всем явлениям и процессам. Именно последовательное разрешение противоречий и преодоление противоположностей образует источник движения и развития, глубинных оснований для возникновения нового и преодоления, отрицания того, что отжило свой век. Такой метод получил название диалектического метода познания мира (диалог – как способ выяснения истины). Парадоксально, но именно под влиянием успехов механики в XVII – XVIII вв. сложился преимущественно антидиалектический подход, связанный с применением методов механики за пределами механических процессов: к живой природе, к обществу, человеку, мышлению, что привело к возникновению крайне упрощенной картины мира. Такой антидиалектический подход к познанию получил название метафизического метода.

Научные открытия в физике в XIX веке: о связи между электрическими, магнитными и оптическими явлениями - законы электродинамики, сформулированные в математической форме Дж. Максвеллом (1831 – 1879)) и созданная им электромагнитная теория подвела некоторых ученых к выводу, что наряду с веществом в природе реально существует электромагнитное поле, которое отличается от вещества.

В конце XIX в. отдельные ученые выступили против некоторых положений механицизма (Э. Мах), но подавляющее большинство ученых отвергло его идеалистические взгляды (махизм).

Наконец, на рубеже XIX и XX вв. были сделаны открытия, революционно затронувшие основы естествознания: 1) электрона – отрицательно заряженной частицы, 2) положительно заряженных частиц, 3) экспериментально доказывается существования атомов, 4) открывается радиоактивность. Эти открытия опровергли окончательно метафизику.

Самим же физикам надо было смириться с мыслью, что объекты микромира невозможно не только непосредственно наблюдать, но и наглядно представить; каждый из микрообъектов обладает свойствами, с точки зрения классической физики, несовместимыми – и свойствами волн, и свойствами частиц. При этом, чем точнее мы определяем местопребывание микрообъектов, тем неопределеннее оказывается их импульс, и наоборот. Открыв эти необычные явления, ученые создали в 20-х гг. XX в. квантовую теорию. Согласно этой теории, можно точно предсказать не сами положения и импульсы квантовых объектов, но лишь вероятности значений этих величин.

Многие ученые считают квантовую механику завершенной теорией, обладающей внутренней полнотой. Но, к примеру, А. Эйнштейн до конца своих дней считал, что квантовой теории предстоит значительная перестройка, и отрицал ее завершенность. Сегодня ученые сталкиваются с трудностями, показывающими, что уровень природы, отражаемый квантовой теорией, отнюдь не последний.

Крупный американский физик Д. Бом (занимался философскими вопросами физики - «Причинность и случайность в современной физике». – М.: 1959), считал, что природа неисчерпаема, а любая теория является только ступенью проникновения в суть вещей, выясняющей конечные аспекты бесконечной реальности; развитие познания реальности безгранично, и каждая теория постигает ее в известных пределах, за которыми начинаются неясности, а их преодоление ведет к новым теориям. Именно так обстоит дело с неясностями, возникшими ныне в квантовой теории.

 

 

Дисциплина: Физическая картина мира

Приложение 3.1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС 33 (3). Кредитная история: понятие, состав | Натурфилософское созерцание мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.